Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Инновационный подход

Концепция инновационного подхода к стандартизации и реализации многоуровневых образовательных программ высшего профессионального образования в Российской Федерации (сформированная в 2005-2006 г.г. МГУ им.М.В.Ломоносова, МГТУ им.Н.Э.Баумана и другими вузами в рамках выполнения проектов по заказу Минобрнауки России и одобренная в целом академическим сообществом и Координационным советом УМО и НМС)  предполагает, что в перспективе система стандартизации и классификации высшего профессионального образования в России будет содержать регламентирующие документы  разного уровня.

На «верхнем» уровне Правительством РФ или Минобрнауки России будут утверждаться документы — регламенты рамочного характера (это —  Перечень «укрупненных» направлений подготовки и специальностей для моноуровневой реализации и Федеральные государственные образовательные стандарты по «укрупненным» направлениям подготовки (ФГОС -3)). На «нижнем» уровне образовательно-профессиональными объединениями (УМО совместно с объединениями и ассоциациями работодателей), курирующими по заданию Минобрнауки и Рособрнадзора конкретные направления подготовки,  будут разрабатываться и утверждаться документы рекомендательного характера – Перечни профилей подготовки в составе направлений  ВПО и Примерные образовательные программы для основных образовательных программ ООП, входящих в данное направление подготовки  (включая профильные ООП и профильные модули).

Перечень направлений подготовки не указывает конкретные образовательные программы, он задает укрупненные группы и входящие в них направления подготовки (предметные области) в соответствии с правилами Международной образовательной статистики и для удобства использования в государственном статистическом учете.

ФГОС ВПО по направлению подготовки задает требования к  результатам освоения (в виде компетенций) основных образовательных программ разного уровня ВПО, входящих в данное направление подготовки, требования к структуре   этих программ, а также требования к условиям их реализации.

Лицензирование

Рособранадзор при такой схеме классификации и стандартизации будет лицензировать вузы на право ведения направления подготовки в целом. Образовательные программы, входящие в данное направление подготовки, должны проходить процедуру государственной аккредитации.

К настоящему моменту (декабрь 2006г.) Рабочей группой при Минобрнауки (МОН) России подготовлены для рассмотрения на Коллегии МОН два проекта документов «верхнего» уровня регламентации: проект макета ФГОС ВПО по направлению подготовки и проект Перечня направлений подготовки (в основу Перечня легли разработки Сант-Петербургского Политехнического университета; существующий проект Перечня позиционируется как первый вариант, необходимый для «запуска» работ над пилотными проектами ФГОС ВПО по конкретным направлениям подготовки в 2007г., в дальнейшем он будет скорректирован и утвержден МОН).

По инициативе МГУ им.М.В.Ломоносова и при его непосредственном участии группой экспертов, в которую вошли также представители инженерных групп специальностей, представители Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора, представители актива Координационного совета УМО и НМС (работавшую в октябре 2006  г. в Учебном центре подготовки руководителей, г.Пушкин, С.-Петербург), разработаны проекты нормативных документов, призванных обеспечить формирование и введение в действие документов «второго» уровня регламентации: Перечня профилей в составе направления подготовки и Примерные образовательные программы, а также обеспечить взаимосвязь документов и процедур «первого» и «второго» уровня регламентации образовательных услуг.

Концепция «укрупненного направления подготовки ВПО» предполагает возможность формирования  основных образовательных программ (ООП) по нескольким  профилям подготовки внутри одного направления. При этом ФГОС ВПО по направлению включает ООПразного  уровня подготовки (бакалавр, магистр, специалист).

К настоящему моменту в проектах нормативных документов, выносимых Департаментом государственной политики в сфере образования на рассмотрение Коллегии Минобрнауки нет четкого определения понятия «профиль». В связи с этим нет ясности и по смежным вопросам, носящий принципиальный характер для будущей системы реализации ООП вузами: каков будет порядок формирования и регистрации профилей в составе направлений подготовки высшего профессионального образования? С какого момента и по какой процедуре вузам будет разрешено реализовывать профильные ООП в рамках лицензированного направления подготовки? Можно ли будет вузам объявлять отдельный набор по профилям подготовки и что при этом будет записано в дипломе (приложении к диплому) выпускника профильной ООП? Какова будет процедура разрешения вузу вести новую (инновационную)  образовательную программу, не относящуюся ни к одному из зарегистрированных профилей, в рамках лицензированного направления подготовки? Каков будет порядок внесения новых профилей подготовки в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП), который должен стать преемником ОКСО (проектные разработки Федерального института развития образования (ФИРО))?

