Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Подготовка преподавателей

В данном издании его авторы развивают идею продуктивности использования гуманитарных технологий в подготовке преподавателей высшей школы, что будет являться залогом успеха различных мероприятий по модернизации высшего образования, т.к. любые инновационные изменения проявляются в первую очередь в деятельности людей.

Гуманитарные технологии в подготовке преподавателей высшей школы могут быть использованы в двух направлениях. Первое – технологии личностного развития самих будущих преподавателей. Это технологии, направленные на себя, на свое профессиональное и личностное саморазвитие. Но, как показывает практика, и эти технологии в конечном итоге используются в образовательном процессе, в работе со студентами. Второе направление, соответственно, технологии направленные на других и на мир. Это технологии, которые будущие преподаватели осваивают в процессе подготовки и именно с помощью этих технологий они, затем, будут вести соответствующие учебные дисциплины и курсы в вузе. Рассмотрим возможности информационных технологий, их гуманитарный ресурс, как иллюстрацию выделенных направлений.

В современной информационно-образовательной среде меняется стратегия образовательного взаимодействия, существенно возрастает роль преподавателя в не только как носителя социального опыта, но как активного субъекта, изучающего новейшего опыт, проводящего научные исследования, осмысляющего современные тенденции, осуществляющего профессиональную апробацию последних достижений и т.п. Следовательно, преподаватель должен сам активно развиваться в профессиональной сфере, заниматься поиском новых знаний, участвовать в исследованиях. Это связано не только с его профессиональными знаниями и опытом, но и   личностными качествами, влияющими на интерес к нему студентов.

Современная идеология саморазвития строится не на идеологии воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы, а на поиске нового, к чему побуждает высокая динамика процессов  становления информационного общества.

Коммуникативная деятельность вузовских преподавателей в электронной среде открывает широкие возможности для профессионального саморазвития, благодаря доступу к постоянно обновляющейся информации. Это не только сетевые публикации, но и живые обсуждения насущных профессиональных проблем. Получая доступ к инновационному опыту, преподаватель может быть уверен, что за текстами стоят люди, которые готовы поделиться этим опытом, отвечать на возникающие вопросы, обсуждать нерешенные проблемы. Отличительным свойством коммуникационных ресурсов в электронной среде являтся добровольность, желание делиться информацией, развивать знание во взаимодействии. В электронной коммуникации первична проблема, а не состав коммуникантов. У педагога всегда есть возможность задать волнующий его профессиональный вопрос и получить ответы тех, кто пожелает его обсуждать. Сам характер циркулирующей в коммуникационных ресурсах информации побуждает к ее критическому осмыслению и дальнейшему поиску.

Понятие профессиональной компетентности преподавателя

Ориентируясь в профессиональной информационно-коммуникационной среде, преподаватель, как правило, формирует круг коммуникационных ресурсов, которые он преимущественно использует. В его распоряжении ряд информационных средств, способствующих быстрому и удобному доступу к обновлениям. Сам пользователь может настроить свое рабочее место на получение актуальной информации, не только задав нужную стартовую страницу браузера, сгруппировав ссылки в разделе «Избранное», распределив по группам контакты, но и подключив специальные каналы, по которым будут поступать обновления от необходимых ресурсов. Технологии RSS  и Atom ориентированы на предоставление возможности легко и быстро делиться контентом. Информация из различных источников, представленная в формате RSS и Atom, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Организация подобных новостных каналов существенно  меняет привычный способ получения информации, экономит время и избавляет от посещения всех коммуникационных ресурсов, т.к. информация «приходит сама», выдается в удобном единообразном виде.

Опыт коммуникационной деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения личностного профессионального информационного и коммуникационного запроса, может быть перенесен в образовательный процесс, хотя возможны ситуации, когда обучающиеся являются проводником инновационной коммуникативной практики. Задачей преподавателя является критический анализ и адаптация открывающихся возможностей к образовательной ситуации с целью получения обогащенного результата.

Структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые грани, новые смыслы и новые формы. Таким образом, развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, ведет ко все более глубокому пониманию ее смысла.

