Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов




Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи | Материалы

Безопасность личности в российском обществе

Одним из важнейших условий существования и развития личности является обеспечение ее безопасности, то есть создание совокупности таких условий (ценностно-ментальных, правовых, жизнедеятельности и иных), в которых личность чувствовала бы себя полностью социально защищенной. Состояние безопасности личности – важнейший критерий демократичности и цивилизованности современного общества. Речь, естественно, идет не о либеральном варианте обеспечения прав и свобод личности, а о приемлемом для личности обществе и государстве, где созданы нормально-действующие механизмы социальной защищенности личности, ее интересов, прав и свобод. Это относится и к российскому обществу, находящемуся в стадии социальной трансформации и реформирования.

Актуальность исследования проблемы безопасности личности в российском обществе обусловлена особой ролью безопасности личности в системе национальной безопасности вообще и безопасности российского общества, в частности. Для индустриальной цивилизации характерно обращение в первую очередь к проблемам государства и общества в целом и вопиющее невнимание к личности, ее интересам и сферам жизнедеятельности, условиям формирования и развития. В России это стало традицией социально-исторического развития, а в советской России считалось огосударствление личной и частной жизни одним из преимуществ общественного развития.

Начавшаяся в начале 90-х годов социальная трансформация и политическая модернизация российского общества поставила в повестку дня качественно новое отношение к личности, к обеспечению ее прав и свобод, созданию эффективно действующих механизмов и норм ее защищенности. Этот процесс далеко от своего завершения и требует своего развития и корректировки, также как недостаточная развитость и зрелость правовых основ регулирования отношений между личностью и государством в прошлом и сегодняшнем российском обществе, в том числе – отношений безопасности и социальной защищенности. В советский период Россия не нуждалась в развитии правовых основ по той простой причине, что общество априори считалось «самым демократическим в мире».

На сегодняшний день, качественные изменения российской государственности, становление ее институционально-функциональных, ценностных и социокультурных основ стали главным условием формирования и развития личности в России. По большому счету в России нет государства и государственности, институты которых бы принимали активное участие в защите интересов личности, занимались бы их безопасностью в различных условиях. Не говоря уже о том, что личность необходимо обезопасить и от самого государства, его аппарата чиновников.

Такое государство предстоит создать, причем в новых геополитических, социально-политических и культурно-исторических условиях. Демократическая по природе государственность – пожелание и будущее российского общества. А личность должна быть защищена и обезопасена в настоящих условиях. Современное российское общество нуждается в социально-ориентированной политике государства, всех его институтов. Если функционирование такой политики будет опираться на законодательную базу и правовые механизмы и нормы, то личность будет чувствовать себя социально-защищенной и обеспеченной. К сожалению, наше общество не может похвастаться эффективной социальной защитой личности в условиях реформирования и обновления, а саму развитую отрасль социальной политики предстоит еще создать.

Человек – это частица и вместе с тем основа всякого общества и государства. Поэтому любое общество должно быть заинтересовано в развитии каждого своего гражданина, в охране безопасности, благ и интересов личности. Об отношении к человеку со стороны общества и государства можно судить исходя их того, какие материальные, физические и моральные блага ему представляются, каковы гарантии прав и свобод личности и как они обеспечиваются.

Этот вопрос обсуждается в современных дискуссиях ученых, делающих вывод, что в ходе происходящих в обществе преобразований, тех или иных событий возрастает количество факторов, способствующих биологической деградации человека, угрожающей его будущему.
Здесь имеются в виду не только физические, но и психологические факторы, связанные с загрязнением среды обитания человека, увеличением так называемых болезней цивилизации (психические расстройства, самоубийства и многие другие), психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми, приводящих к стрессовым состояниям и целому ряду подобных заболеваний.
Сегодня перед человеком остро стоит одна из фундаментальных проблем нашей цивилизации – сохранить себя как вид, приспособленный к изменяющимся условиям среды – социальным и природным, адаптироваться к окружающей среде. Без учета этой проблемы невозможно правильно поставить вопрос о перспективах безопасности человека. Вместе с тем новые возможности дают средства развития человека как биосоциального существа, которые, однако, могут быть реализованы лишь в подлинно разумных и гуманных социальных условиях.

Никогда ранее технический базис производственной, трудовой деятельности, происходящие в обществе события, не предъявляли таких высоких психологических требований к человеку, как в условиях демократических преобразований. Никогда ускорение, интенсификация темпов, ритмов жизни не были столь стремительны и не приводили к такому ряду факторов, отрицательно влияющих на безопасность личности. Наконец, никогда ранее среда обитания человека не была так загрязнена ионизирующими излучениями и химическими веществами, крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека.

Изменится ли при этом сам человек, его биология и генетика, психофизиологические качества? Как отразится все это на физическом и духовном облике человека, продолжительности его жизни и самом восприятии ее смысла и цели? Эти вопросы имеют поистине глобальный характер. Более того, ответ на них прямо связан с решением проблем обеспечения безопасности личности. Следовательно, весьма важно определить, к чему государство должно быть готово и как обязано ставить и решать эти проблемы.

Требования  к  содержанию подготовки студентов   реализуются через учебный план. Для обеспечения высокого уровня учебные планы постоянно совершенствуются, обновляется содержание дисциплин.

В процессе обучения студенты должны приобрести следующие  основные компетентности:

Межличностные профессиональные компетентности:

— следовать принципам справедливости, долга, честности и уважения человеческого достоинства;

— эффективно работать в коллективе, быть толерантным, обладать мобильностью;

— обладать инновационным мышлением;

— уметь работать в  интернациональной среде и воспринимать культуру других народов;

— быть приверженным корпоративной культуры;

— иметь мотивацию к непрерывному образованию;

-уметь принимать нестандартные решения.

Общепрофессиональные компетентности:

— владеть способностью к управленческим инновациям;

—  уметь вырабатывать адекватные модели взаимодействия власти, бизнеса и общества;

— знать принципы распределения функций между государством и субъектами бизнеса;

— понимать суть государственно-частного партнерства;

— критически оценивать практику государственного регулирования предпринимательства.

Профессиональные компетентности:

Уметь:

— создавать инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества;

—   руководить службами и подразделениями, в задачи которых входит налаживание взаимодействия власти, бизнеса и общества.

Иметь навыки:

— формирования эффективной стратегии взаимодействия власти, бизнеса и общества на различных уровнях управления;

— решения оперативных задачи, возникающих в процессе установления связей   органов власти с бизнес-структурами

— снижения рисков    при выстраивании взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Высокая степень профессиональной подготовленности студента обеспечивается сбалансированным сочетанием фундаментальных теоретических знаний и специальных прикладных знаний и умений.

Образовательный эффект достигается за счет целостного формирования ключевых профессиональных компетентностей выпускника

Активные формы занятий,   стажировка

Для успешной подготовки студентов   используются    результативные методы обучения: дискуссии, деловые игры, учебные конференции,  организация  занятий с использованием списка вопросов, имеющих отношение к поставленной задаче.

Стажировку студентов планируется проводить как в органах государственной власти  в РФ, так и за рубежом, где участники могут    изучить   опыт внедрения инновационных технологий в производство,  опыт регионального развития и привлечения инвестиций в экономику регионов, углубить и расширить имеющиеся знания в области содействия экономическому развитию на муниципальном и региональном уровне с целью экстраполирования полученных знаний на ситуацию в своем регионе/муниципалитете; познакомиться с опытом практической реализации теоретических подходов; разработать в рамках индивидуальных конкретных проектных заданий новые решения по изменению сложившейся ситуации; выступать затем в роли мультипликаторов в ходе реформирования системы управления.

Формы текущего контроля и промежуточной  аттестации

Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется   в устной  форме или с применением тестов.

Форма промежуточной аттестации    – реферат

Форма итогового контроля

Форма итогового контроля  –   экзамен.

Экзамены  принимаются преподавателями, ведущими лекционные, практические   занятия по данному курсу, а в случае отсутствия их по каким-либо причинам – преподавателем, назначенным заведующим кафедрой.

Результаты экзамена оцениваются отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

При явке на   экзамен  студент обязан предъявить зачетную книжку. Результаты зачетов проставляются в зачетной ведомости и в зачетной книжке студента. Запрещается передавать зачетные и экзаменационные ведомости через студентов.

