Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Требования

Методические рекомендации

Выпускная (аттестационная) работа завершает профессиональную переподготовку специалиста. Она является составной частью итоговой государственной аттестации выпускников.

Задачами выпускной (аттестационной) работы являются:

  • систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных слушателями в процессе освоения образовательной программы;
  • развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой решения задач, имеющих теоретическое или практическое значение;
  • выяснение степени подготовленности слушателей к самостоятельной практической работе с использованием современных технологий профессиональной деятельности.

Требования, предъявляемые к выпускной (аттестационной) работе:

  • работа должна основываться на теоретической базе современного состояния соответствующего направления науки;
  • исследуемая тема должна быть представлена всесторонне, с анализом конкретных направлений деятельности органов государственного и муниципального управления, предприятий и организаций с указанием положительных и негативных сторон их функционирования;
  • работа должна содержать конкретные предложения, направленные на совершенствование деятельности органов государственного и муниципального управления, предприятий и организаций, на выявление резервов дальнейшего повышения эффективности их деятельности;
  • изложение материала в работе должно быть грамотным, логичным и последовательным;
  • оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к рукописям научно-аналитических работ.

Этапы выполнения выпускной (аттестационной) работы

Подготовка выпускной (аттестационной) работы состоит из ряда этапов:

1.       Начальный этап:

  • формулирование целей и задач выпускной (аттестационной) работы, составление плана-графика работы над ней;
  • подбор учебной, научной и справочной литературы по проблеме исследования;
  • изучение теории вопроса, практического опыта, нормативной базы;
  • написание варианта теоретической части выпускной (аттестационной) работы;
  • планирование объема заданий на последующий этап.

2.       Сбор и анализ фактического материала:

  • изучение практического опыта работы организаций и учреждений в соответствии с темой выпускной (аттестационной) работы;
  • обобщение собранного фактического материала и написание соответствующей части выпускной (аттестационной) работы;
  • окончательная формулировка плана выпускной (аттестационной) работы.

3.       Написание работы в целом и ее оформление:

  • составление списка основной и дополнительной литературы, использованной в работе;
  • подготовка приложений;
  • передача работы научному руководителю выпускной (аттестационной) работы, проведение внешней экспертизы и получение отзыва.

4. Подготовка к защите:

  • подготовка доклада к защите и ответов на замечания в отзыве (возможна внешняя рецензия);
  • подготовка демонстрационных материалов.

5. Защита выпускной(аттестационной) работы.

Подбор и работа с литературой, сбор прикладного материала

Подбирать литературу следует сразу же после выбора темы выпускной (аттестационной) работы. При подборе литературы рекомендуется использовать энциклопедические и справочные издания, с целью уточнения терминологии по интересующей проблеме. Следует активно использовать литературу, предлагаемую при изучении тем дисциплин электронного учебно-методического комплекса. Важным источником поиска и формирования списка литературы является умение слушателей работать с материалами библиотечного фонда, используя новые компьютерные технологии. Устойчивые навыки компьютерного поиска информации слушатель получает в работе с информационно-поисковой системой ЭУМК. Солидная база знаний ЭУМК достаточно универсальна. Эффективная технология организации доступа к базе знаний дает возможность слушателю использовать найденные фрагменты в качестве основного или справочного учебного материала, в том числе и для формирования списка литературы выпускной (аттестационной) работы.

При работе с систематическим каталогом библиотеки необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой выпускной (аттестационной) работы, но и разделы по смежным темам. В первую очередь необходимо обращаться к изданиям последних лет, так как в них, как правило, наиболее полно отражены современная теория и практика, показано всё то новое и прогрессивное, что следует использовать при разработке основных вопросов избранной темы.

Особенно важно ознакомиться с публикациями, помещенными в специальных журналах и газетах.

Составление плана выпускной (аттестационной) работы

Процесс поиска и результаты предварительного ознакомления с отобранной литературой позволяют составить план подготовки выпускной (аттестационной) работы.

При работе с литературой рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с литературы, раскрывающей в основных чертах сущность изучаемого вопроса, с тем, чтобы получить общее представление об основных теоретических проблемах темы (учебники и учебные пособия).