Понятие профессиональной компетентности преподавателя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

В качестве технологических условий осуществления профессиональной коммуникации как потенциала профессионального самосовершенствования, можно рассматривать организацию как личного, так и корпоративного коммуникационного пространства. Корпоративная коммуникационная среда может быть представлена веб-представительством образовательного учреждения (порталом, сайтом с набором коммуникационных сервисов и  коммуникационными средствами локальной сети (система электронного документооборота, система управления электронным образовательным контентом, почтовый сервис, социальные коммуникационные сервисы локальной среды и др.).

Коммуникативное поле

С использованием технологий корпоративной коммуникационной среды и свободных коммуникационных средств Интернет, педагог формирует коммуникационное пространство своей профессиональной деятельности. В этом пространстве происходит обмен опытом и диалог с коллегами, демонстрация собственного опыта, участие в жизни сетевых профессиональных сообществ.

При моделировании и проектировании коммуникативного поля в виртуальной среде университета важно создавать коммуникационные пространства  саморазвития и самореализации преподавателей, как пространства диалогического и полилогического взаимодействия.

В процессе сетевой коммуникативной деятельности происходит инновационное развитие специальной профессиональной компетентности вузовского преподавателя. Профессиональное совершенствование и самосовершенствование происходит в следующих аспектах:

  • оценивания коммуникативного  потенциала электронных информационно-образовательных сред различных уровней;
  • формирования и использование коммуникационной ресурсной базы образовательного процесса;
  • построения образовательного процесса с использованием различных моделей телекоммуникацонного взаимодействия с получением  инновационных образовательных результатов.

Эта схема может являться основой построения программы повышения  квалификации для педагогов высшей школы в сфере образовательных телекоммуникаций. Как наиболее эффективный способ освоения новых способов деятельности рассматривается «погружение» в электронную коммуникационную среду. Не только демонстрация, но и разработка индивидуальных или групповых коммуникационных мини-проектов на различной сетевой технологической базе, с сопровождающим обсуждением процесса и результатов их реализации, позволяет соотнести в реальных условиях теоретические положения с практическими возможностями. Залогом дальнейшего внедрения новых коммуникативных подходов в педагогическую практику является не знакомство с технологиями, а формирование личностной готовности активно строить образовательный процесс на обновленной коммуникационной базе, готовности к постоянному поиску и прогрессу в данной области.

В качестве примера обширных возможностей для поиска новых подходов можно привести фрагмент текста   страницы общенационального образовательного проекта с международным участием — Letopisi.Ru.: педагогические аспекты участия школьников в составлении свободной сетевой энциклопедии — википедии исследованы не в полной мере. Координаторы проекта предполагают, что учителя, студенты и преподаватели педагогических ВУЗов откроют для себя в ходе работы со «школьными командами» новые методические приемы».

Особенностью, в частности, данного проекта является то, что в его рамках участники (преподаватели, студенты, школьники) осваивают целый комплекс современных коммуникационных технологий: ВикиВики, блоги — Живой Журнал; народные классификаторы — Фликр, Делишес; системы глобального позиционирования. Педагогический поиск ведется на стыке принципиально новых информационно-коммуникационных средств и адекватных их возможностям педагогических технологий. В данном проекте в качестве ведущих обозначены технологии развития толерантности, критического мышления, экологического мышления и совместного творчества. Этот пример ярко демонстрирует инновационность как технологической, так и педагогической базы коммуникационной образовательной деятельности.

Идеология профессионального развития в деятельности

Реализуя идеологию профессионального развития в деятельности, данный проект содержит направление «Социальные сервисы на службе повышения квалификации». В аннотации к данному направлению говорится: «Сложившаяся сегодня социально-образовательная ситуация требует от педагогического работника развития его индивидуальности, профессиональной мобильности, саморазвития, формирования современного стиля мышления, готовности к принятию новаторских решений. В связи с этим очевидно совершенствование системы повышения квалификации, которая должна способствовать развитию конкурентоспособной личности, ключевых профессиональных и ИКТ-компетенций». В качестве проблемных вопросов этого проекта коллективного повышения квалификации заявлены следующие :

  • Как использовать сеть для качественного образования?
  • Какие образовательные и педагогические задачи могут быть решены средствами сетевого пространства?

