Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Ресурс информации

Достижение дидактических целей осуществляется при создании опреде­ленных учебных ситуаций, в которые включаются виртуальные экскурсии. Это: ситуация готового преподнесения материала, ситуация направляемой познавательной активности, ситуация исследовательской познавательной активности, ситуация межкультурного диалога (в настоящее время преимущественно русско-англоязычного).

Таким образом, выбор оптимального варианта использования виртуальных экскурсий строится исходя из    дидактической цели; возможностей различных учебных ситуаций; методики применения виртуальной экскурсии; сочетания функций ею выполняемых (информационная, управления познавательной деятельностью, межкультурного диалога и др.).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подберите статьи о развитии высшего образования в России и за рубежом,  опубликованные в журналах «Высшее образование в России» и «Высшее образование сегодня» в XXI тысячелетии, и отражающие тенденции развития высшего образования в мире. Составьте дайждест статей. Какие проблемы развития высшего образования поднимают авторы статей? Какие из этих проблем созвучны с проблемой Вашей исследовательской работы? На какие проблемы Вы обратили внимание только благодаря выполненному заданию?

Задание 2. Соберите информационные, методические и концептуальные материалы, отражающие развитие вуза, в котором Вы обучаетесь, по следующим направлениям:

  • Развитие системы непрерывного образования, т.е. характеристика контингента обучающихся, форм организации обучения, временных рамок реализуемых образовательных, учебных, модульных программ.
  • Развитие академической мобильности субъектов образования, т.е. характеристика используемых в вашем вузе механизмов и способов повышения академической мобильности студентов (бакалавров, магистрантов) и преподавателей, опыта нелинейной организации учебного процесса, механизмов обеспечения индивидуальных  образовательных маршрутов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
  • Университет как центр региональной системы образования, т.е. характеристика работы с учреждениями общего начального и среднего профессионального образования (профильное обучение, довузовская подготовка и работа с абитуриентами), организации магистратуры для выпускников других вузов, повышения квалификации, обучения взрослых.
  • Партнеры вуза, т.е. краткая характеристика имеющихся у вуза партнеров (организация, направление сотрудничества, способ оформления взаимоотношений).
  • Структурные подразделения вуза, деятельность которых направлена на выявление конкурентоспособности вуза, т.е. характеристика структуры и содержания деятельности служб маркетинга, центров довузовской подготовки, служб занятости выпускников и т.д. (если таковые имеются).

Обсудите собранные материалы в группе. Какая информация о вузе оказалась для Вас новой?  Подготовьте информацию о своем вузе (факультете) для абитуриентов.

Задания для самостоятельной работы 3-7

Задание 3. Разработайте проект, отражающий Ваше представление о развитии вуза, в котором Вы обучаетесь. Что требует, на Ваш взгляд, первоочередных преобразований?   Схема проекта может представлять собой следующий набор разделов:

  1. Обоснование необходимости проекта включая описание проблемы и ее актуальность, реалистичность предлагаемого решения проблемы.
  2. Целевая аудитория, востребованность проекта целевой аудиторией.
  3. Цель проекта формулирует позитивные изменения в состоянии проблемы в долгосрочной перспективе, которым будет способствовать проект.
  4. Задачи проекта, которые  планируется решить в рамках представленного проекта.
  5. Рабочий план реализации проекта, включая хронологические рамки проекта,  этапы реализации проекта, перечень и описание мероприятий, план-график выполнения запланированных мероприятий.
  6. Ожидаемые результаты проекта.
  7. Бюджет проекта.

Задание 4. Прокомментируйте высказывание Лесли Уайта «Открытие культуры когда-нибудь встанет в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни». Какое значение имеет культура в развитии общества сегодня? Почему она была так высоко оценена ученым? Какова, на Ваш взгляд, миссия культуры в развитии высшего образования?

Задание 5. Подберите определения понятия «гуманитарные технологии» из разных источников информации. Проанализируйте их, используя метод контент-анализа понятий. Какое понимание сущности гуманитарных технологий, на Ваш взгляд, в большей степени отражает современные тенденции развития высшего профессионального образования? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 6. С какими гуманитарными технологиями Вы сталкиваетесь в жизни? Приведите примеры и охарактеризуйте последствия их использования, как позитивные, так и негативные.

Задание 7. В тексте раздела 3 охарактеризованы новые профессиональные позиции преподавателя вуза. Продумайте, каким образом они могут проявиться в Вашей будущей профессиональной  деятельности.

Задания для самостоятельной работы 8-11

Задание 8. Какие курсы, на Ваш взгляд, необходимо освоить будущему преподавателю вуза? Какая практика, на Ваш взгляд, будет наиболее продуктивной в подготовке преподавателя высшей школы? С чем связана эта необходимость (иными словами, почему именно эти курсы необходимо изучить). Сформулируйте свой образовательный запрос.