Затем следует изучить нормативно-правовые материалы и другие опубликованные документы, включая Internet-поддержку. После этого можно перейти к ознакомлению с монографиями и журнальными статьями, материалами, размещенными на различных именных сайтах.

Такая последовательность в изучении литературных и Internet-источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идя от простого к сложному.

При изучении литературы и других источников полезно делать выписки (закладки), необходимые для написания работы. Выписки лучше делать на отдельных листах (с одной стороны) с указанием автора, названия работы, года издания и страницы. Подобная систематизация позволяет на основе критического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы. Необходимо помнить, что включение в работу чужого текста без ссылки на автора недопустимо.

Сбор практического (прикладного) материала — один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной (аттестационной) работы. Он осуществляется на основе результатов деятельности конкретных организаций и учреждений, компаний и фирм в соответствии с темой выпускной (аттестационной) работы.

Качество выпускной (аттестационной) работы во многом зависит от полноты собранного практического материала. Собранные материалы должны служить обоснованием, практическим подтверждением правильности сделанных в работе выводов и предложений по совершенствованию деятельности органов государственного и муниципального управления, других учреждений, предприятий и организаций.

Оформление выпускной (аттестационной) работы

К структурным элементам выпускной (аттестационной) работы применимы универсальные требования:

  • титульный лист (приложение 1);
  • содержание (план исследования);
  • введение;
  • основная часть (две-три главы);
  • заключение (основные выводы и предложения по результатам исследования);
  • список использованных источников;
  • приложения (таблицы, схемы, рисунки, графические материалы и т.д.).

Общий объем выпускной (аттестационной) работы не должен превышать 45-50 страниц (не считая списка литературы и приложений).

Оформление выпускной (аттестационной) работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, предназначенным для печати.

Все виды письменных работ оформляются на стандартных листах бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст работы отпечатывается через полтора интервала.

Постраничные сноски оформляются через один интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое — 35 мм, правое — до 15 мм, верхнее и нижнее — не менее 20 мм. В РАГС принято оформление материалов в следующем электронном формате: набор — Word 6.0, Word 7.0, шрифт: Times New Roman, 14 кегль (для сносок 10 кегль).

В данном разделе учебно-методического пособия изложены общие ориентиры для подготовки и оформления письменных работ, вместе с тем слушатели должны иметь в виду, что существуют и особенности подготовки каждого вида работ, в том числе при освоении программ дистанционного обучения.

Выпускная (аттестационная) работа открывается титульным листом. На втором листе располагается содержание выпускной (аттестационной) работы.

Введение. Во введении необходимо:

  • кратко охарактеризовать актуальность темы работы;
  • определить объект, предмет и методологию исследования;
  • дать характеристику используемых источников и литературы;
  • сформулировать цель и основные задачи исследования.

Основная часть выпускной (аттестационной) работы должна включать, как правило, две-три главы, в которых раскрывается содержание и результаты проведенного исследования.

Первая глава (раздел) определяет теоретическую базу исследуемой проблемы. На основе анализа собранных материалов, содержащихся в учебной и научной литературе, дается описание и оценка состояния исследуемой проблемы с указанием достоинств и недостатков существующих методов ее решения.

Вторая и последующие главы (разделы) носят практический характер и показывают умение выпускника:

  • анализировать деятельность реальных организаций и учреждений в контексте изучаемой проблемы;
  • находить пути и методы совершенствования их систем управления.

В заключении дается:

  • авторская оценка проведенного исследования с точки зрения соответствия полученных результатов поставленной цели;
  • делаются выводы и даются практические рекомендации по решению проблем, определенных в качестве предмета исследования.

Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

Содержание выпускной (аттестационной) работы должно иметь аналитический, а не чисто описательный характер. Используемые в работе факты, документы и другие материалы должны представляться в соответствии с требованиями современной управленческой науки и практики. Необходимо выявить причины имеющихся проблем (т.е. расхождения желаемого и действительного) в деятельности изученных организаций и учреждений, определить возможные пути их решения. Кроме этого, важно показать положительный опыт, определить его значимость и возможность использования в той или иной сфере общественной жизни.