Для студентов, не выполнивших   учебный план по уважительным причинам, подтвержденным соответствующими документами, деканом факультета по согласованию с соответствующей кафедрой устанавливаются индивидуальные сроки сдачи зачетов и экзаменов.

Ресурсно-техническое обеспечение дисциплины

Перечень специализированных аудиторий и оборудования

Лекционные занятия проводятся в специальных лекционных залах, оборудованных видео- и мультимедиапроектором, мобильным освещением, микрофоном с усилителем звука, видео-экраном, универсальной доской (мел, маркеры).

Практические занятия проводятся в специальных аудиториях, оборудованных кодоскопом, видео- и мультимедиа-проектором, универсальной доской (мел, маркеры).

Методические указания  студентам

Методические рекомендации подготовки  к активным формам занятий.

Подготовка   к активным формам занятий необходима для углубленного самостоятельного изучения проблем дисциплины. Студенту, изъявившему  желание выступить  с сообщением, желательно  заранее  ознакомить преподавателя с сообщением,   а во время выступления  не читать текст, а излагать его самостоятельно. Время выступления – 10 мин.  Сообщение обычно вызывает вопросы, на которые студенту будет необходимо ответить. Активные формы занятий  усиливает   навыки студента  общения с аудиторией и закрепляет его знания.

Порядок работы над рефератом

Цель подготовки реферата состоит в том, чтобы на  углубленно рассмотреть  взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития, возможности их совершенствования формы и российские особенности  развития взаимоотношений власти, бизнеса и общества.

Подготовка реферата осуществляется в следующей последовательности:

  1. Выбор темы. Студент может  уточнить тему реферата  или предложить   собственную тему и согласовать ее с преподавателем.
  2. Подбор литературы. Для подготовки реферата необходимо изучить 5-7 теоретических источников, включая учебную и научную литературу.
  3. Составление плана реферата. Реферат   включает ведение, 3-4 ключевых вопроса темы и заключение.
  4. Изучение подобранной литературы,  ее критический анализ, формирование собственного отношения к предмету изучения.
  5. Оформление текста реферата.  Реферат  выполняется на писчей бумаге формата А4 объемом 15-20 стр. печатного текста через 2 интервала. На странице размещается 28-30 строк, в строке  58-60 печатных знаков.  Поля: сверху 2, 0 см, слева – 3,0 см, справа – 1,0 см, снизу – 2,5 см. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На титульном листе указывается наименование учебного заведения и кафедры, тема реферата, инициалы и фамилия студента, номер учебной группы, инициалы  и фамилия преподавателя, место и год написания реферата.

При цитировании литературы необходимо делать ссылки на источники по правилам библиографического описания.

Реферат завершается списком использованной литературы

Требования к содержанию курсовых работ.

Тема курсовой (выпускной) работы может быть выбрана студентом из списка, предлагаемого кафедрой или определена самостоятельно, исходя из научных интересов студента.

Курсовая работа представляет собой анализ одной из теоретических проблем, обобщаемой на основе рекомендованной научным руководителем литературы

В процессе работы студент овладевает методом подбора литературы, составления библиографии, методом критического чтения, умением выбирать наиболее значительные теоретические аргументы, сравнивать точку зрения и логику авторов, излагающих дискуссионные проблемы, находить  сильные и слабые стороны изучаемого вопроса. Студент должен широко использовать фактический материал и дать его критического анализ. При разработке конкретных положений и выявлении тенденции целесообразно использовать математические методы анализа экономики.

Рекомендуемый объем курсовой работы – 30 страниц текста.

Требования к выпускной квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа должна носить аналитический характер и представлять собой законченную разработку актуальной проблемы. Она должна включать в себя теоретическую часть, демонстрирующую знание  теории управления, а также экономической теории в рамках разрабатываемой темы; практический раздел, в котором показывается умение использовать методы и содержание изученных дисциплин для решения поставленных в работе проблем. При ее написании должны использоваться такие элементы научной работы как обоснование определенного понимания вопроса, аргументирование  своих теоретических суждений по дискуссионным проблемам, критика имеющихся точек зрения на их решение.

В работе должен быть широко представлен самостоятельно собранный фактический материал, студенты должны продемонстрировать умение пользоваться математическим и иным инструментальным аппаратом, а также навыки работы на компьютере.

В целом выпускная квалификационная работа должна отразить умение студента самостоятельно разработать избранную тему и применять полученные знания при решении конкретных задач.

Рекомендуемый объем данной работы – не менее 50 стр. (исключая приложения и библиографию).

Рекомендуется следующая структура курсовых и выпускных квалификационных работ.

Введение, в котором обосновывается выбор темы, показывается ее значение, дается обзор имеющейся по теме литературы и выделяются те вопросы темы, на которые автор собирается сосредоточить свое внимание.

Основная часть, в которой формулируется проблема, излагается ее интерпретация, анализируются точки зрения и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора и ее обоснование.

В этом разделе приводятся результаты самостоятельного анализа автором  литературы по теме, статистических материалов. Здесь же дается оценка изучаемого явления. В соответствии с планом работы основная часть должна быть разбита на главы и параграфы.

Заключение, в котором излагаются теоретические и практические рекомендации автора.

В библиографии должны быть представлены основные источники по теме, статистические издания.

Все цитаты, таблицы, фактические данные, приводимые в работе, должны быть снабжены сносками.

Курсовые и выпускные квалификационные работы распечатываются на стандартных листах нелинованной бумаги и сдаются в сброшюрованном виде.

На титульном листе должны быть указаны название кафедры, по которой выполняется работа, фамилия, имя, отчество автора, название темы, фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и научное звание.

Оценивая работу, научный руководитель и рецензент отмечают ее актуальность, научное и практическое значение, оригинальность идей и степень самостоятельного выполнения работы. Учитывается полнота формальных реквизитов (оглавление, библиография, выделение глав и разделов), характер оформления, стиль и грамотность.

На защите выпускной квалификационной работы  студенту предоставляется слово, для изложения в течение 5-10 минут  основных положений работы (по возможности с использованием мультимедийных средств для презентаций). Затем члены комиссии могут задать вопросы, на которые студент должен дать исчерпывающие ответы. После выступления рецензента студенту предоставляется возможность ответить на замечания.

Межсессионная работа

Особенности организации учебного процесса (заочная форма) предъявляет особые требования к  межсессионной работе студента. В процессе самостоятельной межсессионной работы слушателям предлагается проработать материалы, которые формируются в виде специального  портфеля учебных пособий для каждого курса; организуется система информации на сайте кафедры; предоставляются возможности  дистанционного освоения знаний.

Прикладные компьютерные программы, базы данных

На кафедре инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе создается собственная   база  данных по проблемам взаимодействия власти, бизнеса и общества, имеются в наличии электронные варианты  учебных и учебно-методических материалов.

В кабинете кафедре возможен доступ к   электронным ресурсам сетей интранет, интернет, интерактивным сайтам, базам данных  РГБ,  ИНИОН, МГУ.

2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

2.1. Характеристика используемых форм, методов и технологий контроля учебной работы

Для текущего контроля используются следующие подходы:

— периодичная оценка результатов учебной деятельности каждого студента с учетом как  аудиторных занятий, так и самостоятельной работы;

— проведение текущих контрольных мероприятий;

— оценка  выступлений в дискуссиях, на круглых столах.

В качестве промежуточной формы контроля используется  подготовка рефератов, где оценивается в первую очередь   умение студента применить к исследуемой ситуации теоретические концепции курса.

Форма итогового контроля  изучения дисциплины   —  экзамен, проводимый в устной форме.

