Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Современная гуманитарная академия

Содержание высшего образования отражает требования общества и сферы труда к гражданским и профессиональным качествам будущего специалиста. Традиционна его миссия по сохранению, приумножению и распространению знаний через исследования и создание интеллектуальных продуктов, при этом обучение и передача знаний различными способами остаются основополагающими. Это касается фундаментальных, социальных и гуманитарных наук, а также технологий, подразумевает учет нужд общества, его экономического, социального и культурного развития, равно как и главных мировых тенденций.

Следует четко различить два процесса, служащих основой деятельности высшего учебного заведения – образование и профессиональную подготовку. В основных документах, определяющих Болонский процесс, зафиксированы четыре главные цели высшего образования: соответствие рынку труда, развитие личности, подготовка к жизни в демократическом обществе и готовность получать образование в течение всей жизни. В последнее время вузы (особенно негосударственные) начали обращать внимание только на первую цель. Тем самым весьма важные компоненты высшего образования, носящие «неэкономический характер», отодвигаются на задний план или вовсе забываются. В нашей стране набирает темпы тенденция рассматривать общество исключительно в экономических категориях – так называемый «экономизм». При таком подходе высшее образование рассматривается всего лишь как ступень на пути к обеспечению занятости. Экономизм же, по крайней мере в нашей стране, не ценит критическую роль интеллектуалов, являющихся «совестью» общества, поскольку именно интеллектуалы подвергают все негативные проявления существующей политической системы объективному критическому анализу. На примере России можно с уверенностью сказать, что одной из причин политической пассивности общества являются недостатки системы высшего образования именно в сфере гуманитарных и социальных знаний, которые должны воспитывать в людях социальную активность.

В современном обществе, стремительно двигающемся по пути глобализации, все более заметна роль культурной и этической миссии высшего образования. В этом аспекте оно призвано защитить и сохранить культурные особенности своей страны, поддержать распространение и создание культурных ценностей, защитить и поощрить культурное разнообразие и активно участвовать в развитии межкультурного взаимопонимания и гармонии, взаимообогащения культур.

Гуманитарный компонент

Помимо возрастания роли гуманитарного компонента, все больший вес приобретают естественнонаучные дисциплины: все воочию оказываются свидетелями того, что наука в целом и информатика, а следовательно, и математика действительно становятся движущими силами прогресса человечества. Именно поэтому в программы практически всех направлений (даже чисто художественного профиля) введены математика и информатика, а также изучаются концепции современного естествознания. Здесь следует заметить, что все дисциплины гуманитарного и естественнонаучного циклов изучаются (по крайней мере, так заложено в государственные образовательные стандарты) как базовые. При этом весьма важно рассматривать их с единых позиций системной организации мира, формировать компетентности в мировоззренческих аспектах, современных взглядах на общество, природу, роли и места в них каждого человека.

Кстати, Международная комиссия ЮНЕСКО по образованию в XXI веке выделила в качестве ключевого следующее направление: получение базовых знаний в широкой общеобразовательной области при углубленном изучении сведений, относящихся к определенным предметам. Сочетание базовых и специализированных знаний служит основой для дальнейшего совершенствования образования в течение всей жизни.

Главной ценностью нашей отечественной высшей школы всегда было стремление к знанию, развитие в личности творческого и конструктивно-критического духа. И сейчас учебные планы каждой основной образовательной программы содержат в себе два блока дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, с одной стороны, и математические и естественнонаучные дисциплины – с другой. При этом на них отводится до 40% учебного времени.

Помимо традиционных миссий, сегодняшние вузы должны обучать студентов тому, как учиться и стать инициативными. Данная миссия имеет важный этический и гражданский аспект в смысле помощи студентам не только в приобретении знаний, профессиональных навыков, умений, но и осознании ценностей и возможностей, которые будут побуждать их действовать как ответственных и действенных граждан. Следует признать, что ранее эта миссия лишь декларировалась, а сегодня даже говорить о ней считается почти неприличным. Как следствие: беспрецедентная пассивность нашего общества, его растущая атомарность, почти полное отсутствие самосознания и самоорганизации. Не это ли основная причина все ускоряющегося падения нашей страны, в возникновение которой внесло свою лепту полное игнорирование миссии высшей школы – готовить активных граждан страны, ее подлинную элиту!

Об образовании

Налицо развитие противоречия между утилитарным стремлением готовить специалистов, способных уже после студенческой скамьи сразу же приступать к эффективному исполнению своих служебных обязанностей, и необходимостью готовить широко образованных людей, способных адаптироваться в любых ситуациях и обучаться всю жизнь.