Эти вопросы являются актуальными в педагогической практике, наряду с традиционными «централизованными» коммуникационными моделями, где в центре стоит преподаватель, в образовании получают распространение «децентрализованные» модели, строящиеся по принципу сети — развивающегося множества элементов, разными способами связанных между собой. Задачи проекта, как в процессе решения, так и благодаря результатам, позволят получить новые аспекты педагогических знаний.

Можно обозначить ряд  сетевых ресурсов, где идет обсуждение сетевых образовательных коммуникаций. Они открыты для всех заинтересованных профессионалов. Особенностью сетевой электронной коммуникации является то, что ее можно «увидеть», «наблюдать». Визуализация динамики развертывания коммуникативного процесса превращает коммуникационное событие в коммуникационный ресурс, которым можно воспользоваться изучая опыт коллег или принять активное участие в его развитии.

Примером является блог — персональный дневник —  энтузиаста Сетевых Технологий Образования, Инноваций, Коммуникации (СТОИК). Болг носит название «Учащийся», этим автор хотел подчеркнуть постоянную позицию совершенствования, обучения, что соответствует процессам динамичного развития электронной среды.  Одним из разделов блога является «Компьютерно-опосредованная коммуникация». Данное направление призвано объединить специалистов образования, работающих как в области компьютерно-опосредованной коммуникации, так и других видов коммуникации, опосредованной различными информационно-коммуникационными технологиями (в первую очередь интегрированными с компьютерными, такими как мобильный телефон, смартфон, коммуникатор, интернет-телефония, интернет-радио, цифровое, «живое» телевидение и пр.).

Под руководством  А.А. Андреева и  А.В. Анненкова (лаборатория дистанционных технологий в професссиональном образовании Федерального института развития образования — ФИРО) работает постоянно действующий в технологии веб2  Вебинар А+А.  Цель вебинара — испытание инструментов веб2 в формальном и неформальном образовании взрослых, т.е в учебном процессе высшей школы, аспирантуры, курсов повышения квалификации, а также в других формах образования на протяжении жизни. Вебинар использует интерактивные возможности групп Google.

Коммуникационные технологии

В плане освоения конкретных коммуникационных технологий целесообразно выделить два типа организации коммуникационного пространства. Первый тип характеризуется применением в корпоративной информационно-образовательной среде образовательного учреждения конкретных информационных систем с фиксированным набором коммуникационных сервисов. В этом случае необходимо в процессе повышения квалификации ориентироваться на поиск методических решений на данной коммуникационной основе. Второй тип характеризуется большей ориентацией на использование свободных коммуникационных сервисов, наряду с корпоративными коммуникационными возможностями. В этой ситуации одной из задач профессионального совершенствования является приобретение и развитие  компетенции делать педагогически обоснованный выбор телекоммуникационных средств в широком диапазоне для решения различных педагогических задач.

В первой ситуации, при высоком уровне технологической оснащенности корпоративной коммуникационной  среды, «ответственность» за функционирование коммуникационного комплекса, как правило, лежит на сетевых службах университета. Преподаватель вуза использует различные сервисы и может не акцентировать внимание на вопросах их интеграции и надежности. Когда преимущественно в практике применяются свободные коммуникационные средства, особенностью является то, что при большом разнообразии доступных коммуникационных возможностей, необходимо интегрировать их в рамках целостного образовательного процесса. В данном случае преподавателю необходимо оценивать комплекс применяемых технологий с точки зрения удобства и комфортности коммуникационной среды, которую они образуют. По утверждению специалистов, свободные коммуникационные сервисы «живые» и постоянно изменяются. Именно поэтому рекомендуется использовать различные проекты, что способствует совершенствованию коммуникационного сетевого опыта как педагога, так и обучающихся.