2.2. Примеры контрольных заданий

Темы рефератов по курсу

«Теория взаимодействия власти, бизнеса и общества»

  1. Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития
  2. Совершенствование системы отношений власти, бизнеса и общества
  3. Мотивация взаимодействия власти, бизнеса и общества
  4. Перспективные направления взаимодействия государства и  корпораций в условиях посткризисного развития
  5. Этика взаимоотношений государства и бизнеса
  6. Основные тенденции взаимодействия бизнеса и власти в современной России
  7. Национальная культура как основа взаимодействия власти, бизнеса и общества
  8. Развитие институциональной среды   взаимодействия  власти, бизнеса и общества
  9. Институциональная среда региональных (муниципальных) экономических систем и ее развитие

10. Цивилизованное лоббирование как технология взаимодействии власти, бизнеса и общества

11. Проблемы укрепления и развития взаимодействия между государством, бизнесом и НКО

12. Взаимодействие власти, бизнеса и общества в городском поселении

13. Развитие социальной ответственности бизнеса

14. Формы и российские особенности социальной ответственности бизнеса

15. Особенности кластерной модели взаимодействии власти, бизнеса и общества

16. Принципы формирования корпоративной модели взаимодействия власти, бизнеса и общества

17. Сетевая экономика как основа взаимодействия власти, бизнеса и  общества

18.  Стратегический альянс бизнес-сообщества с региональными органами власти

19. Альянс бизнес-сообщества с муниципальными органами власти

20.  Государственные услуги в системе взаимодействия власти, бизнеса и общества

21.  Развитие электронных государственных услуг в России

22.  Развитие альтернативной энергетики в условиях России

2.3. График текущих  промежуточных аттестаций и контроля выполнения учебной программы

Текущий контроль успеваемости осуществляется в соответствии с учебным расписанием в течение сессии и предполагает оценку   участия студентов в активных формах занятий. Промежуточная аттестация осуществляется  в процессе изучения дисциплины.   Сроки сдачи экзамена    определяются в соответствии с учебным планом, расписанием и графиком пребывания студентов на сессии. Порядок проведения экзаменов устанавливаются кафедрой. Экзамены проводятся в объеме программы дисциплины в устной   форме. При проведении устного экзамена студенту предоставляется время на подготовку не менее 30 минут.  Состав преподавателей для проведения экзамена утверждается заведующим кафедрой. Знания студентов на экзамене оцениваются отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».  В случае неявки студента на   экзамен или переэкзаменовку против его фамилии экзаменатор проставляет запись «не явился».  По окончании экзамена    ведомость сдается в деканат.

Защите от противоправных посягательств на общественные отношения, содержание которых составляют жизнь и другие физические блага личности, в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах отводится значительное место . Это свидетельствует, с одной стороны, о серьезном внимании государства к охране такого рода общественных отношений, а с другой – о его стремлении совместно с общественными объединениями вести борьбу с посягательствами на безопасность личности всеми организационными, правовыми и другими средствами.

Анализ проблем безопасности современных государств свидетельствует о том, что личность, общество и государство выступают одновременно как ее объекты и субъекты на всех уровнях бытия социума -межгосударственном, региональном и национально-государственном. В системах безопасности многих современных государств существует известный дисбаланс между статусом и ролью различных субъектов, при котором приоритет отдается безопасности общества и государства в ущерб безопасности личности. Между тем, как показывает практика, личность подвергается в большей мере воздействию деструктивных факторов, природных и социальных катаклизмов, чрезвычайных обстоятельств, обусловленных состоянием развития общества и государства. Безопасность личности выступает, таким образом, актуальным объектом и предметом практического и исследовательского интереса.
Понятие «безопасность личности» на разных этапах развития человечества претерпевало изменения и насыщалось новым содержанием.

На этапе возникновения и становления земной цивилизации перед людьми прежде всего стоял вопрос о выживании, т.е. пользуясь современной научной терминологией, о физической безопасности человека от угроз преимущественного насилия. В этой связи философы вплоть до XVIII в. не проводили различия между понятиями «безопасность» и «выживаемость».
На следующем этапе, приблизительно в XVIII в., все отчетливее стало проявляться давление на личность со стороны государства, которое возникло в целях объединения людей для нейтрализации внешних угроз их физической безопасности. В трудах мыслителей эпохи просвещения речь шла о необходимости обеспечения государством свободы личности, выдвигались концепции обеспечения государством свободы личности, неотъемлемых прав человека, в частности права граждан на сопротивление незаконной реализации государственной власти.

На современном этапе содержание понятия безопасности личности расширилось вследствие того, что человечество осознало важность обеспечения коллективной безопасности в планетарном масштабе, оказавшись лицом к лицу перед угрозой в первую очередь экономического и экологического характера, нейтрализация которой невозможна посредством только национальных и региональных систем безопасности.

Для лучшего уяснения понятия безопасности личности, обратимся к истории его возникновения.

В философском и научном наследии России, Востока и Запада немало фактов, указывающих на пристальное внимание, которое еще в глубокой древности уделялось проблемам выживания, безопасности человека, племени, народности, нации, государства, города-полиса.

Античные мыслители (Платон и Аристотель) считали, что государство представляет собой высшую форму человеческого общения и возникает тогда, когда человек начинает нуждаться в помощи других, близких и дальних, оценивая эту нужду и потребность в материальных благах, услугах по защите и охране города, в людях, способных управлять.
С возникновения проблемы безопасности личности, общества, государства появилась настоятельная потребность научного обоснования основ ее обеспечения. Так, Платон говорит о безопасности как о предотвращении вреда. При этом понятие «безопасность» у него базируется на таких определениях, как «помощь – препятствие для существующего или возможного зла», «спасать – оберегать кого-либо от вреда» .

Во времена Древнего Рима великий Цицерон выдвинул концепцию, что с появлением собственности на землю возникает не только необходимость ее охраны и обеспечения безопасности ее владельцев, но и потребность в системе обеспечения безопасности государства в целом .

Позднее, в конце XIX – начале XX в. в трудах ученых описывается понятие «страха», разрабатывается теория «гибели». Они утверждали, что будет «вымирание государственно-правового и народно-правового сознания, бесправие и нивелирование индивида, террор внутри и войны вовне. Грозно переплетается в грядущем современный кризис со странными войнами между народами. Спасение может прийти лишь из внутреннего мира человечества» . Однако великий русский историк Н.Карамзин утверждал обратное: «безопасность собственная есть высший закон в политике». Слабость системы безопасности, по мнению ученого, оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью государств, войнами, смутами, большими кровопролитиями .

Значительный вклад в формирование теории безопасности сделали и такие мыслители, как Фома Аквинский, Н.Макиавелли, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро и др.
Таким образом, безопасность, по общему признанию пожалуй единственная универсальная характеристика любого вида деятельности человека во всех сферах жизнедеятельности. В силу такого уникального свойства изучением понятия «безопасность» занимаются не только философы, историки, экономисты, психологи и т.п., но специалисты по военным, медицинским и даже техническим вопросам.

Как в политике, так и в науке сегодня уже практически ушел в прошлое подход в соответствии с которым безопасность рассматривалась лишь как безопасность государства, осуществляемая силовым путем, от угроз его целостности, суверенитету, конституционному строю, то есть только военную . Теперь диапазон аспектов рассмотрения безопасности заметно расширен.

Во-первых, политика осуществления безопасности военные меры предусматривает в крайнем случае и лишь с одобрения мирового сообщества. Во-вторых, к настоящему времени у мировой научной общественности складывается понимание того, что человечеству сейчас необходимо противостоять грозным опасностям на пяти – семи направлениях: военном, политическом, экономическом, социальном, экологическом, научно-техническом, информационном и др.
С начала двадцатого века в политической обиход достаточного широко вошло понятые «национальная безопасность». Появление этой категории в лексиконе политической науки обычно связывают с именем президента США Теодора Рузвельта. Именно он в своем послании конгрессу Соединенных Штатов в 1904 году оправдывал военную акцию по захвату зоны тогда еще планируемого к постройке Панамского канала интересами «национальной безопасности» США . После этого, понятие «национальная безопасность» стало использоваться как синоним военной обороны какой-либо страны. Однако уже закон США о национальной безопасности 1947 года определил ее как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования Соединенными Штатами различных средств – военных и невоенных – в своей внешней политике.
В научной литературе под национальной безопасностью, как правило, понимают «защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют стабильность общественно-политического и экономического развития». Такой подход закреплен и в законе РФ «О безопасности», где под последней понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз .
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 12 мая 2009 года по национальной безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» . Однако данное определение понятия «национальная безопасность» имеет довольно общее содержание, и, видимо, дано без учета научных требований к определению понятий и дефиниций.
Прежде всего, целесообразно исходить из общепризнанной посылки, что в обеспечении безопасности любого государства преследуются три важнейших стратегических цели: военная безопасность; экономическая безопасность (экономическое процветание); удовлетворение социально-экономических нужд населения (внутренняя социальная безопасность). Военная безопасность находится в противоречии с экономической и социальной. Более того, они в некотором смысле являются взаимоисключающими. Преувеличение военной безопасности и выделение на нее ресурсов сверх меры неизбежно ведет к подрыву экономической и социальной безопасности.
К середине XX века в связи с развитием научно-технического прогресса и гонкой вооружений сформировались как относительно самостоятельные виды безопасности – экономическая, экологическая, информационная и др.

