Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Методологический и социосинергетический контекст проблем развития (секционная дискуссия)

Содержание:

Синергетика и налоговая система России

Налог, в его философском смысле есть общественно необходимое благо. Платить его обязан каждый, тем самым каждый делает посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей страны.

Однако, в ходе реформирования налоговой системы России выяснилось, что люди не хотят платить налоги. По данным Минфина из-за сокрытия доходов в консолидированный бюджет России недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов.

Почему же нвлоговые реформы оказываются ошибочными и недостаточными? Почему налоги не выполняют свое общественное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства? Как сделать уплату налогов действительно потребностью российских граждан? Для этого необходимо, чтобы налоговые преобразования разрабатывались с учетом современных научных концепций.

В условиях неопределенности и постоянных изменений ответ на многие вопросы может дать синергетика. Данный термин был впервые применен в 70-х годах прошлого столетия Г.Хакеном. Синергетика – это общенаучное междисциплинарное направление, изучающее закономерности самоорганизации и упорядочения в системах самой разной природы. Синергетика занимается явлениями, которые возникают от совместного действия нескольких разных факторов, в то время как каждый фактор в отдельности к этому явлению не приводит.

Синергетику часто определяют как науку о самоорганизации. Последнее означает самопроизвольное усложнение формы, или в более общем случае структуры системы при медленном и плавном изменении ее параметров.

Кроме того, синергетика – это наука о неожиданных явлениях. Хотя неожиданными они могут быть только на первый взгляд. Можно сказать, что любое качественное изменение состояния системы производит впечатление неожиданного. При более детальном анализе выясняется, что ничего неожиданного в этом нет. Причиной «неожиданного» как правило является неустойчивость.

Анализ, вскрывающий причину неожиданного явления, и составляет предмет синергетики. Применив синергетические методы к практике налогообложения, можно сконструировать модель поведения общества, его реакцию на те или иные изменения параметров налоговой реформы.

Как уже говорилось, изменения явления вызывает комбинация факторов, которые в отдельности к такому изменению не приведут. Налоговая реформа еще не исчерпала себя, и необходимо максимльно уменьшить риск потерь от неправильных решений. Увеличение (как, впрочем, и снижение) ставки налогообложения дают положительный эффект лишь в определенных социально-экономических условиях и до определенного момента. Этот тезис, неоднократно подтвержденный на практике, яркий пример нелинейного явления диссипативной структуры.

Диссипативная структура (термин предложен И.Р. Пригожиным) – это самопроизвольно возникающие образования. Кроме того, при изменении налоговой ставки необходимо учитывать такие факторы как общественное мнение, настроения, сложившиеся в обществе на данный момент, а также историю, культуру и традиции уплаты налогов, состояние экономики, социальной сферы и даже внешнеполитический курс государства.

Говоря о самоорганизации в связи с проблемой уплаты налогов, хочется отметить, что наиболее важным здесь представляется самоорганизация индивида. Другими словами, как сделать уплату налогов естественной потребностью и частью существования гражданина. Опять же здесь имеет место целый ряд факторов.

На данном направлении больших успехов добились ведущие экономические державы. Например, в США не платить налоги является признаком дурного тона, не говоря уж о строжайшем наказании за подобные действия. В России на сегодняшний момент ситуация диаметрально противоположная, и путь, по которому будет протекать развитие налоговой реформы, должен привести к цивилизованному варианту налоговых отношений.

Что касается неожиданностей, то их в процессе становления налоговой системы возникает больше, чем хотелось бы. Это и понятно: система далека от равновесия и устойчивости, поэтому любые незначительные изменения одного из факторов приводят к неожиданным, и порой резким изменениям результата. Спрогнозировав причины, вызывающие неожиданные явления, можно существенно снизить риски крупных ошибок и просчетов. Это позволяет сэкономить значительные средства государства, а главное время, которое не будет потрачено на движение по неверному пути.

Написано: admin

Март 21st, 2012 | 10:55 дп