Профессиональное самосовершенствование

Для профессионального самосовершенствования могут быть использованы такие формы как участие в методических сетевых мероприятиях (педагогические советы, методические объединения), сетевых телеконференциях и форумах,  конкурсах и социальных коммуникационных проектах и др. Основным отличием процесса совершенствования профессиональных компетенций в области телекоммуникаций в образовании является то, что это молодая, прогрессирующая область педагогических знаний, и ни  в одном  источнике не содержится «готового знания».   С учетом динамичного развития технологий, освоение телекоммуникационной образовательной практики невозможно при пассивном знакомстве с технологическими возможностями. Необходимо активное деятельностное соединение следующих направлений: преобразование существующего педагогического опыта в новых коммуникационных условиях, критический анализ существующих сетевых коммуникативных практик, рефлексия по поводу собственной сетевой коммуникационной деятельности.

В качестве еще одного примера можно привести проект «Сеть творческих учителей», которая создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Проект позиционируется как  «мировое сообщество педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ, делиться своим опытом, творить и экспериментировать».

Кроме упомянутых форм самообразовательных сетевых возможностей, педагог может выбрать конкретный курс повышения квалификации в дистанционной форме.

Предоставлять такие курсы может как университет, так и внешние поставщики образовательных услуг. В качестве примера можно привести такие активно действующие центры и проекты как  «Эйдос» , «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»; «поддерживающие» методические ресурсы, как, например, сайт методической поддержки учителей «Интернет-обучение» (http://school.iot.ru/).

Таким образом, инновационными объектами, которые осваиваются и внедряются в образовательную практику в процессе развития коммуникативной компетентности ппеподавателя в сетевой электронной среде,   являются:

  • сети образовательных и научных коммуникаций, новые коммуникационные ресурсы и потоки;
  • инновационные образовательные и научно-исследовательские дискурсы;
  • сетевые информационно-коммуникативные технологии в самостоятельной работе студентов;
  • коммуникативные ресурсы образовательной,  научной и общекультурной деятельности.

Необходимо подчеркнуть тесную связь процессов самосовершенствования и самореализации в электронной коммуникативной среде. Преподаватель, имеющий особую область деятельности в виртуальной среде получает расширенные возможности для утверждения и подачи себя как профессионала и усиления  авторитета в студенческой аудитории. В данном случае, преподаватель интересен молодежи как личность, добившаяся успеха в информационно-коммуникационной  сфере, как инициатор взаимодействия, как ориентир в принятии целей саморазвития. Поле сетевых  взаимодействий является виртуальной лабораторией педагога для апробации инновационных методических идей, создает новый формат самосовершенствования.

Процесс коллективного обсуждения

В процессе коллективного обсуждения и поиска решения профессиональных проблем, демонстрации и корректировки сценариев взаимодействия в виртуальной среде, рождаются информационные ресурсы особого типа, в которых концентрируются личностно-окрашенные знания.  В сети Интернет один и тот же информационный запрос пользователь обычно удовлетворяет, посещая некоторое количество сайтов, обнаруживая в разных местах либо идентичную, либо представленную в разных структурах информацию. Но это, как правило, «готовые» структуры, которые побуждают воспринимать информацию, как «готовое знание».  Для преобразование информации или «готового знания» в личностно принимаемое, личностно-окрашенное, необходим определенный процесс переработки, персонализации знания. Взаимодействие с другими субъектами, оценивание точек зрения, представление и отстаивание собственной позиции является катализатором этого процесса, средством  «проживания» знания. Основой такого рода сетевой коммуникативной деятельности являются новые аспекты дискурсивной компетенции, т.е. способности строить и понимать целостные коммуникативные процессы в новой среде, формировать необходимые для решения этих задач коммуникативные ресурсы.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного развития, в том числе, развития коммуникативных качеств личности в новой сетевой среде. Трансформирование технологий профессиональной деятельности в новых коммуникационных условиях   выдвигает особые требования к подготовленности специалистов гуманитарного профиля. Аспекты этой подготовленности связаны не только с овладением компьютерными средствами, используемыми программными платформами, но еще в большей степени с неизбежными глубинными изменениями в сознании человека, осуществляющего деятельность в среде, насыщенной информационными связями. Актуальны новые измерения профессионально значимой социальной компетенции, заключающейся в «умении и желании взаимодействовать в электронной среде, уверенности в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умении помочь другому поддержать общение, способности справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению».

Таким образом, явно обозначается инновационный вектор профессионального самосовершенствования педагога, предполагаюший увеличение его коммуникативной роли в виртуальной среде университета, рассматриваемой  как интеллектуально-коммуникативная сеть, расширенная в пространстве телекоммуникаций.