Известный специалист в области безопасности B.C. Пирумов относит социальную структуру общества как объект защиты к политической сфере, а науку, образование, здравоохранение, то есть явления, всегда отождествляемые с социальной областью, к ряду этнических, религиозных, демографических и других факторов. При таком подходе социальной слагаемой нет среди основных элементов, составляющих, по мнению указанного автора, национальную безопасность. Хотя исследователь, конструируя структуру и взаимосвязь основных геополитических факторов и элементов национальной безопасности, вводит в перечень угроз и социальные .
В «Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации», когда дается определение национальной безопасности социальная безопасность, в отличие от экономической, политической, военной и других, почему-то отсутствует . Тем не менее, часто социальный фактор дается в национальной безопасности в одном ряду с научно-техническим, религиозным и другим. При этом не приводится структура этого фактора в отличие от экономического, политического и военного.
Авторы монографии «Социальная безопасность России», проводя анализ определений понятия «социальная безопасность», выходят на понятие национальной безопасности: «Бытуют еще два мнения. Первое, чтобы якобы широкое толкование понятия «социальная безопасность» отражает в комплексе все виды безопасности (экономическую, политическую, экологическую, военную и др.) и равнозначно понятиям «национальная безопасность», «безопасность России» и поэтому нет смысла в его употреблении. Второе состоит в том, что выделение социальной безопасности в узком смысле слова невозможно или крайне затруднительно, так как собственно социальные процессы почти невозможно отграничить от экономических, политических, духовно-нравственных и не случайно сплошь и рядом употребляются, например, «социально-экономическая», «социально-политическая», «социально-культурная безопасность» и т. д.
Все это отражает недостатки в исследовании проблем национальной безопасности в целом. Явно отстает формирование ее общей теории как систематизированного и обобщенного знания о безопасности, являющейся важнейшим условием выживания и развития человека, общества, государства, человечества» .
И с таким подходом нельзя не согласиться, национальную безопасность в соответствии с принципом объективности целесообразно рассматривать как систему, в которую органично входят в качестве элементов все виды безопасности.

Импонирует определение национальной безопасности, данное М.И. Мусатовым. Национальная безопасность, – отмечает он, – это такое состояние общества и страны в целом, которое позволяет сохранить ее государственную целостность, суверенно решать политические, экономические, социальные, культурные, военные и другие проблемы развития в интересах личности, общества и государства, выступать самостоятельным субъектом системы межгосударственных отношений .
Основанием для рассмотрения национальной безопасности как синтетического явления, интегрирующего различные виды безопасности: экономической, экологической, военной и т. п., является целый ряд факторов и условий:
• Настоятельная потребность людей, социальных групп, объединений в существовании именно этой страны;
• Для сохранения и развития самих себя, а также соответствующих жизненно важных объектов и ценностей (природных и социальных),
• Нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов
без создания данной системы безопасности,
• Наличие широкого круга чрезвычайных опасностей, которым
должна противостоять данная система безопасности,
• Политико-правовое закрепление в таком виде национальной
безопасности, наличие существующей концепции, политики и
стратегии.
Схематично система безопасности может быть представлена так: содержание данного феномена составляют виды безопасности (политическая, военная, экономическая, экологическая и т.д.), а эти виды реализуются на трех уровнях (безопасность личности, государства, общества), которые являются подсистемами.
Сама структура безопасности личности говорит о том, что в системе национальной безопасности любого цивилизованного общества данный структурный компонент общей системы безопасности специфичен, уникален и феноменален.
Безопасность личности – более обобщенная и широкая категория и явление, которое обеспечивается не только силами и свойствами самой личности, но в первую очередь внешними для личности факторами и условиями – государством и обществом, их правовыми, экономическими институтами в рамках всего спектра имеющихся возможностей в пределах действующего конституционно-правового и законодательного поля. Безопасность личности – категория междисциплинарного содержания (философии, социологии, политологии, антропологии, психологии, теории безопасности), в котором отдельные аспекты этого содержания могут быть предметом автономного научного анализа и рассмотрения. Нас в данном случае интересует политологическое содержание безопасности личности.
Как относительно автономная подсистема системы национальной безопасности безопасность личности предстает совокупностью взаимосвязанных компонентов, целостное выражение которых может быть классифицировано по различным основаниям (критериям).

По специфике сфер общественной жизни, в которых личность делает свой социальный и профессиональный выбор, есть целесообразность выделить:
• Экономическую безопасность личности;
• Социальную безопасность личности;
• Политическую безопасность личности;
• Духовно-идеологическую безопасность личности.
По характеру социальных преобразований, субъектом которых выступает личность, можно выделить:
• Безопасность личности в стабильных условиях социально-
экономического и политического развития;
• Безопасность личности в переходных условиях общественного развития;
• Безопасность личности в чрезвычайных условиях общественного развития.
В соответствии с характером угроз и опасностей можно выделить внутреннюю и внешнюю безопасность личности, имея ввиду защищенность элементов внутренней структуры личности и ее взаимоотношений с другими объектами общественной жизни. В данном смысле внутреннюю структуру безопасности можно представить как;
• Безопасность ценностно-культурных оснований развития
личности;
• Безопасность личных убеждений и мировоззрения личности;
• Безопасность прав и свобод личности;
• Безопасность права личности на выражение своего мнения;
• Безопасность выбора линии практического поведения;
• Безопасность личности в выражении своих чувств и эмоций.
Внешняя структура безопасности личности выражает состояние защищенности ее во взаимодействии с внешними обстоятельствами, которые могут представлять либо опасность, либо угрозу, либо различные степени риска, внешнюю сферу безопасности личности можно структурировать следующим образом:
• Безопасность личности в межличностных отношениях;
• Безопасность личности в групповых отношениях (идентификационная безопасность);
• Безопасность личности в отношениях е социальными институтами (институциональная безопасность);
• Безопасность личности в отношениях с профессиональными
организациями (профессиональная безопасность);
• Безопасность отношений личности с общественными организациями по интересам (корпоративная безопасность).

Таким образом, личность является объектом безопасности во многих смыслах, начиная с необходимости защищенности ее интересов и потребностей и заканчивая безопасной практической деятельностью.
Центральной проблемой теории безопасности личности является проблема угроз, опасностей и рисков, требующих их предотвращения. Нам представляется, что можно выделить несколько групп опасностей и угроз для личности.
Угрозы, вызванные нарушением законных прав личности (в том
числе по национальному признаку) и неспособностью (или самоустраненностью) государства их защитить (нарушение права на жизнь, труд, образование, жилье, бесплатное здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость и т.д.).
Группа угроз, опасностей и рисков связана с обострением криминогенной ситуации в обществе, ростом преступности, нарушениями
законности в деятельности правоохранительных органов и государственных структур.
Угрозы, опасности и риски, связанные с ухудшением здоровья
населения страны в результате несовершенства работы системы здраво
охранения и медицинского обслуживания, массового распространения
хронических и инфекционных заболеваний.
Далее хотелось бы рассмотреть уровни, на которых должна обеспечиваться безопасность личности. На федеральном уровне обеспечивается политическая безопасность государства, общества и в том числе и личности. Решают эти задачи органы центральной исполнительной власти: президент, глава правительства, министерства внутренних дел, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, по делам национальностей и региональной политике, транспорта, Федеральная служба контрразведки, органы прокуратуры, суда и другие центральные ведомства.
На федеральном же уровне решаются и общие, принципиальные проблемы безопасности общества и личности. Этим занимаются администрация президента (например: Комиссия по правам человека, Комиссия по делам женщин, семьи и демографии и др.), министерства социальной защиты населения, труда образования, высшей школы, службы миграции и занятости.
На региональном уровне субъекты Российской Федерации не только представляют ее общие интересы, но в рамках Конституции страны и ее законодательства, а также республиканских, краевых, областных правовых и административных актов выполняют функции по обеспечению социально-политической безопасности на своих территориях.

