Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Формы социальной отчетности бизнеса

Практическое занятие

Основные вопросы, рассматриваемые на практическом занятии. Корпоративный социальный отчет как публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о темпах реализации компанией своих стратегических планов по развитию в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Общественный аудит — систематическая оценка общественного влияния компании в сравнении с принятыми стандартами и ожиданиями. Социальная отчетность   —   отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели. Социальный аудит — в широком смысле как анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком -верификация социальной отчетности. Стандарт АА1000 — стандарт социальной отчетности, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляющий им процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности. Стандарт GRI (Global Reporting Initiative) — стандарт отчетности в области устойчивого развития. Представляет собой методологию внешней отчетности и не определяет действий организации по увеличению степени социальной отчетности. Стандарты по предоставлению корпоративной социальной отчетности —  разрабатываемые авторитетными международными организациями принципы, правила и показатели раскрытия информации о социальной активности компании, которые носят рекомендательный характер. Стандарты Саншайн по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (КСО)

Лекция

Сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний как фактор снижения предпринимательских рисков, укрепления конкурентоспособности, повышения эффективности персонала и лояльности потребителей, улучшения репутации предпринимателей компаний и бизнес  сообщества в целом. Информационная прозрачность под воздействием оценки КСО и конкретные экономические выгоды. Причины оценки на основе использования критерия социальной обязанности, а не социальной ответственности: недостаточно взвешенная государственная политика партнерства в отношении бизнеса; отсутствие со стороны государства реального стимулирования прозрачности и социальной ответственности бизнеса; узкое понимание задач, стоящих перед бизнесом; слабая информированность общественности о целях и результатах деятельности большинства организаций; критическое отношение к качеству информации о деятельности бизнес субъектов; широкое распространение неформальных теневых экономических отношений; слабость гражданского общества и социального партнерства. Результат оценки и анализа как бальный показатель для участников рейтинга. Учет параметров КСО: процессы внедрения программ КСО; внедрение современных систем стандартизации; процессы внедрения программ КСО; внедрение современных систем стандартизации; финансирование благотворительных фондов; оценка уровня и типа социальной ответственности компании; уровень соответствия компании современным требованиям к КСО; воздействие компании на заинтересованные стороны в КСО; влияние КСО на результаты работы компании.

1.2.2 Учебно-тематический план

Тема занятий Вид занятий Кол-во

часов

1. Сущность и эволюция корпоративной социальной ответственности Лекция 2
2. Современные модели корпоративной социальной ответственности Лекция 2
3. Особенности проявления социальной ответственности бизнеса в российских условиях Дискуссия 2
4. Кодекс корпоративного управления Лекция-

Дискуссия

2
5. Благотворительность, социальные инвестиции и корпоративное гражданство Дискуссия 2
6. Международные стандарты в области социальной и экологической  ответственности Лекция 2
7. Формы социальной отчетности бизнеса Практическое занятие 2
8. Критерии оценки корпоративной социальной ответственности Лекция 2
9. Контрольная форма Зачет 2
Всего 20

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.3.1 Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия : [учебное пособие]. М. : Альфа-Пресс, 2008.

Стрижов С.А. Корпоративная социальная ответственность: состояние и перспективы.  М.: МАКС Пресс. 2006.

Справочные пособия и издания

Джей Р. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы / Пер. с англ. Ионова В., Лисицыной А. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2004

Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / Пер. с англ. Пелявского О.Л.; Под ред. Гуреш Т.А. — М. и др. : Вильямс, 2004

Инновационный менеджмент в государственной  сфере и бизнесе. Словарь терминов. М.: Экономика, 2009.

Лопатников Л. И., Рутгайзер В. М.  Оценка бизнеса. Словарь-справочник. М: Маросейка, 2009

Лукаш Ю. А.  Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. Москва, 2004

Междисциплинарный словарь по менеджменту. М.: Дело, 2005 .

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007.

Энциклопедия государственного управления в России: В 2 т.  М.:РАГС, 2008

Дополнительная литература

Адрианова М.Социальная ответственность крупных российских компаний в условиях современной рыночной экономики
// Социальная политика и социальное партнерство. 2008. № 5.

Андрианова М.

Бабкин В. Проблемы социально ответственной реструктуризации отечественных компаний // Человек и труд. 2008. № 5.

Голодец О. Социальный отчет — важный инструмент укрепления репутации компании, ее позиционирования в глобальном деловом пространстве // Человек и труд. 2005. № 12.

Данилова О.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика: монография / Финансовая академия при Правительстве РФ.  М.: Красная звезда, 2008.

Карагод В.С. Теория и методология управления системой развития корпоративной социальной отчетности. М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 2004.

Кодекс корпоративного поведения // «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». 30 апреля 2002 г. N 4

Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России/Под ред. И.В. Костикова. М., 2003.

Конарева Л.А. Социальная ответственность организации: мировой опыт // США — Канада. Экономика-политика-культура. 2008. № 12.

Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе Вашей компании в развитие общества. Практическое руководство. Под ред. С.Е. Литовченко. М., 2004.

Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. .М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

Кумаритова А.А. Благотворительные организации: гражданско-правовое положение / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2008.

Нефинансовая отчетность (по материалам агентства социальной информации) // Вопросы культурологии. 2006. № 1 .

Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». 30 апреля 2002 г. N 4

Социальная ответственность крупных российских компаний в условиях современной рыночной экономики // Социальная политика и социальное партнерство. 2008. № 5.

Шихвердиев А. Социальная ответственность и корпоративное управление // Человек и труд. 2008. № 5.

Написано: admin

Август 8th, 2011 | 3:40 пп