В процессе телекоммуникаций происходит постоянное  взаимовлияние субъектов на виртуальную коммуникативную образовательную среду и развивающейся среды на субъектов.  Индивидуальное и профессиональное самосовершенствование педагога – непрекращающийся процесс, условием протекания которого является потребность к постоянной рефлексии. Коммуникативный профессиональный опыт в электронной среде понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий. Сетевая среда рассматривается как многофункциональное и гибкое средство реализации профессиональной рефлексии.

Рассмотрим пример информационных технологий для непосредственной работы со студентами. Речь идет об информационном обеспечении образовательного процесса.

Информационное обеспечение

Информационное обеспечение определяется целью образовательного процесса, характером будущей профессиональной деятельности, а также предметом, средствами и результатами,  включает  в себя материальные условия, которые уже имеются (информационная инфраструктура, прежде всего — техническое оснащение) и, которые создаются  в процессе информационно-педагогической деятельности (например, научно-методическое обеспечение, в том числе мультимедиа).

Основная цель информационного обеспечения – опережающее отражение профессионально-педагогической деятельности, обеспечение всех потенциальных информационных потребностей субъектов образовательного процесса необходимой информацией. Информационное сопровождение образовательного процесса определяется как «социально, педагогически и технически организованная целостность, в рамках которой протекает информационно-педагогическая деятельность, заключающаяся  в сборе, обработке (аналитико-синтетической), хранении и поиске профессионально значимой информации; предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме». Добавим, что сопровождение образовательного процесса  может трактоваться и как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Возрастание роли информационного продукта как тенденция развития информационного общества  определяет потребность в обработке все возрастающих объемов информации, потребность в различных формах восприятия информации, а также потребность в актуальности и точности информации. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности – обязательное требование, предъявляемое к специалисту любого профиля. Современный специалист должен уметь:

  • определять информационные потребности для решения конкретной задачи;
  • использовать информационные ресурсы с учетом существующих законодательных и этических норм;
  • получать доступ к информационным ресурсам;
  • давать профессиональную оценку информации;
  • использовать найденную в мировых ресурсах информацию при решении профессиональных задач.

Компьютерные и телекоммуникационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения.  Их включение в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в то же время требует изменения содержания и методов обучения. Степень интеграции информационных технологий и мировых информационных ресурсов в учебный процесс условно можно разделить на 3 уровня.

Уровни

Первый уровень.   Использование различных средств представления учебной информации и мировых информационных ресурсов для решения традиционных образовательных задач на новом качественном уровне. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения традиционных лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.

Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технология дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются телеконференции конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.

Третий уровень. Решение принципиально новых задач. Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и  информационных ресурсов позволяет создавать мультимедиа учебно-методические комплексы  нового поколения на базе ресурсов Интернет.  На данном уровне информационные технологии используются как средства доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс. Обучение с использованием мировых информационных ресурсов  наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.

Среди многих возможных направлений развития информационного обеспечения на основе анализа сущностных процессов эпохи глобальных информационных технологий, технической базой которой стал компьютер, а методической — цифровое представление информации, когда  практически все классы информационных ресурсов используют средства мультимедиа, правомерно говорить о необходимости разработки теоретических и практических основ мультимедийного обеспечения (на основе распределенных ресурсов).

Основными формами мультимедиа обеспечения, подтвердившими эффективность использования их при освоении дисциплин различных циклов, являются: электронные учебники, словари; электронные публикации, посвященные инновационным педагогическим технологиям, новостям педагогической науки; виртуальные музеи и экскурсии; мультимедиа презентации курсов, спецкурсов, факультативов; телекоммуникационные педагогические лаборатории; телекоммуникационные педагогические проекты; электронные портфолио и др.