Однако во взаимоотношениях федеральных властей и субъектов федерации нередко возникают конфликты, затрагивающие аспекты социально-политической безопасности прежде всего в регионах. Это вопросы, касающиеся бюджета, налогов, финансирования крупных экономических проектов, внешних связей.
На местном уровне обеспечения социально-политической безопасности действуют органы городской, районной, поселковой исполнительной власти, подчиняющиеся соответствующим властным структурам (администрациям) в республиках, краях и областях. Однако на современном этапе местного самоуправления в нашей стране его функции крайне ограничены. Так, согласно статье 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Властные функции, например, в вопросах образования, здравоохранения, не предусмотрены. Фактически местное самоуправление не обеспечивает и не гарантирует ни политической, ни социальной безопасности личности.
А между тем именно на местах особую остроту приобретают защита личной безопасности и имущества граждан, помощь обездоленным, строительство жилья, охрана здоровья населения, содействие семьям. Успешное решение всех этих вопросов в значительной мере зависит от взаимопонимания и сотрудничества местных властей, политических партий и движений, всего разнородного спектра неправительственных организаций – профсоюзных, молодежных, женских, благотворительных, религиозных и иных .
Субъекты социально-политической безопасности в своей совокупности и взаимосвязях образуют ее механизм. Контроль имманентно присущ системе безопасности, представляет собой ее внутреннее качество, без которого нормальное функционирование всего механизма невозможно. Кроме самоконтроля, присущего механизму обеспечения социально-политической безопасности, контрольные функции выполняют и социальные институты, стоящие вне этой системы, ею не рожденные и с нею не связанные. Первый из них – политическая оппозиция.
Исторический опыт, в том числе и российский, свидетельствует о том, что если правители избавляются от оппозиции, то они становятся опасными и для личности. Главное в деятельности оппозиции, что она удерживает власть от ошибочных решений, вынуждает ее быть осмотрительной и осторожной, избегать проявления насилия, отдавая предпочтение методам мирного политического регулирования, считаться с социальными последствиями принимаемых решений, с волей и настроениями населения .

На сегодняшний день, актуальность и острота проблемы безопасности личности настоятельно требуют от всех институтов государства и общества постоянного внимания к ней, глубокого анализа ее состояния с тем, чтобы своевременно устранять опасные угрозы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – и не допустить дестабилизации и социальных потрясений .
Исходя из всего вышесказанного следует, что безопасность личности занимает особое положение в системе безопасности, специфика которого обусловлена характером угроз и опасностей для существования и развития личности особенностями самой личности как субъекта и объекта социальных отношений, а также характером мер, предпринимаемых обществом и государством по противодействиям опасностям и угрозам для личности.
Под безопасностью личности мы понимаем систему внутренних и внешних условии (экономического, политического, социального, экологического, юридического, техногенного и иного характера), предотвращающую угрозу индивиду как представителю социума, в целях обеспечения его жизненно важных прав, свобод и интересов, реализуемую органами государственной власти, местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества.
Личность – приоритетный критерий и параметр общественного развития, насколько бы сложным и противоречивым это развитие не являлось . Все в обществе начинается, происходит и имеет следствия не ради самого общества, а ради личности, а степень ее социального благополучия является не просто гуманитарным, но и абсолютным и единственным критерием общественного прогресса. Это ныне практически демонстрируют цивилизационно-продвинутые и развитые в демократическом и социальном отношениях современные государства.
Центральным пунктом всей системы и проблемы безопасности личности является совокупность ее жизненно-важных интересов и ценностей . Этому есть теоретическое и практическое обоснование.
Во-первых, жизненно-важные интересы и ценности личности составляют исходный смысл ее существования, становления и развития. Так, например, право на жизнь как неотъемлемое естественное право любой личности само по себе бесценно, ибо жизнь человеку дается не для реализации чьих-то замыслов и теорий, а ради самой жизни. В данном смысле необходимо заметить, что жизнь идеи никогда не заменит идею самой жизни. Право на жизнь не может быть во всей полноте защищено самим человеком, ибо реализация этого права зависит не только от человека, но и от общества, целям и задачам которого служит личность посредством выбора социальных обстоятельств своей жизнедеятельности. Угрозы жизненно-важным интересам и ценностям заведомо побуждают к тезису о том, что в любом обществе система национальной безопасности должна быть личностно ориентирована и обеспечена.
Во-вторых, личность неизбежно идентифицирует себя с характером государственности, с другими формами социальности (экономикой, политикой, культурой, образом жизни, ментальностью). То есть со всем тем, чем отличается одно общество от другого, одно государство от другого . В таком понимании жизненно важные интересы личности красной нитью пронизывают все остальные социальные системы, в том числе – систему национальной безопасности. Иными словами, обеспечивая социальную защищенность личности, тем самым обеспечивается условие целостного развития самого общества и государства, его стабильность и бесконфликтность, спокойствие и благополучие.

Так, например, революции возникают там и тогда, где и когда масса недовольных, обездоленных и обнищавших по своей численности переходит критический порог, превращаясь с помощью различных инициатив в социально-активную политическую силу или движение. Отсутствие безопасности личности в обществе – признак слабости самого общества и показатель необходимости его преобразований в качественно новое состояние .
В-третьих, личность сама выступает субъектом общественных преобразований, источником рождения, существования и развития малых и больших форм социальности. Присущая природе личности социальная активность во всех ее проявлениях (экономическая, политическая, идеологическая) реализуется тогда, когда управленческие структуры перестают работать на интересы личности, большинства людей, когда законы и механизмы их реализации противоречат природе человека. Как отмечают российские политологи, «проявление идеи права возможно лишь тогда, когда в обществе возникает легальный механизм постоянного, повседневного диалога между людьми, осознавшими потребность в нравственном самоутверждении личностного начала» . То же самое касается и проявления государства, которое сильнее становится тогда, когда ему сопротивляются и которое призвано гарантировать защиту прав и интересов личности.
Посреднической системой между безопасностью личности и безопасностью государства выступает система безопасности гражданского общества – состояние защищенности социальных институтов и организаций, самодеятельных по своей природе и в значительной степени не регулируемых государством, но придающих, тем самым, всей системе национальной безопасности общественный смысл. В таком контексте речь идет об обеспечении безопасности личности от возможных попыток государства вмешиваться в так называемое доле личной автономии, в систему жизненных принципов, выбор которых зависит исключительно от самой личности. И хотя система взаимоотношений «государство-личность’» намного сложнее данного вида вмешательства, критерием авторитарности или тоталитарности государственной власти является именно отношение к личности. Об этом свидетельствует не только теория, но и практика функционирования современных политических режимов, в том числе политического режима российского государства.
Подводя итоги, можно отметить, что в системе национальной безопасности на приоритетное место вышла подсистема безопасности личности. Феноменальная уникальность этой системы заключается в том, что соответствует их обеспечению и совершенствованию, являются исходным и заключительным пунктом прогрессивной направленности общественного развития. А гуманистическое и гуманитарное измерение всего процесса безопасности становится непременным условием выживания человечества в условиях новейших угроз и опасностей как реальностей XXI века. Национальные системы безопасности становятся эффективными и надежными в том случае, если они изначально сориентированы на приоритеты человеческого измерения безопасности при ограниченном взаимодействии с другими традиционными компонентами системы безопасности.

И, наконец, необходимо выделить следующий важнейший аспект: безопасность личности выступает социокультурным и цивилизационным критерием не только оценки всей системы безопасности, но и важнейшей гуманитарной составляющей общественного прогресса. Жизненно важные интересы личности, ее права и свободы, структурные проявления во внутреннем и внешнем планах выступают объектами безопасности, содержание которых пронизывает и остальные аспекты безопасности государства и гражданского общества. Безопасность личности определяет цивилизационную зрелость и прогрессивность общества и государства, социокультурную направленность их развития и гуманистическую сущность всего государственно-общественного устройства.
Глава 2. Состояние безопасности личности в современном
российском обществе.

Безопасность – одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, обществ, государств, мирового сообщества народов.
Забота о безопасности присуща каждой частице социальной структуры общества — от индивида до предельно широкого объединения людей.
Установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к личной и коллективной безопасности — одна из коренных причин объединения древних пращуров в общество, формирования многих специальных институтов государства (армии, полиции, служб охраны, в том числе, от стихийных бедствий), а в 20 веке многих международных организаций, включая ООН, призванных предохранять народы от войн, особенно ракетно-ядерного апокалипсиса.
Потребности в безопасности по мере развития становились более масштабными и многообразными. В глубокой давности они сводились к созданию систем противодействия военным опасностям, поддержания общественного порядка, охраны власти, борьбы со стихийными бедствиями. К середине 20 века, особенно в связи с развитием научно-технического прогресса и борьбой противоположных мировых систем выделяются как относительно самостоятельные виды безопасности — экономическая, экологическая, информационная и др.
Слабость безопасности оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью государств, войнами, смутами, большими кровопролитиями. Государства, общества, люди, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными,
И это как никогда ранее актуально сейчас для России, ведь начавшийся у нас процесс реформирования общества и государства обуславливает необходимость усиления внимания к проблемам обеспечения безопасности личности, общества и государства в их взаимосвязи с региональной и всеобщей коллективной безопасностью.