Попытка предложить варианты ответов на часть из перечисленных вопросов была сделана в рамках выполнения смежных проектов ФЦПРО 2006 года, основными исполнителями которого являются МГУ им.М.В.Ломоносова и ФИРО, а также во время работы Экспертной группой в Учебном Центре подготовки руководителей  Минобрнауки Росиии (г.Пушкин, Санкт-Петербург, октябрь 2006 года).

Предлагаем для обсуждения ряд уточненных определений и положений по вопросу  « О порядке формирования и регистрации профилей в составе направлений подготовки высшего профессионального образования».

1. Следует различать понятия: «профиль», «профилизация бакалаврской образовательной программы», «программа специализированной подготовки магистра». Профиль реализуется как самостоятельная ООП, как правило, на втором уровне подготовки (магистратура). Профилизация же является частью ООП бакалавра, позволяющей ему быть востребованным на рынке труда или продолжить обучение по конкретному профилю на втором уровне подготовки.

Определения

Профиль – конкретизированная (более узкая) область профессиональной подготовки в рамках направления.

Профилизация бакалаврской программы – часть образовательной программы бакалавра, обеспечивающую его востребованность на рынке труда или позволяющая ему продолжать обучение на 2 уровне ВПО по магистерским программам соответствующего профиля.

Программа специализированной подготовки магистра — часть образовательной программы магистра, отвечающая его академической или профессиональной специализации внутри профиля подготовки.

Предложения к Порядку  открытия и государственной регистрации профилей в составе направления ВПО.

— Порядок государственной регистрации профилей (формирование Перечней профилей в составе отдельных направлений подготовки) должен быть разработан Минобрнауки России или Рособрнадзором.  Формирование и утверждение таких Перечней целесообразно поручить  образовательно-профессиональным объединениям курирующим соответствующие направления подготовки (УМО совместно с работодателями). Все зарегистрированные в Перечнях профили попадают в Общероссийский  классификатор образовательных программ (ОКОП) и становятся элементом государственной статистики. Основные образовательные  программы вузов по этим профилям  могут претендовать на государственную аккредитацию и получение государственного заказа на подготовку специалистов.

Исходный перечень профилей может совпадать с названиями бывших специальностей (в отдельных случаях специализаций) ВПО, объединенных в новом Перечне в одно направление подготовки. В дальнейшем перечень профилей может быть расширен.

Предложение ФИРО, согласованное с Департаментом государственной политики в сфере образования: при утверждении  нового Перечня направлений подготовки и до введения нового ОКОП, необходимо сохранить и актуализировать ОКСО, в котором, все действующие специальности и направления (вошедшие «внутрь укрупненных направлений подготовки») отразить в качестве профилей подготовки в составе новых направлений.

При этом, при процедуре «перелицензирования вузов» в переходный период ввести в новые лицензии по направлениям подготовки «старые» названия специальностей (в отдельных случаях – специализаций) и направлений —  в качестве профилей подготовки.

— Вуз имеет право открыть обучение по ООП, не относящейся ни к одному из зарегистрированных профилей подготовки. Если лицам, завершившим обучение по данной ООП, предполагается выдавать диплом государственного образца, данная ООП должна пройти государственную аккредитацию в установленном порядке. При этом проведение  экспертизы предлагаемых вузами новых ООП (профилей подготовки) целесообразно поручить образовательно-профессиональным объединениям, курирующим соответствующие направления подготовки (УМО совместно с объединениями работодателей). Кроме указанной экспертизы для открытия нового профиля вузу необходимо пройти общественно-профессиональную экспертизу (с участием администрации региона,  региональных работодателей, вузов, близких по профилям подготовки), заручиться поддержкой потенциальных работодателей  в виде гарантий трудоустройства выпускников  по новому профилю подготовки.

