Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Перечень учебно-методических пособий

История социальной работы в России: хрестоматия / гл. ред. Д.И. Фельдштейн ; сост.: Г.А. Кудрявцева; Московский психолого-социальный институт.  М.: Флинта : МПСИ, 2009.

Механизмы корпоративной социальной ответственности. М., Издательство «Проспект», 2009. (Инновационные технологии власти, бизнеса и общества / ред. кол. сер. : Уколов В.Ф. – гл. ред. и др.)

Пространство взаимодействия власти, бизнеса и общества. (Теория взаимодействия власти, бизнеса и общества / ред. кол. сер.: Уколов В.Ф. – гл. ред. и др.).. М.: Изд. «Экономика», 2008.

Социальная ответственность бизнеса М., Издательство «Экономика» 2008. (Теория взаимодействия власти, бизнеса и общества / ред. кол. сер. : Уколов В.Ф. – гл. ред. и др.)

1.3.4  Методические  рекомендации для преподавателя

Дисциплина   предполагает ознакомление студента с решением проблем взаимодействия бизнеса и государства в условиях регулируемых рыночных отношений, изучение им взаимодополняющего характера их ролей в конструктивном экономическом и общественном развитии. Взаимодействие власти, бизнеса и общества   рассматриваются как важнейший фактор, способствующий решению комплексных инновационных задач, стоящих перед Россией, созданию условий для справедливой эффективной конкуренции, возможности ответить на постоянно возникающие социальные вызовы.

Особенности дисциплины состоят в том, что рассматриваются отношения взаимной зависимости власти, бизнеса и общества, базирующиеся на природных свойствах бизнеса и специфических функциях государства по созданию условий для функционирования предпринимательства, направленные на удовлетворение потребностей общества за счет совместной деятельности. Особое внимание уделяется формированию стратегического альянса бизнеса и власти, их взаимодействию в развитии инновационной сферы, корпоративной социальной ответственности

При изучении темы делается акцент на следующем.

Во всем мире отношения бизнеса и государства являются мощным источником развития современной экономической системы. Они подкреплены обоюдными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективного альянса бизнес-сообщества и власти. В России государство до сих пор не выработало ценностных ориентиров, признаваемых в обществе, которым должен руководствоваться бизнес, осуществляя свою деятельность и вступая в социально-экономические отношения с властью. Бизнес не в полной мере руководствуется в своей деятельности этическими принципами, не связан со стремлением предпринимателей к реализации своих не только материальных, но и духовных потребностей. Преодоление препятствий для дальнейшего совершенствования отношений государства и  бизнеса связано с созданием необходимой институциональной и законодательной базы, отработкой моделей их взаимодействия.

Развитие конкурентных начал в экономике России, прямое или косвенное участие государства в хозяйственной деятельности, принятии и реализации управленческих решений, сопряжено с риском. Непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности или бизнесе проявляется через его отношения с естественными монополиями, работу государственных унитарных предприятий, размещение ценных бумаг и так далее, косвенное — через государственное регулирование экономики.

Хозяйствующий субъект берет на себя принятие основных решений в процессе ведения бизнеса,  и, как следствие, рискует вложенными финансовыми и материальными средствами, своим трудом, временем, деловой репутацией. Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях. В связи с этим возрастает роль  управления рисками, выработки практических навыков по построению процедур подготовки и принятия решений в сложных ситуациях, предполагающих взаимодействие государственных и бизнес структур по обеспечению защиты их интересов, а также защиты интересов граждан, так как риски, не отвечающие требованиям безопасности могут причинить ущерб здоровью и жизни людей.

Важную роль играет партнерство государства и бизнеса в высокотехнологичной сфере. Оно предполагает движение к взаимопониманию, формирование своего рода инновационного консенсуса внутри политического, делового сообщества и СМИ. Трудность современной ситуации в том, что большинство бизнес структур не в состоянии оплачивать и покупать услуги науки. Роль государства должна состоять, прежде всего в структурировании рынка, содействии формированию платежеспособного спроса на эти услуги со стороны национальных и зарубежных корпоративных и индивидуальных потребителей. Нужны новые, адекватные возможностям бизнеса и государства механизмы реализации инновационных идей в наукоемких областях, совместные проекты. Бизнес все больше нуждается в сотрудничестве с государством в процессе вхождения на новые наукоемкие рынки, снижая тем самым административные барьеры и уменьшая риски, связанные с неопределенностью ситуаций, независимых от бизнеса.

Бизнес лоббирование – это деятельность, ориентированная на удовлетворение экономических интересов бизнес-сообществ, не наносящая ущерба государству и обеспечивающая представительство групп интересов бизнес-сообществ, активно участвующих в государственном регулировании экономики через экономико-политические процессы. Признаками цивилизованного бизнес лоббирования являются: четкое обозначение субъекта и объекта лоббирования; открытость предмета лоббистской деятельности и тех субъектов, в чьих интересах она осуществляется. Можно обозначить базовый критерий достижения стратегической цели цивилизованного бизнес лоббирования, выражающийся в успешности поиска общеприемлемых согласованных решений, корреспондирующихся с общественными интересами. В российской практике бизнес лоббирование  подменено стремлением определенного круга людей навязывать всем свою волю в узкокорыстных интересах.

Лоббизм вырастает из реальных межчеловеческих и межгрупповых отношений под воздействием доминирующей политической традиции и особенностей исторической ситуации. Сегодня вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос в том, утвердится в России его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов.

Написано: admin

Август 8th, 2011 | 3:41 пп