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные акты к правам, непосредственно влияющим на безопасность личности, относят:
• Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность;
• Неприкосновенность частной жизни; личной и семейной тайны; жилища;
• Тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;
• На охрану здоровья и медицинскую помощь;
• На труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
• На благоприятную окружающую среду;
• Право потребителя на безопасность товара, работ, услуг и информацию о них.
Ко второй группе прав, опосредованно влияющих на безопасность личности относится:
• право на гарантированный минимальный размер оплаты труда;
• на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей;
• на жилище;
• защиту своих прав всеми, не запрещенными законом способами;
• на государственную и межгосударственную защиту прав и свобод;
• на пересмотр приговора суда вышестоящим судом;
• право просить о помиловании или смягчении наказания;
• на получение квалифицированной юридической помощи;
• возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Нынешняя ситуация с соблюдением прав человека в стране относится, на наш взгляд, к числу наиболее неблагоприятных, создающих угрозу безопасности России. Дело не только в трудностях переходного периода, в наследии недавнего прошлого. К сожалению, новые подходы к правам человека, обозначенные на начальном этапе преобразований, в значительной степени остались чисто теоретическими. Права человека по существу, оказались неосуществленными обществом – ни властями, ни конкретными социальными группами .
Критическая ситуация складывается и как с реализацией целого рода гражданских прав, так и с безопасностью личности в целом.
Российское общество традиционно не уделяло большого внимания проблеме жестокости, в том числе в практике правоохранительных органов. В России укоренены представления о неизбежности незаконного насилия и произвола, исходящих от местных властей, и не возможности собственными силами улучшить ситуацию. На этом фоне раз в несколько десятилетий оправдывались надежды на то, что высшая власть всерьез заинтересуется происходящим в стране и, исполняя свое «государево» дело, защитит или отомстит за «простого человека».

5 мая 1998 года Россия присоединилась к «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» . Ст. 3 конвенции содержит запрет на пытки и жестокое обращение: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Это положение ст. 3 подкрепляется ст. 13 конвенции, возлагающей на государство обязательство обеспечить эффективные средства правовой защиты перед государственными органами лицам, чьи права и свободы признанные в конвенции, нарушены. Данная норма ст. 13, по мнению Европейского суда по правам человека, предписывает начать незамедлительное и беспристрастное расследование в случаях обоснованных подозрений применения пыток. К сожалению, меры, предпринимаемые прокуратурой, службой внутренних расследований МВД и ФСБ по расследованиям заявлений граждан о применении пыток, являются чрезвычайно неэффективными, и количество доведенных до суда дел невелико.
Очередная смена руководства страны породила в обществе надежды на появление «сильной руки», которая наведет порядок. Начатая реформа структуры МВД, направленная на уменьшение зависимости специализированных служб от региональных властей, продолжается и в настоящее время без видимых результатов. Пессимизм, связанный с нынешней попыткой добиться изменения деятельности правоохранительных органов путем структурных перестроек, основан на неразрешимой проблеме низкого культурного уровня подавляющего большинства сотрудников МВД, от рядового состава до старших офицеров. Фактически основные кадры этого ведомства, в течении нескольких десятилетий, черпаются из тех же социальных групп, в которых рекрутируется пополнение организованных преступных группировок. Органы прокуратуры, ранее выделявшиеся на общем фоне уровнем подготовки своих сотрудников, зачастую выходцев из советской интеллигенции, сегодня стремительно теряют это преимущество . Низкий социальный статус сотрудников правоохранительных органов, низкие зарплаты и высокая коррупция, хроническая нехватка личного состава и постоянный отток наиболее успешных в профессиональной деятельности сотрудников в коммерческие структуры – все это указывает лишь на возможность ухудшения ситуации и дальнейшую криминализацию правоохранительной сферы.

Конституция РФ, выступая гарантом прав и свобод человека, закрепляет принцип, согласно которому правосудие осуществляется только судом. Это положение ставит суд на высшую ступень системы правопорядка и законности, защиты индивидуальных и коллективных прав и в том числе безопасности человека. Право граждан на справедливое судебное разбирательство обеспечивается следующими принципами:
• Независимость судей и подчинение их только закону;
• Равенство всех перед законом и судом;
• Свободный доступ к правосудию;
• Рассмотрение дел в разумные сроки;
• Рассмотрение дел законным составом суда;
• Рассмотрение дел с соблюдением процессуальных норм права .
К сожалению, в настоящее время в условиях судебной реформы, фактически ни один из перечисленных выше принципов не действует, нарушаются права граждан, обратившихся в суд за защитой оспоренного или нарушенного права.
Авторитет суда падает. Это подтверждают данные социологических опросов. Так, из 100 % опрошенных граждан 33 % не обращаются в суд за защитой только потому, что не верят, что в суде можно добиться справедливости.
В России в настоящее время сложилась такая ситуация, когда практически все государственные органы и должностные лица, на которых возложена обязанность осуществлять деятельность по защите прав человека в досудебном порядке, любыми способами отказываются выполнять свои должностные обязанности .
Все это самым отрицательным образом сказывается на безопасности личности.
На одно из первых мест среди жизненно важных вопросов, стоящих сегодня перед российским обществом вышла проблема незаконного оборота наркотиков как масштабная угроза здоровью населения страны и его безопасности. Темпы распространения наркомании и масштабы наркобизнеса в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, ее безопасность и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе.
Кризисное состояние отечественной экономики привело к возникновению факторов, повышающих возможность отмывания денег, нажитых в сфере наркобизнеса в России. В силу этого транснациональные криминальные процессы затронули переходную экономику страны, Согласно оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в пределах Российской Федерации ежедневно отмывается от 2,5 до 7 млрд. долларов наркоденег . Легализация отмытых денег идет через подставные структуры, связанные с оборотом наличных денег (рестораны, игорные заведения и т.д.).
В настоящее время в России идет процесс формирования организованной наркопреступности – многопрофильной структуры, включающей в себя организацию производства, переработки, транспортировки и распространения наркотических средств в общенациональных масштабах.

Среди наиболее значимых причин, приводящих к росту наркомании можно назвать: деформированность структуры российской экономики; расширяющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов; существенная деиндустриализация страны, выразившаяся в деградации промышленного потенциала и распродаже сырьевых ресурсов; значительный уровень коррумпированности органов власти и управления, продолжающаяся криминализация хозяйственной и финансовой деятельности; увеличение имущественной дифференциации населения, появление слоя сверхбогатых людей, снижение уровня реальных доходов населения, повышение уровня бедности, безработица; социально-психологический и нравственно-идеологический кризис, проявляющийся как в общественном, так и в индивидуальном сознании граждан и вызванный утратой ценностных ориентиров, что способствует вовлечению значительной части населения в противоправные отношения.
Важной причиной наркомании, на наш взгляд, во всех странах является низкая духовность человека и самого общества. Не в меньшей степени эта детерминанта влияет и на развитие организованной преступности.
На федеральном и региональном уровнях реализуется ряд комплексно-целевых программ, направленных на усиление противодействия организованной преступности и коррупции. В России создана межведомственная система борьбы с организованной преступностью, где ведущую роль играют специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД России. Большие возможности перед правоохранительными органами были открыты в связи с введением в 1995 году Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащего наиболее перспективные, одобренные мировым сообществом «полицейские» меры борьбы с организованной преступностью, В результате принимаемых мер только в 2008 году к уголовной ответственности привлечено более 16 тыс. лиц, совершивших преступления в составе организованных преступных лиц .
Важнейшей особенностью современного этапа трансформации экономики и общества в России является то, что впервые за относительно длительный период страна испытывала устойчивый экономический подъем. При этом за последние 7 лет, экономический рост стал оказывать более заметное положительное влияние на уровень жизни народного большинства. В 90-е годы, такое влияние почти не ощущалось, поскольку начальные шаги подъема осуществлялись, главным образом, за счет сжатия фонда потребления и интенсификации труда. Конечно, не следует преувеличивать значение этих сдвигов. На фоне глубокого снижения жизненного уровня в предшествующее десятилетие их улучшающее воздействие остается крайне ограниченным. К тому же позитивные сдвиги коснулись большей части общества, но все-таки далеко не всего населения. Уровень жизни достаточно широких слоев народа (по крайней мере, от четверти до трети) продолжает оставаться низким.