Мультимедиа

Опыт  использования различных форм мультимедиа продуктов учебного назначения позволяет сказать, что элементы,  образующие мультимедиа обеспечения учебного процесса, должны обладать  определенным набором характеристик:

  • развитой гипертекстовой (гипермедиа) структурой, как в содержательной части,  так и в  структуре изложения (последовательность, взаимозависимость частей), обеспечивая возможность создания дружественного, ясного и удобного интерфейса пользователя;
  • удобной для пользователя системой управления структурой — преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет использовать его для аудиторий разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности;
  • разнообразием сред, если это методически оправдано, — звук, анимация, видео и графические вставки, презентации и т.п.;
  • наличием средств автоматизации поиска информации,  для чего должны иметься и быть доступными каталоги всего сопровождения (отражаемые в мультимедиа учебно-методическом комплексе к предметной области обучения);
  • модульным или ступенчатым по уровню сложности и расширению материала построением элементов мультимедиа обеспечения с соответствующими переходами и ссылками в гипертексте и гипермедиа (мера, удачно реализующая сочетания и переходы в трех уровнях подготовки: бакалавриат, специалитет и магистратура);
  • доступностью по возможности, несколькими способами (Интернет,  локальные сети, DVD-диск). В этом отношении перспективны «кейс» — технологии;
  • наличием коммуникативного посредника (или агента, персонажа), который позволял бы переключать обучаемого из коммуникации «человек-человек» в коммуникацию «человек-компьютер» (т.е. легко и органично перемещаться из мира реального в мир виртуальный). Этот посредник должен уметь изменяться и подстраиваться под обучаемого, под его способ восприятия учебной информации, под его настроение, под его представление образа «виртуального преподавателя»;
  • наличие подсистемы диагностики и контроля знаний, интегрированной в мультимедиа среду.

Качество подготовки специалистов

В аспекте формирования нового качества подготовки специалистов к основным функциям мультимедиа обеспечения, как составной части информационно-образовательного пространства высшего образования могут быть отнесены:

  • информативная, обеспечивающая предоставление открытого доступа к информации и создание условий для интерактивного ее освоения;
  • интегративная, как функция реализации возможных и необходимых межпредметных связей;
  • коммуникационная, при реализации которой мультимедиа среда  выступает как система коммуникаций для поддержания ассоциативных и смысловых связей «внутри» себя, а также с «внешним» информационным пространством;
  • координирующая, отражающая свойство мультимедиа обеспечения фиксировать и представлять во взаимосвязи содержание, адресованное  разным субъектам, прежде всего обучаемым и обучающим;
  • развивающая, связанная с развитием общих когнитивных способностей субъектов образовательного процесса решать поставленные задачи, с формированием у них информационных потребностей, информационно-технологической компетентности и информационной культуры, а также с формированием личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей с целью получения инновационных педагогических результатов;
  • профессионально-ориентирующая, вытекающая из ориентации высшего образования на профиль будущей профессиональной деятельности специалиста;
  • общекультурная гуманистическая, отражающая ценностные основы общества информационной цивилизации;
  • и др.

Мультимедиа обеспечение процесса освоения  знания, как интегрированная среда подготовки специалиста образования,  – это не только лояльность в подаче и структурировании информации, но и возможность постоянного её обновления в условиях социально-культурных и научных перемен, нововведений, открытий, прогнозов и перспектив.

В завершении этого раздела рассмотрим еще одни пример гуманитарной технологии, иллюстрирующей гуманитарные ресурсы информационных технологий – виртуальные экскурсии.

Гуманитарные виртуальные экскурсии определяют решение такой гносеологической и философской проблемы,  как преодоление отрыва уникалий от универсальности, взаимодействие внесознательного и сознательного, образного и понятийного, универсального и уникального, создание ситуаций подготовки принятия человекоориентированных решений.

Гуманитарное образование

Но, вообще говоря, осмелимся утверждать, — все гуманитарное образование – это отход от константного мира и погружение в мир виртуальный – в мир  текстов, живописи, теле- и кинофильмов, поэм, театральных постановок и пр. Психологи (например, Брудный А.,1998) утверждают, что человек время от времени должен уходить в виртуальный мир. Однако оставаться в нем, как и «застревать» надолго, нельзя. Вспомните поколение юношей – последователей «страдания молодого Вертера», «тургеневских девушек», а в наше время интернет-наркоманов и многих других!

