Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Фридрих Григорьевич Овсиенко

Фридрих Григорьевич Овсиенко

(1939 – 2007)

 

Ф.Г. Овсиенко – доктор философских наук, профессор, один из ведущих российских ученых-религиоведов. Родился на Украине в семье школьных учителей. В годы Великой Отечественной войны, лишившись родителей (отец – партизан, скончался от боевых ранений; мать, как жена партизана, расстреляна фашистами), воспитывался в детском доме. По окончании в 1956 г. средней школы пошел работать на завод и одновременно поступил на заочное отделение философского факультета Киевского университета. Высшее образование Ф.Г. Овсиенко завершал уже в Москве – на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова; здесь же в 1969 г. окончил аспирантуру по кафедре истории и теории атеизма и религии, защитил кандидатскую диссертацию. Более 10 лет работая в московских вузах, он не порывал связи со своей alma mater, а в 1981г. вернулся в университет на ту же кафедру, где, наряду с преподавательской деятельностью, активно занимался научными исследованиями. В 1987 г. по приглашению директора Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС В.И. Гараджи (в прошлом его научного руководителя по кандидатской диссертации) он перешел на работу в этот Институт. Здесь в 1988 г. Ф.Г. Овсиенко защитил докторскую диссертацию по теме «Критический анализ теоретических основ социальной доктрины католицизма». Дальнейшая его научная и педагогическая деятельность протекает до 1992 г. в Институте научного атеизма, преобразованного в Институт религиоведения Российской академии управления, а затем – на кафедре религиоведения (с 2007 г. – кафедре государственно-конфессиональных отношений) Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Наделенный незаурядными творческими способностями, получив солидную философскую подготовку, работая в ведущих научных центрах, имея благодаря владению европейскими языками доступ не только к отечественной, но и зарубежной литературе, Фридрих Григорьевич смог стать одним из наиболее компетентных и авторитетных ученых-религиоведов.

Круг его научных интересов очень широк: проблемы методологии современного религиоведения, философские, культурологические и социально-политические аспекты исследования религии, проблемы государственно-конфессиональных отношений, религиоведческого и религиозного образования и другие. Предмет особого внимания ученого – католицизм, его теология и философия, история и современное состояние, различные стороны социальной доктрины Католической Церкви. Он автор пяти монографий и учебных пособий, в том числе, «Эволюция социального учения католицизма: философско-критический анализ» (1987), «Католицизм: учебное пособие» (2005), разделов и глав в учебниках «Основы религиоведения» (1998; под ред. И.Н. Яблокова), «История религий в России» (2001; 2004; под ред. Н.А. Трофимчука и О.Ю. Васильевой), десятков статей в научных журналах и сборниках, в «Новой философской энциклопедии» (2000–2001), «Политической энциклопедии» (1999), «Социологической энциклопедии» (2003), энциклопедическом словаре «Религиоведение» (2006), «Энциклопедии религий» (2008).

Ф.Г. Овсиенко сыграл большую роль в организации деятельности кафедры государственно-конфессиональных отношений в РАГС. С первых дней ее создания, в течение девяти лет он был заместителем руководителя кафедры по учебной работе, занимаясь сначала разработкой, а затем обновлением учебных программ и планов, подготовкой методических пособий и т.д. Он был прекрасным лектором, талантливым педагогом, воспитателем молодых научных кадров. Под его руководством защитили кандидатские и докторские диссертации не один десяток аспирантов и соискателей научных степеней. Человек высокой личной культуры, безупречной честности и научной добросовестности, принципиальный в отстаивании своей позиции, открытый и внимательный к мнению других, неизменно доброжелательный, чуткий и деликатный в общении с коллегами и учениками.

Настоящее издание носит мемориальный характер. Включенные в него тексты – фрагменты монографий, журнальные статьи, публикации выступлений на конференциях – разные по времени создания охватывают период с 1981 по 2007 гг. Собранные воедино, они позволяют проследить развитие творческого потенциала и исследовательского мастерства Ф.Г. Овсиенко, передают широту его научных интересов, научную добросовестность, умение доискиваться до «корней», корректность в отношении иной позиции, иной точки зрения.

