Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов




Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи | Материалы

СИСТЕМА ЗАШИТЫ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ – часть 4

Основная часть из более чем трехсот действующих сегодня лицензированных негосударственных пенсионных фондов является корпоративными фондами и учреждены крупнейшими предприятиями. Стоимость их активов растет, увеличивается и число участников. Тем самым подтверждается способность пенсионных фондов выступать на рынке в качестве активных финансовых посредников. Наибольшее развитие негосударственное пенсионное обеспечение получило в Москве и Санкт-Петербурге, Тюменской, Нижегородской, Ростовской, Волгоградской, Кемеровской областях, Краснодарском и Красноярском краях. В каждом из указанных регионов суммарные средства расположенных на их территориях НПФ превышали на начало 1997 г. 20 млрд руб., а численность участников — 5 тыс. человек. В этих фондах сконцентрировано более 95% пенсионных резервов.

Негосударственные пенсионные фонды, руководствуясь принципом максимальной надежности вложений, придерживаются консервативной инвестиционной стратегии. Типовой инвестиционный портфель НПФ первоначально, как правило, был ориентирован на банковские вклады и государственные ценные бумаги. Однако в течение 1996 г. произошли значительные изменения: в связи с сокращением доходности банковских вкладов и ростом надежности вложений в корпоративные акции, удельный вес вкладов в банки в общей структуре инвестиций сократился и повысился удельный вес ценных бумаг предприятий промышленности. Наиболее привлекательными объектами инвестиций были и остались вложения в ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в недвижимость и валютные ценности. Несмотря на инвестиционный консерватизм негосударственных пенсионных фондов, значительная часть «обманутых вкладчиков» порождена ими: в 1996 г. пенсионные выплаты производили всего четверть от общего числа фондов.

Крах компаний, действовавших в первой половине 90-х годов, нанес непоправимый ущерб доверию граждан к рынку инвестиций. До сих пор многие пострадавшие инвесторы предпринимают попытки вернуть потерянные средства, обращаясь в правоохранительные органы. В настоящее время целый ряд дел по так называемым финансовым инвестиционным компаниям находится на различных этапах рассмотрения в судебных органах. Однако большая часть этих компаний располагает весьма ограниченными активами, а учетная, в том числе стандартная бухгалтерская, документация зачастую либо отсутствует, либо недостоверна.

Несмотря на прилагаемые усилия, вложенные средства удалось вернуть лишь единицам инвесторов. Между тем, в результате агрессивной рекламной кампании финансовые пирамиды аккумулировали не только свободные денежные средства населения, но и часть средств текущего потребления. Более того, известны случаи продажи гражданами своей собственности (автомобилей, дач, даже квартир) в надежде на скорое возвращение вложенных средств с процентами, которые позволят им приобрести новую собственность, лучшую, чем прежняя.

Все это инициировало рост социальной напряженности, вылившейся в массовые кампании протеста. Стихийно организовались и действуют многочисленные инициативные группы и общественные организации инвесторов, в том числе и общероссийского масштаба (например, Всероссийская ассоциация общественных объединений «Вкладчики России», Общероссийская общественная организация «Ассоциация частных инвесторов», «Конфедерация вкладчиков, акционеров и инвесторов России» и др.). Они добиваются выплаты компенсаций обманутым инвесторам нелицензированных финансовых компаний и защиты потенциальных инвесторов от подобного мошенничества в будущем. Многие из общественных организаций, на основании ст. 53 Конституции Российской Федерации, требуют признания долга финансовых компаний своим инвесторам внутренним долгом государства.

В настоящее время в России насчитывается более 1700 нелицензированных или нерегулируемых финансовых инвестиционных компаний. Подавляющее большинство из них неплатежеспособны. В табл. 1 приведены некоторые сведения о наиболее известных компаниях, нанесших ущерб своим инвесторам.

Здесь не указаны размер нанесенного ущерба и количество пострадавших инвесторов, так как точные данные отсутствуют. Однако известно, что, например, АОЗТ «Русский дом Селенга» (г. Волгоград) собрало примерно с 2,5 млн граждан России около 3 трлн неденоминированных рублей; ущерб, нанесенный инвесторам ИЧП «Властилина» (г. Подольск Московской обл.) сама В.И. Соловьева (владелица ИЧП) оценила в 4 трлн неденоминированных рублей. В целом по Российской Федерации количество пострадавших инвесторов оценивается в 20-40 или даже более миллионов человек, а нанесенный им ущерб — в 50-80 трлн неденоминированных рублей. По некоторым оценкам, доля граждан, пострадавших от деятельности нелицензированных компаний, составляет около 10% от всего населения страны. Исчерпывающей информацией по всем компаниям не располагает никто. Полностью выявить масштаб «изъятых» у населения средств, скорее всего, невозможно.

Несомненно, что результаты разрушительной деятельности нелицен-зированных компаний имеют всероссийские масштабы. «Успех» ее базируется, в том числе и на отсутствии в России системы экономической защиты инвесторов, которая является ключевым элементом инфраструктуры рынка, определяющим активность частных инвесторов.

Многие инвесторы полагают, что вина за массовый обман населения, равно как и финансовая ответственность, во многом лежит на государстве. Никакая новая законодательная база, гарантирующая безопасность инвестиций, не заставит теперь население вкладывать свои сбережения в развитие национальной экономики, если государство не продемонстрирует свою готовность и реальную способность нести ответственность перед каждым конкретным человеком и тем самым реабилитировать себя и финансовые институты. Поэтому вполне очевидна необходимость создания реально действующей системы экономической зашиты инвесторов, которая способна восстановить доверие населения страны к рынку инвестиций.

Таблица 1

Особо следует отметить, что во многих случаях утраченными оказались средства таких социально незащищенных слоев населения, как пенсионеры и инвалиды, причем преклонный возраст этих категорий инвесторов требует скорейшего разрешения проблемы. Это также обусловливает ее высокую социальную значимость и подчеркивает актуальность создания и практического внедрения механизма, не только уменьшающего риск инвестирования широкими слоями населения своих временно свободных средств в экономику страны, но и обеспечивающего возврат утраченных вложений.

Написано: admin

Февраль 17th, 2012 | 11:33 дп