Об этом должен задуматься педагог, организующий интернет-обучение, и определить целесообразность проведения интернет-экскурсий в виртуальные миры искусства, природы, литературы. Такие экскурсии вводят изолированных «провинциальным» и сельским локализованным местом жительства обучаемых в большой мир искусства, культуры Земли с ее человеческим и животным миром, в мир Космоса! Но только при соответствующих методиках, включающих в  процесс в качестве основополагающего элемента диалог в его различных формах, особенно диалог межкультурный и разноязычный.

Можно условно разделить сегодня существующие виртуальные экскурсии на несколько типов:

  • информационные общего характера (получение информации – научной, культурно-познавательной, экологической, лингвистической, справочной и др.);
  • общекультурные, вводящие обучающихся в мир общечеловеческой культуры;
  • межкультурного диалога, который  выражает «золотую середину» между изоляционизмом и всеобщей унификацией. Интернет-материалы и CD-ROM на русском и английском языках способствуют реализации диалога;
  • учебные (освещающие конкретные темы, разделы, вопросы учебной программы по различным предметным областям и  дисциплинам.).

Эффективность виртуальных экскурсий зависит как от качества самих виртуальных экскурсий, так и от способа их использования, умений преподавателя и особенностей аудитории, принимающей информа­цию, что требует разработки дидактиче­ских требований, предъявляемых к их (виртуальных экскурсий) организации и «проведению» в контексте гуманитарной культуры обучаемых. Необходимо рассмотреть и технологию их создания (в ди­дактическом смысле), поскольку степень выполнения мультимедиаматериалом экскурсии функ­ции управления познавательной деятельностью в основном закладывается его создателями.

Любая виртуальная экскурсия содержит, как правило, следующие компоненты мультимедиа-программ: видеоэкскурсии; слайд-обзоры, слайд-фильмы; фрагменты кинофильмов; гипертекстовые описания;  интерактивные карты и планы, показывающие пространственное расположение объектов и позволяющие оперативно перемещаться в пространстве; линию времени, позволяющую свободно перемещаться во времени; алфавитные указатели имен и фамилий, библиографические указатели для организации возможности виртуального перемещения в пространстве и времени и пр.

Язык гипертекста

Язык гипертекста и аудиовизуальный язык, используемые в мультимедиа-программах, обладают, кроме информационных, це­лым рядом значительных возможностей в области управления познаватель­ной деятельностью, начиная от выбора маршрута, объекта для более детального изучения, чисто кинематографических приемов (укрупнение объекта, сочетание образа, звука и слова для создания необхо­димого эмоционального настроения и пр.) и заканчивая чисто дидактиче­скими (способ изложения информации, вопрос или задание и пр.). Таким образом, авторы, созда­вая виртуальную экскурсию с определенной учебной целью, «программируют» степень выполне­ния ею той или иной функции (информационной или управления познава­тельной культурообразующей деятельностью). Поскольку первая всегда, так или иначе, присуща гипертекстовому аудиовизуальному материалу, в большей мере можно говорить о «программировании» функции управления.

Следует выделить как минимум три типа создаваемых виртуальных экскурсий по степени выраженности функции управления познавательной деятельностью: полного (или жесткого) управления, частич­ного управления, гибкого использования. Первый тип отличается жесткой структурой, четкостью и, вследствие этого, ограниченностью  целей, на достижение которых она направлена и сопровождается конкретными методическими рекомендациями для пользо­вателя, в которых описываются не только задачи, ставившиеся авторами виртуальной экскурсии, но и конкретные способы их достижения. Виртуальные экскурсии второго типа более гибки по структуре и, следовательно, по способу использования. Они хотя и содер­жат достаточное количество управляющих элементов в содержательной структуре, но предполагают главным образом управление процессом позна­ния в целом и не запрограммированы на выполнение конкретных операций или действий. Их управляющий эффект может выражаться в логике, стиле из­ложения информации, создании определенного отношения к предъявляемой информации. Набор  целей, которые ставятся при их создании, более широк, что, соответственно, предполагает и более широкий выбор ва­риантов использования материала данных экскурсий. Третий тип в наименьшей степени выполняет функ­цию управления, целиком и полностью оставляя ее за пользователем. Задачи, ставящиеся при создании такого рода виртуальной экскурсии, носят в основном информационный характер, а также характер саморазвития, рефлексии в виртуальном мире, диалога с этим миром.