При изложении в выпускной (аттестационной) работе спорных вопросов необходимо приводить мнение различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. При наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы слушатель обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из уже существующих точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.

При изложении материала необходимо правильно оформить используемые в работе заимствованные положения, факты, фрагменты из документов и т.д. Дословные цитаты, заимствования, близкие к тексту автора, а также оригинальные точки зрения, спорная информация должны быть оформлены ссылками на источники.

Целесообразно цитировать только логически законченные фрагменты текста источника, т.е. должна быть обеспечена гарантия  неизменности передачи смысла источника.

Цитата должна слово в слово, буква в букву, со всеми знаками препинания следовать источнику. К этому правилу есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет многоточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания; цитаты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, а также некоторые другие исключения.

Существуют способы сокращений (см. ГОСТ 7.12.93). Чаще всего они используются во вспомогательных материалах (в приложениях, библиографических списках, сносках), чем в основном тексте. Если сокращения применены в основном потоке информации, то важно знать, что сокращения типа и др., и т.п., и пр., нерекомендуется оставлять в середине фразы.

Изложение рассматриваемых вопросов может быть иллюстрировано справочными данными, аналитическими таблицами, формулами, схемами, графиками, диаграммами, выполненными главным образом самостоятельно. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. Их применение является средством формализации характеристик объекта исследования и самого процесса исследования. Схемы, графики, диаграммы способствуют повышению наглядности и убедительности материала. Они отражают полноту изучения слушателями исследуемых вопросов. Ссылаться на таблицу или схему нужно в таком месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. Уместно сформулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление, его отдельные черты или стороны.

В заключении суммируются, обобщаются теоретические и практические выводы и предложения исследования. Они должны отличаться краткостью и четкостью, показывая значимость, обоснованность и эффективность осуществленного исследования.

Список использованных источников является составной частью аттестационной (выпускной) работы. Этот список помещается в конце работы, после «Заключения». Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическое описание документа», к которому относятся:

  • список использованной литературы;
  • библиографические ссылки и примечания.

Описание документов в целом унифицировано. Но при составлении записей на отдельные виды документов могут действовать дополнительные правила.

При написании аттестационных работ наиболее приемлемыми являются алфавитная и систематическая формы составления списка источников. При алфавитном способе группировки источники располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авторов, заглавий книг и статей (если автор не указан). По такому списку легко установить, все ли работы того или иного автора учтены в нем. Алфавитный способ группировки литературы используется, когда список невелик по объему. В книгах и статьях литературные источники группируются по отдельным проблемам, вопросам, темам в их логическом соподчинении. В начале указывается литература общего характера, а затем следуют материалы по отдельным проблемам.

Однако, независимо от избранного способа группировки литературных источников, список возглавляют законодательные и нормативные документы. Документы располагаются по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов — в хронологическом порядке. В РАГС принята следующая последовательность изложения перечня источников:

  • международные официальные документы;
  • законодательные акты, документы и другие материалы государственных органов;
  • специальная литература по исследуемой проблематике (монографии, диссертационные, дипломные исследования);
  • источники статистических материалов (сборники, материалы эмпирических исследований, в т.ч. социологических опросов), документы конференций;
  • материалы архивов и текущего делопроизводства государственных органов власти и управления, общественных институтов;
  • публикации периодической печати.

В приложении выпускной (аттестационной) работы дается вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, извлечения из нормативных актов, инструкций, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и другие материалы.

Страницы необходимо нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Если оформляются приложения, то они имеют свою сквозную нумерацию (1, 2, 3…). Это положение относится и к графическим материалам, схемам, рисункам и т.д.

Аттестационная работа должна быть сброшюрована (переплетена). Завершенная аттестационная работа подписывается слушателем на титульном листе и передается на письменный отзыв назначенного руководителя. При этом можно также получить внешнюю рецензию, которая является дополнительным документом при определении ценности работы.

Руководитель выпускной (аттестационной) работы дает письменный отзыв на бланке (см. приложение 2) с указанием о допуске работы к защите.