Безработица в России – относительно новое явление социальной и экономической жизни общества, возникшее в начале 90-х годов. Семьи, в составе которых имеются безработные, стали одной из новых, появившихся в связи с переходом к новому типу социально-экономических отношений групп риска.
Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда являются: родители-одиночки, главным образом одинокие матери, не получающие никакой (или необходимой) материальной поддержки от отцов своих детей и которые не работают или работают неполное рабочее время; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные, которые или совсем не получают никаких пособий, или получают неадекватные установленной черте бедности пособия от соответствующих систем социальной защиты (в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; женщины; инвалиды; бывшие преступники; мигранты.
Вместе с тем официальный уровень безработицы за все годы реформ оставался удивительно низким, поскольку статистика безработицы ведется на основе регистрации безработных в государственных бюро по трудоустройству. Число официально зарегистрированных безработных в течение последних трех лет не превышало 20 процентов от общего числа безработных. Значительная разница между показателями фактической и официальной безработицы отчасти объясняется отсутствием стимулов для регистрации лиц, ищущих работу, в службе трудоустройства по причине очень малого размера пособий по безработице, многомесячных задержек с выплатой пособий и сложного процесса регистрации .
В последние годы, в целом, продолжали изменяться структуры безработицы в России – половозрастная, профессионально-квалификационная, по длительности безработицы и т, д. По-прежнему в структуре зарегистрированных безработных в стране преобладают женщины. Женская безработица часто является результатом многочисленных дискриминационных процессов: это следствие более слабых возможностей в области профессиональной подготовки и получения квалификации, дискриминации в политике найма на работу со стороны работодателей, отбора по критерию пола, когда речь идет об увольнении работников, определенных стереотипов, сложившихся в мире занятости, относительно того, что трудно сочетать работу с заботой о семье .
Для России актуальной является проблема так называемой молодежной безработицы, то есть безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет. Многие эксперты придерживаются абсолютно справедливой точки зрения, что утрата молодежью стимулов к профессионально-трудовой карьере, стабильных источников дохода обусловливает рост асоциальных проявлений в обществе. Высокий уровень безработицы среди молодежи приводит к ее изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия.

Вместе с тем безработица для молодежи селективна, она не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения, из социально неблагополучных семей. Это означает, что во многих случаях безработица среди молодых людей помогает сохранять и передавать бедность из одного поколения в другое.
В течение последних девяти лет наблюдается ярко выраженная тенденция «размывания» среднего класса и все увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными. Денежные доходы все в большей степени концентрируются в руках высокодоходных групп населения.
Вместе с тем за прошедшие годы наметилась определенная стабилизация роста дифференциации денежных доходов населения, и даже произошло ее небольшое снижение. Так, в I полугодии 2007 года, по предварительным данным, на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилось 34 процента общего объема денежных доходов (в I полугодии 2005 года -36 процентов), а на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения -2,4 процента (в I полугодии 2005 года -2,4 процента).
В 1999 году возобновился рост денежных накоплений населения, которые с января 1999 года по июль 2000 года увеличились с 333 до 592 млрд. рублей. На 1 июля 2000 года доля средств в наличной иностранной валюте, приходящаяся на сектор домашних хозяйств, составила 17 млрд. долл. США, или 50 процентов общего их объема.
Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют еще раз с новой силой обратиться к проблематике бедности применительно к современным, совершенно конкретным социально-экономическим условиям развития государства. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворять первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность – это «намного больше, чем деньги» .
Одной из основных причин бедности в России, по крайней мере абсолютной бедности, является низкий уровень оплаты труда все большего количества работников предприятий; в октябре 2005 года удельный вес работников с заработной платой на уровне прожиточного минимума и ниже составил 42,2 процента от их общей численности.
В настоящее время значительная часть самодеятельного населения страны получает заработную плату, равную всего лишь 200-300 долларов США. Так, среднемесячная начисленная заработная штата в долларах США (исходя из среднегодового официального курса доллара США к российскому рублю) в 2005 году составила всего 156 долл. (для сравнения: в 2004-м – 108, 2003-м -164, 2002-м -154, 2001-м -103 долл.). Данный показатель соответствует уровню оплаты труда развивающихся стран и свидетельствует о крайне низких затратах на обеспечение воспроизводства рабочей силы в России. Более того, в условиях резкого роста цен на товары и услуги, потребляемые населением, и их приближения к мировым ценам рабочая сила продолжает оставаться несоразмерно дешевой, что в свою очередь консервирует уровень жизни большинства населения вокруг порога бедности или, в крайнем случае, невысокого материального достатка.

Ситуация с численностью населения в России также продолжает оставаться тяжелой. По данным государственной статистики, численность населения России на 1 января 2006 года составила 145 559 тыс. человек и уменьшилась за 2005 год на 768 тысяч. Это своего рода рекорд начавшегося в 1992 году уменьшения численности населения. Общее уменьшение численности составило 2766 тыс. человек.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом естественная убыль населения возросла на 226 тыс. человек. Одновременно с этим миграционный прирост уменьшился на 131 тысячу. Миграционный прирост России в 2005 году — самый низкий со времени распада СССР. Число родившихся в 88 субъектах Федерации (без Чеченской Республики, по которой имеются только косвенные оценки) в 2005 году в результате снижения возрастных показателей рождаемости сократилось на 5,9 процента, но за счет роста численности женщин в возрасте 18-29 лет – увеличилось на 0,6 процента, что в сумме и дает общее сокращение числа родившихся на 5,3 процента .
В результате роста уровня смертности число умерших возросло на 6,9 процента и вследствие старения населения увеличилось еще на 0,7 процента. В итоге число умерших выросло на 73 процента.
Таким образом, убыль населения России есть результат дальнейшего старения населения, снижения уровня рождаемости, роста уровня смертности и сокращения миграционного прироста. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения продолжаются весь XX век, ухудшение ситуации в смертности началось в середине 70-х годов, сокращение миграции в Россию наблюдается с 1994 года, то есть рекордная убыль населения есть результат достаточно давно идущих процессов.
Сокращение численности населения сопровождается его старением. В начале 2006 года доля населения пенсионного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины -55 лет и старше) в России составила 20,6 процента, увеличившись по сравнению с 1960 годом в 1,8 раза. Одновременно доля населения дорабочего возраста сократилась с 30 до 20 процентов, а средний возраст населения увеличился почти на 8 лет. Только с 1989 по 2006 год увеличение среднего возраста составило 2,6 года .
Весь XX век в России происходило снижение уровня рождаемости. В начале XX века Россия входила в число стран с самым высоким ее уровнем. Коллективизация, массовая миграция сельских жителей в города и в восточные районы, рост доли работающих женщин – все это разрушило сложившийся образ жизни населения и резко ускорило снижение рождаемости. После падения рождаемости в годы Отечественной войны (в 1946 году уровень рождаемости был в 1,5 раза ниже, чем в 1940 году) довоенный уровень так и не был никогда достигнут. Максимум уровня рождаемости пришелся на 1949 год и составил 3,2 рождения. Весь последующий период коэффициент суммарной рождаемости медленно снижался и к началу 60-х годов достиг 2,5 рождения на 1 женщину.