В соответствии с вышеописанными типами виртуальных экскурсий выделяются и три варианта их использования.

Первый, когда пользователь полностью следует логике, заложенной создате­лями виртуальной экскурсии. В этом случае можно говорить о роли преподавателя как посредника в процессе мотивации обучаемых к участию в экскурсии.

При втором варианте использования преподаватель сам ставит дидактические задачи, которые схожи или близки задачам, поставленным авторами виртуальной экскурсии. В соответствии с ними частично или полностью преподаватель исполь­зует данные экскурсии и блоки заданий и вопросов, внося необходимые изменения. В этом случае он осуществляет функцию основного управле­ния познавательной деятельностью обучаемых (а видеоматериалы — функцию дополнительного управления) и использует материал гипертекстового сообщения как средство для достижения поставленных целей.

Использование виртуальных экскурсий

В случае, преподаватель рассматривает предлагаемые материалы как объект для  творчества, рефлексии или средство достижения какой-либо конкретной им поставленной цели, т.е. способ использования и функции этих материалов определяются им самим, но в диалоге с обучаемыми и  «мультимедаматериалом».

Варианты использования виртуальных экскурсий совсем не обязательно соответствуют их типам. И видеоматериал с жестко за­данной структурой (первый тип) при желании может использоваться для ре­шения совершенно иных целей, нежели поставленных его создателями. Это не означает, что эффективность такого использования будет низкой, поскольку педагогическое ма­стерство преподавателя при любых обстоятельствах является главным факто­ром эффективности процесса обучения, а средство, даже самое хорошее, все равно лишь средство. Проблема эффективности использования виртуальных экскурсий не может решаться без условия готовности и умения педагога эти средства использовать, а также наличия соответствующей информационной инфраструктуры образовательного учреждения и адекватной атмосферы в коллективе обучаемых и обучающих.

Работа с виртуальными экскурсиями

Работа с виртуальными экскурсиями в образовательном учреждении организуется в двух видах:

I.Организация работы непосредственно в аудитории:

  1. Использование фрагментов материала виртуальной экскурсии в качестве демонстраций  с помощью мультимедиапроектора на большой экран.
  2. Организация фронтальной деятельности обучаемых, которые  находятся в компьютерном или видео-кабинете, и совершают самостоятельно экскурсию. При этом обязательно наличие 3-х этапов:

1 этап — предкоммуникативный. Обучаемые получают от преподавателя краткие сведения по теории и истории, отражающие содержание предполагаемой экскурсии (желательно в виде распечатанных материалов) и задания, и знакомятся с ними.

2 этап — коммуникативный. Обучаемые самостоятельно работают с материалом виртуальной экскурсии в Интернете и выполняют конкретные задания (или работают с конкретным CD-ROM).

3 этап — посткоммуникативный. Отчет об экскурсии, содержащий: конспект теоретического материала; рисунки, таблицы; ответы на поставленные вопросы; эссе, сочинения на тему экскурсии и др.

II. Организация внеаудиторной деятельности.

1) поиск информации для подготовки докладов, рефератов, сообщений и т.п.:

а) поиск и составление аннотированных списков памятников культуры, архитектуры и пр. по конкретной теме, до и во время ее изучения, для получения дополнительных материалов по теме с целью использования на занятиях; адресации обучаемых к определенным источникам во время изучения темы; подготовки различных видов творческой деятельности;

б) поиск мультимедиа пособий по изучаемой теме.

2) индивидуальное участие в виртуальных экскурсиях (например, в Интернете, с помощью CD-ROM);

3) творческая деятельность  по материалу экскурсии и представление ее результатов (например, на Web-страницах);

4) получение консультаций у специалистов в сети, т.к., как правило, в конце экскурсии имеется страничка, на которой можно задать интересующие вопросы;

5) написание отзыва, рецензии о проведенной экскурсии;

6) участие в диспуте, игре, семинаре по теме экскурсии и др.

Написано: admin

Ноябрь 6th, 2015 | 3:44 пп