Здесь уместно отметить и другой актуальный сегодня аспект – радикальное расширение мобильности студентов. Формально любой студент вправе на любом этапе обучения сменить вуз, направление подготовки, форму обучения. Однако на этом пути он встречает огромное количество препон самого различного характера, что крайне усложняет реализацию этого права. Еще более сложным является адаптация студента в новом вузе (или при переходе на новую программу).

Обратим внимание на важный период в жизни любого студента: окончание второго года обучения. За малым исключением, все учебные планы построены по следующей схеме: в ходе первых четырех (реже пяти) семестров изучаются все общеобразовательные дисциплины, обеспечивающие базовое высшее образование. При этом, что очень важно, список этих дисциплин и объем отводимого на каждую из них учебного времени практически совпадают для больших групп направлений подготовки.

Согласно ст. 3 закона «Об образовании», образование лица, не завершившего обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедшего промежуточную аттестацию (не менее чем за два года), признается неполным высшим образованием и подтверждается выдачей документа соответствующего образца – диплома о неполном высшем образовании.

В этой связи представляется целесообразным введение в широкую практику промежуточной итоговой аттестации с целью получения диплома о незаконченном высшем образовании, что позволит значительно упростить мобильность студентов именно после получения этой фиксированной ступени образования, а также решить и ряд вопросов контроля качества подготовки.

Итак, предлагается: после окончания 4-го или 5-го (в зависимости от группы образовательной программы) семестра повсеместно юридически фиксировать факт получения незаконченного высшего образования: проводить необходимо аттестацию и выдавать диплом о незаконченном высшем образовании.

Качественный набор знаний

В этом случае все студенты получат более полный и качественный набор знаний и умений.

Кроме того, введение такого промежуточного выпуска позволит:

• разработать качественные государственные образовательные стандарты (в части, касающейся первых двух циклов учебных дисциплин);

• построить более эффективные процедуры промежуточной аттестации студентов, в том числе создать содержательные и качественные тестовые базы и разработать эффективные методики их применения;

• в вузах разработать более взвешенные и выверенные рабочие учебные программы, другие организационные и учебно-методические материалы, в частности более четко организовать учебный процесс на старших курсах, проинтегрировав его с обучением студентов, получающих второе высшее образование;

• каждому студенту более четко простроить траекторию процесса получения высшего образования;

• решить многие вопросы международной мобильности студентов: согласования содержания подготовки (по крайней мере, в первые два года обучения), сроков перехода, а также создать условия для разрешения целого ряда других проблем.

Российский государственный университет

В настоящей работе исследованы условия осуществления учебного процесса с применением схемы студенческих стажировок за рубежом, в первую очередь в европейских университетах. Учтены ранее установлен-ные и выявлены дополнительные условия, которые затем подвергнуты группировке по трем основаниям: управленческие, педагогические и орга-низационные.

Управленческие условия определяют фактическую готовность вуза к выполнению педагогических и организационных условий и оказывают влияние на качество их реализации.

Педагогические условия относятся к совместной деятельности всех участников, вовлеченных в подготовку и реализацию проектов и программ студенческой мобильности. Этими участниками являются: студенты, пре-подаватели, ECTS-координаторы, деканы, директора институтов и их за-местители. Эта группа условий реализуется с помощью сформированной управленческой подструктуры вуза и с помощью выполнения организаци-онных условий.

Организационные условия обеспечивают «мягкое», «ненасильствен-ное» встраивание инноваций в учебный процесс. Они касаются и направ-лены на отдельных участников процессов студенческой академической мобильности.

Управленческие условия

• Владение ректорами и проректорами российских вузов информа-цией об академическом признании. Условие предполагает разностороннее владение сведениями о видах признания в академической и профессио-нальной сферах, в частности положениями Лиссабонской конвенции 1997 года, по признанию квалификаций в сфере высшего образования в евро-пейском регионе и другими современными сведениями по существующим в мире и Европе схемам признания. Дефицит информационных ресурсов в решении вопросов признания влечет интуитивное принятие решений пу-тем проб и ошибок.

• Формирование контактов с международными центрами по про-блемам и развитию образования. Налаживание и поддержание контактов с

национальными информационными центрами по поддержке академиче-ской мобильности и вопросам признания, организованными в России, в рамках Евросоюза и Совета Европы. Среди них: Российская сеть центров международного сотрудничества и академической мобильности (РЦМС и АМ), Российский совет академической мобильности (РОСАМ), NARIC\ENIC и др.

• Взаимное доверие и ответственность. Принцип взаимного дове-рия был провозглашен еще до вступления в силу Болонской декларации, а именно в рамках программы Евросоюза по академическому сотрудничест-ву и развитию мобильности – Erasmus, Erasmus/Socrates.