Разумеется, будучи человеком своего времени, пройдя все ступени советской образовательной системы, он воспринял марксистско-ленинскую социологическую парадигму («исторический материализм»), ее постулаты о классовых антагонизмах, об эксплуататорской природе капитализма, о социализме как обществе социальной справедливости и равных возможностей и т.д. Соответственно христианская Церковь (в данном случае, католическая) рассматривалась им как институт, исторически тесно связанный с эксплуататорскими классами, идеология которого была призвана противостоять революционному движению рабочего класса и марксизму – теоретической рефлексии этого движения.

Вместе с тем какой бы проблемой не занимался Ф.Г. Овсиенко, он всегда умел преодолеть «злобу дня», интересы политической конъюнктуры (или интеллектуальной «моды»), перевести разговор на принципиальный философско-мировоззренческий уровень, поместить предмет своего исследования в соответствующий социально-исторический или научно-исторический контекст.

По своей мировоззренческой позиции Ф.Г. Овсиенко – убежденный атеист, но отнюдь не вульгарный и не «воинствующий». Методологический принцип в религиоведении, которым он руководствовался, – не быть, по его собственным словам, ангажированным в противостояние религии и атеизма, рассматривать религию как закономерный и весьма существенный феномен человеческой истории и культуры. Вот почему даже его публикации 80-х гг. прошедшего века – времени господства государственного атеизма – свободны от лихих наскоков на религию, от разоблачительского пафоса в отношении Церкви. При необходимости соблюдения требований «соответствовать» принятым идеологическим стандартам он оставался верным принципу «интеллектуальной честности ученого» (М. Вебер). Поэтому его работы и тех лет не утратили своей информационно-познавательной ценности.

Особенно плодотворными в научной деятельности Ф.Г. Овсиенко являются 90-е гг. прошлого века и первые годы века нынешнего. Этому не только способствовала возникшая в начале 90-х гг. творческая свобода, но к этому побуждала и жизненная необходимость: с упразднением Института религиоведения (бывшего Института научного атеизма) возникла неопределенность с местом дальнейшей работы. Став профессором кафедры философии Российской академии управления (РАУ – в стенах бывшей АОН при ЦК КПСС) и включившись в ее исследовательский процесс, Ф.Г. Овсиенко разрабатывал вопросы о соотношении религиозного и светского гуманизма, религиозной интерпретации проблем экологии, о специфике религиозности таких представителей философии Новейшего времени, как Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, А. Камю. В конце 90-х – начале 2000-х гг., когда в силу возросшего общественного влияния религии и религиозных институтов в нашей стране обрели актуальность вопросы о новой модели государственно-конфессиональных отношений, в том числе, о месте религии в государственной системе образования, он основательно занимается проблемами, связанными с политической вовлеченностью религиозных организаций в жизнь светского государства, исследовал специфику объекта и методологии религиоведения и богословия (теологии), изучал опыт строительства государственно-церковных отношений в странах Восточной Европы, в своем большинстве до недавнего времени входивших в социалистическое содружество.

Так, естественным образом в этот период значительно расширился проблемно-тематический диапазон исследований Ф.Г. Овсиенко; они полностью освободились от внешнего идеологического давления. В то же время он активно, последовательно и научно аргументированно отстаивал необходимость неукоснительного соблюдения конституционных принципов светскости Российского государства и правового равенства религиозных организаций в нем.

Научное наследие, оставленное Ф.Г. Овсиенко, – существенный вклад в отечественное религиоведение. Его работы во многом задают вектор дальнейших исследований в области философии религии, религии как феномена культуры, ее места и роли в современных общественно-политических процессах и других проблем. Его работы – необходимое подспорье для тех, кто только приступает к научным исследованиям в сфере религиоведения или желает получить первое общее представление об этой науке.

 © Зуев Ю.П.

Написано: admin

Январь 10th, 2016 | 4:39 пп