Задание 9. Подберите литературу по одной из следующих гуманитарных технологий, проанализируйте ее и разработайте программу ее использования в рамках прохождения практики:

  • Технология развития критического мышления для чтения и письма.
  • Создание гуманитарной образовательной среды вуза (или локальных сред образовательного процесса).
  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента.
  • Организация самостоятельной работы студентов.
  • Технология модульного обучения.

Задание 10. Разработайте проект использования гуманитарного ресурса информационных технологий в преподавании учебных дисциплин Вашего профиля профессиональной деятельности.

Задание 11. Каким образом могут быть использованы информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов? Разработайте разные форматы заданий для студентов.

ЛИТЕРАТУРА по проблемам разработки и использования гуманитарных технологий в высшем образовании

  • Алексеева Т.Б.Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
  • Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
  • Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании: Методические рекомендации для преподавателей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  • Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе. Методическое пособие для студентов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  • Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Академические степени в странах – участницах Болонского процесса: Информационные материалы для студентов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  • Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Гуманитарная миссия сопровождения проектной деятельности в многонациональном образовательном пространстве: учебное пособие / Под общей ред. проф. Л.Н. Бережновой. – СПб., 2008.
  • Гуманитарные образовательные технологии в вузе: Методическое пособие/ Под ред. С.А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  • Дорский А.Ю. Этика и право публичных коммуникаций: регулирование брэндинга: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
  • Знак, человек, смысл: пространства междисциплинарной рефлексии: научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.
  • Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки студентов естественнонаучных и математических специальностей средствами гуманитарных технологий: Методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Кашмилова О.Н. Международный язык современного информационного пространства (инновационные образовательные технологии в описании лингвистического объекта): научно-методические материалы. – СПб.: «ООО Книжный Дом», 2008.
  • Киселев А.С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: научно-методические материалы / Н.И. Басовская, Е.П. Буторина, Т.Ю. Красовицкая и др. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий. / под ред.  В.Г.Зарубина, Л.А.Громовой, СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  • Менг Т.В. Образовательная среда: социогуманитарные модели взаимодействия в образовании: научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
  • Психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: научно-методическое пособие /Под ред. В.Н.Панферова, В.В. Семикина, Н.Б. Лисовской. – СПб.: «ООО Книжный Дом», 2008.
  • Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ООО Книжный Дом». 2008.
  • Российский вуз в европейском образовательном пространстве/ Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
  • Саакян Б.А., Кольцова А.А. Современная экономика образования: теория, практика, методология: научно-методическое пособие. – СПб.: «ООО Книжный Дом», 2008
  • Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
  • Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей: научно-методическое пособие. – СПб.: «ООО Книжный Дом», 2008.
  • Ульяновский А.В.Вымышленные существа эпохи масс-медиа: Россия 21 век. Энциклопедия для социальногуманитарной интеллигенции. – СПб.: «ООО Книжный Дом», 2008
  • Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Филимонова О.Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
  • Философско-культурологические основания и структура содержания современного гуманитарного образования / Под ред. Л.М. Мосоловой. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ООО Книжный Дом». 2008.

Динамика современного общества

Динамика современного общества, становление глобального мира как гиперреальности в условиях его информатизации, изменение природы знания и мировоззрения ведут к существенным изменениям в сфере образования, тенденции развития которого актуализировали проблему ценностных аспектов, а также непрерывности в процессе человеческой жизни  и обозначили вопросы о вузовском образовании как особом этапе  этого процесса. Анализ парадигмальных характеристик современного образования – один из центральных элементов осмысления будущей профессиональной деятельности специалиста. В то же время их изучение создает предпосылки для разработки наиболее оптимальной и рациональной стратегии высшего профессионального образования, поскольку подготовка педагога должна обеспечивать развитие таких профессионально-личностных характеристик будущего специалиста, которые были бы адекватны реализуемым в практике образования основным моделям профессиональной деятельности.

Современные ориентиры образования являются предметом активного обсуждения представителей разных областей знания – философии, педагогики, социологии, психологии, культурологии, информологии. Подготовка современного специалиста любого профиля требует глубокого осмысления целей образования, его предназначения с точки зрения интересов, как каждой отдельной личности, так и общества в целом. Новый образ человека должен основываться на сочетании глубоких профессиональных знаний с умением непрерывно учиться, быть готовыми к смене деятельности, иметь духовно-этическую ориентацию, самостоятельно формировать «Я-концепцию».

Человека новой формирующейся эпохи будут отличать социальная активность, стремление к духовному единению с другими людьми, новое понимание мира и смысла существования в нем индивида, сопричастность к происходящим вокруг событиям и осознанием ответственности за них.

Написано: admin

Ноябрь 6th, 2015 | 3:48 пп