Доверие обеспечивается: а) доступностью сведений об образова-тельных программах и учебных дисциплинах (Information Package); б) дос-тижением компромисса между направляющим и принимающим универси-тетами при формировании индивидуальной профессиональной образова-тельной программы (ПОП) студента, который закрепляется в трехсторон-нем Соглашении об обучении (Learning Agreement); в) применением ECTS или другой совместимой системой зачетных единиц.

Ответственность обеспечивается своевременным предоставлением достоверной информации об учебном процессе и сведений о жизнеобеспе-чении студентов. Университеты также несут ответственность за выполне-ние пунктов Соглашения об обучении: отправляющий вуз обязуется при-знать результаты обучения, принимающий вуз обязуется оказать все пре-дусмотренные образовательные услуги и необходимое дидактическое и методическое оснащение.

Зачетные единицы

• Уважение автономности высших учебных заведений. Поскольку вузы автономно принимают решения о зачете или не зачете пройденных в период стажировки дисциплин, условие понимается как невмешательство во внутренние дела другого вуза. На деле это означает, что студенческая мобильность не должна повлечь за собой какие-либо серьезные изменения регулярного учебного процесса.

• Нормативно-правовая поддержка участников учебного процесса с применением системы зачетных единиц. По сути, данное условие сводится к введению в практику образовательного учреждения системы зачетных единиц по типу ECTS. Это потребует: а) разработать Положение о зачет-ной системе; б) ввести в штатное расписание ECTS-координаторов; в) ус-тановить правила назначения кредитов; г) дополнить учебные планы но-выми объемными показателями – зачетными единицами (кредитами).

• Комплексный подход к выбору международных партнеров. Данное условие означает, что вуз подбирает партнеров для студенческих стажиро-вок на основе учета целого комплекса аспектов: наличие родственных об-разовательных программ, реализация этих программ на распространенном европейском языке, использование вузом кредитной системы и др.

Педагогические условия

• Разработка индивидуальной ПОП, отвечающей требованиям ГОС и согласованной с учебными планами принимающего вуза. Эти индивиду-альные ПОП содержательно могут отличаться от регулярных ПОП, но только в части вузовского компонента. Федеральный компонент должен быть выполнен полностью, как того требует ГОС, и структурные элементы учебного плана должны соответствовать модели, предусмотренной стан-дартом.

• Равноправность диверсифицированных образовательных про-грамм. Понимание и желание вузовскими координаторами разработать ин-дивидуальную образовательную программу для поездки студента и ис-пользовать академические свободы в рамках государственных образова-тельных стандартов формирует фактор готовности находить компромисс-ные решения при согласовании учебных планов вузов, что влияет на гиб-кость образовательной программы российского вуза. Установлена и обос-нована возможность и целесообразность создания индивидуальных обра-зовательных траекторий на основе различных соотношений узкоспециали-зированной и широкопрофильной подготовкой согласуемых учебных пла-нов и доказано, что при варьировании лишь дисциплин и курсов по выбору можно разработать индивидуальную ПОП даже при значительном расхож-дении учебных планов. Если при этом использовать дисциплины нацио-нально-регионального (вузовского) компонентов образовательной про-граммы, то задача согласования станет проще, а процедура признания ре-зультатов обучения легче. Здесь важно говорить о равноправности регу-лярных и индивидуальных ПОП. В основе такой равноправности лежат представления об идентичности формируемых знаний, навыков, умений (квалификаций и компетенций) данными программами.

• Подготовка профессорско-преподавательского и административ-ного состава вузов. Успешное введение в учебный процесс системы зачет-ных единиц требует широкого знакомства с базовыми принципами пере-водного механизма системы, предназначением, условиями функциониро-вания в российской высшей школе, особенностями ее реализации в России, роли работников образовательной сферы в нововведении. Здесь требуется сформировать понимание одной из главных целей введения зачетной сис-темы в учебный процесс – упрощения процедур академического признания результатов краткосрочных периодов обучения студентов.

С целью обучения академических консультантов, а также с целью формирования современных взглядов на принципы равноправности (экви-валентности) ПОП следует разработать и внедрить практико-ориентированные методические руководства. В ходе инновационной рабо-ты в РГППУ созданы методические руководства: «Исследование трудоем-кости учебных дисциплин и других элементов содержания образовательных программ», «Формирование гибких образовательных программ», «Проведение процедур академического признания результатов периодов обучения».