Готовясь к защите работы, слушатель составляет тезисы выступления, оформляет презентацию, продумывает ответы на замечания рецензентов.

Защита выпускной (аттестационной) работы производится на заседании ГАК. Защита является составным элементом итоговой государственной аттестации выпускника.

Расписание работы ГАК доводится до сведения каждого слушателя не позднее, чем за месяц до начала защиты. В процессе работы Государственной аттестационной комиссии секретарь ГАК передает выпускную (аттестационную) работу и другие документы ее председателю. Слушателю предоставляется слово для доклада (в пределах 10 минут).

В своем выступлении слушатель должен отразить: актуальность темы, теоретические и методологические положения, на которых базируется аттестационная работа, результаты проведенного анализа изучаемой проблемы, конкретные предложения по ее решению. Внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и выводах. В процессе выступления рекомендуется использовать заранее подготовленные презентации и наглядные пособия (таблицы, схемы и т.д.) для усиления доказательности выводов и предложений слушателя.

После выступления слушателя оглашается отзыв руководителя и результаты рецензии на работу (если таковая имеется). Затем слушатель отвечает на заданные ему вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГАК, а также присутствующих на защите. При ответах слушатель может пользоваться текстом своей работы. По окончании публичной защиты члены ГАК на закрытом заседании обсуждают результаты защиты выпускных (аттестационных) работ, оценивают их с учетом сдачи государственных экзаменов и принимают решение о присвоении слушателю соответствующей квалификации.

Слушатель, не защитивший выпускную (аттестационную) работу, допускается к повторной защите на договорных условиях только один раз, как правило, в течение года после завершения обучения.

Для слушателей, не вышедших на защиту выпускных (аттестационных) работ в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, руководством образовательного учреждения может быть назначена защита в другие сроки.

При оформлении научно-справочного аппарата требуется выдерживать единообразие сносок (ссылок). Название книг дается по титульному листу. В ссылках на материалы периодических изданий снимаются кавычки в их названиях. Ссылки обозначаются номерами, которые указываются под чертой в нижней части страницы (в подстрочнике). Пример из ссылок: на авторскую книгу — 1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Проект, 1996.- С.85; на документ, напечатанный в газете — 2. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000 № 849 // Российская газета. 2000. 14 мая;  на статью в журнале –3. Караганов С. Победителей не будет. Новые угрозы надолго лишают мир стабильности //Деловые люди. 2004, апрель (№ 157) – с. 29-32 и т.п.

Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, в описание должны входить: фамилия и инициалы автора; полное название книги; после тире — название города, в котором издана книга; после двоеточия — название издательства (без кавычек), которое ее выпустило; после запятой — год издания; после точки и тире — количество страниц. Если книга издана без указания авторов или имеет четырех и более авторов, то она описывается под заглавием книги. При этом описание содержит следующие сведения: заглавие; после косой черты указываются три первых автора и слово «и др.»; после тире — название города; после двоеточия — название издательства; после запятой — год издания; после точки и тире — количество страниц.

При использовании статьи (главы, раздела) из книги, сборника или периодического издания необходимо указать: фамилию и инициалы автора; название статьи (главы, раздела); после двух косых линий — название издания (без кавычек), где она помещена; после тире — год издания; после тире — номер; после тире — страницы («С.» с большой буквы), на которых помещена данная статья.

Описание официальных документов (законов, указов, положений, постановлений и др.) осуществляется в следующем порядке: после названия официального материала ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата принятия его и номер.

Примерная структура отзыва научного руководителя выпускной (аттестационной) работы включает: общую оценку работы; оценку обоснования актуальности проблемы, исследуемой в работе; элементы новизны данной работы и методы исследования (достаточно ли они целесообразны и современны); оценку научно-теоретической и источниковой базы, используемой при написании работы; оценку полноты и логики изложения материала, оригинальность выводов, а также стиля изложения материала в работе; отражается степень самостоятельности автора при выполнении работы; указывается как соблюдены требования к оформлению работы; показывается возможность дальнейшего использования результатов работы (в практической деятельности, в научной работе). Предполагается оценка выполненной работы.

Написано: admin

Ноябрь 6th, 2015 | 5:06 пп