В целом же тенденции рождаемости в России вполне укладываются в мировой демографический контекст. Расчеты, основанные на последних оценках ООН, показывают, что почти более 60 стран, где живет 44 процента населения Земли, имеют уровень рождаемости, не обеспечивающий замещение поколений.
Очень остро стоит проблема уровня смертности. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в смертности мужчин. Сформировавшийся к концу 90-х годов в России разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин (в 2001 году – 12,6 года, а в критическом 1994 году он достигал 13,5 года) выше, чем в какой-либо из 174 стран, сведения о которых приводятся в мировом докладе о развитии человека за 2001 год. В рабочих возрастах показатели смертности мужчин в 3-4 раза выше, чем женщин, подобное соотношение обычно характерно для военного времени.
Корни мужской сверхсмертности, на наш взгляд, следует искать в особенностях российской экономики, в сложившейся в России системе общественных отношений, в сформировавшемся в массовом сознании к концу XX века образе «идеального» мужчины, его социальных ролей и норм поведения.
На фоне сохраняющегося высокого уровня смертности многочисленные эксперты и средства массовой информации говорят об ухудшающемся здоровье населения России, В то же время имеющаяся статистическая информация о здоровье населения, кроме данных о смертности, не позволяет подтвердить или опровергнуть это положение. Единственное ежегодное издание Министерства здравоохранения содержит лишь грубые индикаторы, не позволяющие реально оценить происходящие изменения, особенно в условиях быстрого старения населения.
Не защищены также права человека на экологическую безопасность гарантированные Конституцией Российской Федерации и Законом РСФСР «0б охране окружающей природной среды». Сложная экологическая обстановка – результат не только кризисных явлений в экономике, но и накопленных за многие десятилетия структурных деформаций народного хозяйства, приведших к доминированию энергоемких технологий, падению технологической дисциплины, а также к чрезмерной концентрации производства в отдельных промышленных районах .
Россия играет ведущую роль в мире для сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экономические услуги всей планете. Экосистема страны вносит самый большой по сравнению с другими странами вклад в планетарную стабильность.
В 90-е годы переживаемый экономикой России системный кризис негативно сказывался на решении экологических проблем. В условиях огромного спада производства, падения его эффективности, нарастание социальных проблем внимание к охране окружающей среды, затраты в этой области сведены к минимуму. В результате довольно явно проявили себя две проблемы человеческого развития, связанные с окружающей средой.

• Воздействие загрязнения среды на здоровье человека,
• Влияние бедности на деградацию природы.
В России загрязнение среды наряду с кризисом сыграло свою роль в ухудшении здоровья населения. Это появилось, прежде всего, в беспредельном уменьшении ожидаемой продолжительности жизни. Особенно от загрязнения окружающей среды страдают дети. В настоящее время только 14 процентов детского населения России может считаться абсолютно здоровым.
Расширение масштабов бедности в России, ухудшение материального положения населения привели к росту браконьерства, увеличению случаев незаконной охоты, рыболовства, вырубок леса, уничтожение редких видов и т.д.
Между тем, проблемой охраны окружающей среды должно заниматься все Мировое сообщество: создавать специальные механизмы, фонды для предотвращения загрязнения воздуха, техногенной трансформации ландшафта, уменьшении биоразнообразия. Активно в решении экологических проблем участвует ООН и ее структуры. В России Указом Президента принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 год). На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году Россией была подписана Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Существенное значение для уменьшения эмиссии парниковых газов имеет подписание страной Киотского протокола (1997 год).
Подводя итоги, можно сказать, что, произошедшая на рубеже 1999-2000 годов смена политического руководства страны привела к определенному смещению акцентов при формировании и реализации политики в сторону усиления безопасности личности. Суть новых подходов состоит в усилении социальной составляющей экономической реформы – больше внимания социальным проблемам, проблемам и нуждам конкретных людей, больший учет социальных последствий принимаемых решений. К тому же со второй половины 1999 года Россия вступила в стадию активного экономического роста, создающего дополнительные условия для реализации намеченных правительственных постановлений. Но, к сожалению, на этом пути еще много проблем и трудностей.

Заключение.

В наше время люди начали осознавать, что человеческое измерение социального развития выступает фундаментальной основой и критерием прогрессивного и демократичного общества. Индустриальная и технократическая парадигма общественного развития, длительное время питавшая корни и проявления социального прогресса, самоисчерпала себя на путях надежного и эффективного стимулирования человеческой активности, создания условий для всестороннего развития личности и факторов ее жизнеобеспечения. Индустриальная и постиндустриальная цивилизация перешла пределы и границы вмешательства в природные и естественные процессы, за которыми уже обозначили свое действие новые угрозы и опасности личности – природные, техногенные, собственно социальные, созданные самим обществом и человеком. Приоритеты общественной и государственной безопасности как важные условия развития общества, государства нуждаются в гуманитарном смысле своего существования и только на этом направлении могут быть по-настоящему реализованы. Безопасность личности становится приоритетной сферой обеспечения всей национальной безопасности. Мало того, состояние безопасности личности выступает основным параметром цивилизационности в развитии всех государств мирового сообщества.
Безопасность личности является организующим и образующим компонентом всей системы национальной безопасности, понимаемой как структурно-упорядоченной совокупности безопасности общества, государства и личности. По мере усиления взаимозависимости государств мирового сообщества, развития и распространения демократически-политических основ и сближения политических режимов, ограниченности ресурсно-экономического потенциала государств и регионов, на первый план выходит политика безопасности, основанная на учете культурно-ценностных параметров развития, ментальных основ жизнедеятельности человека, его экономических, политических и духовных интересов, прав и свобод.
Безопасность личности в процессе реформирования и развития российского общества может быть обеспечена лишь созданием таких экономических, государственно-политических и культурно-духовных условий и факторов, которые бы в максимальной степени соответствовали развитию личности, потребностям ее совершенствования и самосовершенствования. На создание такого состояния и должна быть направлена, экономическая система общества, социальная структура и политический режим, духовная и идеологическая атмосфера, надежная и эффективная система социализации личности, адаптированная к потребностям и стимулам человеческой жизнедеятельности. Личность как субъект общественного развития сможет обеспечить прогресс в случае надежной безопасности, отсутствии угроз и опасностей для своей жизни, для своих духовных и материальных ценностей. Конкретные и реально действующие факторы и условия безопасного развития личности создаются, прежде всего, в процессе дальнейшего реформирования и развития российского общества. Личностно-ориентированная политика – одно из основных условий формирования правового государства. Любое правовое государство не может называться таковым, если оно не обеспечивает безопасность личности.

Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации – Москва: Эксмо – 2006.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности»//Российская газета. – 1992 – 6 мая. С. 5.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №1. – Ст.1.
4. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности» от 12.05.2009.
5. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. – М., 2004.
6. Безопасность России и армия. М., 2006.
7. Безопасность человека/Под ред. Л.И. Шершнева. – М., 2004.
8. Гордон Л., Клопов Э. Потери и обретения России девяностых. – М., 2000.
9. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: Социологический анализ. – М., 2007.
10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2007 году. – М., 2008.
11. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2005 год. – М., 2006..
12. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2008 год. – М., 2009.
13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. – М., 1998.
14. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. – М., 2002. – М. Демократические реформы в современной России: Сб. докладов. – СПб., 2003.
15. Кармазин Н.М. Записки о новой и древней России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.
16. Комаров С.Л. Личность в политической системе российского общества. – Саранск. 2006.
17. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. – М., 2007.
18. Краткий словарь специальных терминов для руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2004.
19. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. – М., 2003. – Выпуск 3.
20. Мусатов М.И. Стратегические ядерные силы России в геополитических условиях второй половины XX века. – М., 2003.
21. Первый год президента Путина: политика, идеология, экономика. – М., 2001..
22. Пирумов В.С. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях: Геополитика и безопасность. – М., 2003.
23. Платон. Диалоги. М., 1986.
24. Полянский Э. Формула безопасности. – М., 2003.
25. Проскурин С.А. Национальная безопасность страны. Сущность, структура, пути укрепления. М., 2004.
26. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/Гл. ред. Соколин Н.А. – М., 2008.
27. Россия в цифрах. 2008. Краткий сборник. – М., 2009.
28. Ружейников В.В. Политические параметры менталитета личности военнослужащего: проблемы исследования и формирования. – М., 2001.
29. Сборник докладов региональных правозащитных организаций о положении с правами человека в субъектах Российской Федерации за 2004 год. – М., 2005.
30. Серебренников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. – М., 2006.
31. Степашин С.В. Безопасность человека и общества: Политико-правовые вопросы. – СПб., 2005..
32. Топоров И. Основы безопасности жизнедеятельности. – СПб., 2005.
33. Хюбиер А. Мыслители нашего времени. М., 2004.
34. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М., 1997.
35. Яновский Р.Г. Безопасность личности как гарантия социально-политической стабильности общества//Политическая безопасность России. – М., 2007.

Написано: admin

Октябрь 10th, 2019 | 1:53 пп