Организационные условия

• Информированность участников процессов мобильности студен-тов. Условие обязывает создать полную и доступную информационную базу обо всех вопросах, относящихся к процедурам признания в универси-тете, достижениям европейских партнеров в области академического при-знания, в том числе признания результатов краткосрочного обучения сту-дентов.

• Личный контакт студента с академическим координатором вуза и координаторов между собой. Условие означает обязательность совмест-ной деятельности координатора и студента по изучению образовательной программы европейского вуза, согласование и уточнение индивидуальной учебной программы студента с координатором принимающего вуза.

• Создание подробных Информационных пакетов факультетов. Ус-ловие подразумевает детальное описание профессиональных образова-тельных программ в Информационных пакетах вузов, которое должно да-вать однозначное представление о специальностях, при обучении которым предполагается применять комбинированную схему организации образо-вательного процесса. Здесь приводятся адаптированные для европейского пользователя учебные планы, доступные для понимания как европейским, так и российским преподавателям и студентам. Наряду с традиционной трудоемкостью указываются зачетные единицы по каждому компоненту учебных планов, даются развернутые сведения о содержании каждой дис-циплины, курса, контрольных точках. Кроме того, приводятся сведения социально-бытового характер, а также информация об условиях прожива-ния и обучения в вузе.

• Документальное оформление намерений. Подписание тремя сторо-нами (представителями двух вузов и студентом) Соглашения об обучении (Learning Agreement) и оформление «Выписки из зачетной ведомости» (Transcript of Records) служит подтверждением готовности принимающего вуза обеспечить прохождение запланированных дисциплин, а отправляю-щего вуза – признать студенту по возвращении все полученные результаты по дисциплинам и курсам, зафиксированным в документе. Для студента Соглашение об обучении является гарантией, что при соблюдении всех пунктов Соглашения по возвращении будет проведено полное признание результатов. Соглашение об обучении должно предусматривать действия сторон в случае непредвиденных обстоятельств, например в случае отмены каких-либо регулярных дисциплин в принимающем вузе.

• Выполнение Соглашения об обучении подписавшими сторонами. Вопрос о полном признании результатов пройденных курсов может быть

решен только в отношении дисциплин, внесенных в Соглашение об обуче-нии. Курсы, успешно освоенные, но незапланированные до стажировки и не зафиксированные в Соглашении могут не признаваться в родном вузе студента.

Инновационная деятельность

Работа выполнена в рамках инновационной деятельности Российско-го государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) по внедрению в учебный процесс зачетных единиц.

Как показывает накопленный опыт, при разработке индивидуальной программы обучения при выборе основных дисциплин следует руково-дствоваться рабочими учебными планами родственных специальностей российского и европейского вузов. Отсутствующие дисциплины (напри-мер, цикла ГСЭ) следует попытаться найти в учебных планах других спе-циальностей, изучаемых в выбранном европейском университете. Кроме того, необходимо дать оценку содержания учебных программ дисциплин российского университета и принимающего вуза. Необходимо следить за тем, чтобы содержание зарубежных курсов соответствовало учебным про-граммам российского вуза для обеспечения всех требований ГОС к феде-ральному компоненту профессиональной образовательной программы.

В настоящей работе, проводимой РГППУ для Уральского государст-венного университета (УрГУ) рассмотрены элементы разработки индиви-дуальных программ обучения для студентов специальности 020101 – «Хи-мия» УрГУ в университете Авейру (Португалия). Образовательные про-граммы подготовки «классических» химиков этих университетов имеют как сходства, так и различия в части наименования, содержания дисцип-лин, объемов аудиторной и внеаудиторной работы, а также графиков изу-чения.

Главными условиями разработки согласованных образовательных программ является то, что в индивидуальной программе не должны нару-шаться требования ГОС и их освоение должно гарантировать беспрепятст-венное академическое признание в УрГУ периодов обучения в универси-тете Авейру. Ниже рассмотрены процедуры создания индивидуальной программы обучения на примере 5-го семестра 3-го курса специальности 020101 – «Химия» УрГУ.

В первую очередь, был трансформирован учебный план УрГУ для приведения его в соответствие с европейской системой зачетного перевода ECTS. При этом никаких содержательных изменений не вносилось. Для этого названия компонентов образовательной программы были представ-лены по семестрам и указано количество соответствующих им зачетных единиц.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

В цикле гуманитарных и социальноэкономических дисциплин в 5м семестре учебного плана УрГУ представлено две дисциплины: «Педагогика» и «Экономика». В государственном образовательном стандарте эти дисциплины не входят в число обязательных компонентов федеральной части образовательной программы. Однако первая из них рекомендована Советом по химии УМО университетов РФ, вторая – Ученым Советом УрГУ. Поэтому хотелось найти родственные дисциплины в португальском университете. В университете Авейру на химическом факультете в учебном плане для специальности «Химия» гуманитарные дисциплины отсутствуют вообще, поэтому нами предложено изучение предмета «Психология образования», который фигурирует в учебном плане университета Авейру на факультете «School education» на 1м курсе в 1м семестре. Несмотря на то, что название дисциплин различны, нами после тщательного изучения и сравнения содержания учебных программ предметов было установлено, что профильный для будущих учителей курс «Психология образования» по своему содержанию и по объему (6,5 ECTSкредитов) полностью «перекрывает» курс «Педагогика», преподаваемый в УрГУ. Аналогично, после изучения и сравнения содержаний учебных программ дисциплин российского и португальского университетов, было предложено в индивидуальную программу обучения включить дисциплину «Экономика I», которая изучается на факультете «Higher Business Studies» на 2м курсе в 1м семестре.

В цикле ОПД в образовательной программе УрГУ в 5м семестре изучаются «Органическая химия I», «Физическая химия II» и «Кристаллохимия». Нами установлено, что в португальском университете студент имеет возможность изучать следующие предметы: «Органическая химия I» для «классических» химиков и «Общая органическая химия» для будущих учителей химии и физики, так как содержание этих двух предметов полностью соответствует содержанию дисциплины «Органическая химия I» в УрГУ и содержат такие основные темы, как изомерия, органические классы и основные механизмы взаимодействия. Взамен «Физической химии II», изучаемой в УрГУ и включающей химическую кинетику и электрохимию, студенту может быть предложено прослушать курс «Физическая химия I» (2й курс 1й семестр), в структуру которого включено изучение кинетики химических реакций, и курс «Электрохимия», как предмет по выбору для студентов специализации аналитическая химия (4й курс 1й семестр). Вместо дисциплины «Кристаллохимия», которая изучает также и кристаллографию, в индивидуальную программу обучения нами введена дисциплина «Кристаллография и минералогия» (2й курс 1й семестр), которая в университете Авейру предлагается для будущих инженеровгеологов. Согласно учебной программе предмета, дисциплина содержит три основных раздела: кристаллографию, кристаллохимию и минералогию.

Учебные программы

После длительного и тщательного изучения учебных программ дисциплин нами установлено, что все выбранные предметы в португальском университете по содержательной части соответствуют требованиям, предъявляемым в УрГУ к дисциплинам 5-го семестра, следовательно, можно рассчитывать на полное академическое признание данного периода обучения.

Представляется возможным снизить сумму кредитов, принимая во внимание следующее:

1. На наш взгляд, наиболее ценными для изучения являются предметы специальной подготовки, входящие как обязательные в федеральный компонент профессионально образовательной программы: органическая и физическая химия, которым, безусловно, будет уделяться больше внима-ния. Помимо теоретической подготовки, у студента за рубежом появляется возможность поработать в современных химических лабораториях, озна-комиться с научными разработками и исследовательскими тематиками хи-мического факультета университета Авейру. В связи с этим, мы не рас-сматриваем возможность снижения трудозатрат и, соответственно, ECTS-кредитов для указанных специальных дисциплин.

2. Вполне реальна ситуация, когда студент-стажер может прослушать полный курс дисциплины «Психология образования», но сдать экза-

мен не в университете Авейру, а в родном вузе после своего возвращения. При этом, естественно, не происходит понижение трудозатрат студента, а лишь уменьшается общая сумма кредитов до 38-ми.

Аналогичное решение может быть принято и в отношении дисцип-лины «Экономика». Сумма кредитов еще понизится и достигнет 33-х. Тру-дозатраты при этом сохранятся и окажутся существенно выше, чем при обучении в УрГУ. Снижение трудозатрат возможно в том случае, если студент прослу-шает не полный курс, а лишь избранные главы, соответствующие про-граммам дисциплин «Педагогика» и «Экономика» в УрГУ. Разумеется, что это осложнит организационную сторону обучения.

3. Снижение трудозатрат и выборочное изучение курса возможно также и для дисциплины «Кристаллография и минералогия». При этом студент посещает занятия по темам «Кристаллография» и «Кристаллохимия», но не изучает тему «Минералогия». По понятным причинам зачет может быть сдан только после возвращения в УрГУ, и кредиты за данную дисциплину не назначаются.

Таким образом, в настоящей работе рассмотрены некоторые приемы и способы разработки индивидуальной профессиональной образователь-ной программы, удовлетворяющей требованиям ГОС и использующей возможности образовательных программ университета Авейру.

Написано: admin

Ноябрь 6th, 2015 | 4:26 пп