—  К вопросу о том, что именно будет записываться в дипломе, а что —  в приложении к нему.

Предложение: в дипломе указывать:

  • направление подготовки, квалификация (степень);

в приложении к диплому указывать:

Профиль подготовки (в отдельных случаях – наименование  ООП вуза, если это вновь открываемая (инновационная) программа, не попадающая ни под один зарегистрированный профиль подготовки

При этом профилизацию бакалавра и специализированную подготовку магистра (в нынешней терминологии – их специализации) отражать в приложении к диплому через набор специализированных модулей и дисциплин.

Если профиль подготовки не аккредитован, то новая ООП вуза соотносится им при статистической отчетности к одному из близких профилей. Однако, вуз имеет право при выдаче дипломов зафиксировать новый профиль подготовки в случае, если по данному направлению подготовки он уже имеет аккредитацию не менее, чем по двум профилям.

Общая характеристика ОКОП и задач, для решения которых он предназначен.

Общероссийский классификатор образовательных программ охватывает все уровни общего и профессионального образования  и предназначен для классификации образовательных программ всех типов, предусмотренных Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.09.1996№ 125-ФЗ, включая образовательные программы дополнительного образования.

ОКОП предназначен для использования на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

  • регламентации лицензионной деятельности и деятельности, связанной с разработкой государственных образовательных стандартов;
  • планирования приема и учета контингентов учащихся и студентов образовательных учреждений;
  • обеспечения сбалансированности профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;
  • статистического учета в образовании;
  • автоматизированной обработки и обмена информацией;
  • обеспечения сопоставимости данных государственной образовательной статистики  с международной статистикой в сфере образования.

Обоснование выбора методов классификации и кодирования

В ОКОП  в соответствии со сложившейся международной практикой выделяются две параллельные подсистемы классификации и кодирования образовательных программ: горизонтальная, котораяклассифицирует образовательные программы по их направленности на определенные цели и задачи образования, а для профессиональных образовательных программ – по направленности на сферу будущей профессиональной деятельности, к которой готовятся обучаемые, и вертикальную,, используемую для классификации типов образовательных программ и их принадлежности к определенным уровням и ступеням образования.

ОКОП не рассматривает в качестве классификационных признаков профессиональных образовательных программ, конкретные квалификации, присваиваемые выпускникам в результате успешного освоения программ. ОКОП учитывает лишь профессиональную направленность и уровень квалификации (степень), на получение которой направлена образовательная программа.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ (ст.20, п.1) конкретные профессии и специальности, на освоение которых направлены образовательные программы, определяются перечнями профессий и специальностей, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»  от 22.09.1996 № 125-ФЗ (ст.5, п.6) перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вертикальная подсистема классификации  ОКОП

Вертикальная подсистема классификации (ВПК) выделяет  образовательные программы по их типам и принадлежности к определенным уровням и ступеням образования.

В целом ВПК ОКОП представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации и наименований этих объектов.

Структурное описание объекта классификации включает:

  1. блок идентификации;
  2. блок наименования.

Блок идентификации ВПК ОКОП строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования (см.. раздел «Термины и определения»).

Структура кодового обозначения уровня и типа образовательной программы включает два цифровых десятичных знака и имеет сложный вид.

Блок наименования

ВПК ОКОП содержит наименования уровней и типов образовательных программ в формулировках законов, регулирующих сферу образования, и других нормативных документов, принятых Минобрнауки России.

ОКОП  выделяет  образовательные программы восьми уровней (табл.1), определенные Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ и Федеральным Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.09.1996 № 125-ФЗ.

Программы первых четырех уровней (0-3) относятся к программам общего образования, следующих четырех (4-7)  – к профессиональным образовательным программам.

Таблица 1 – Уровни и  направленность образовательных программ

Образовательные программы РФ

Код

уровня

Программы

Общего образования

Код уровня

Программы

Профессионального

образования

0 Дошкольное 4 Начальное
1 Начальное 5 Среднее
2 Основное общее 6 Высшее
3 Среднее (полное) 7 Послевузовское

В рамках каждого уровня могут реализоваться образовательные программы различных типов.

Общим для всех уровней является разделение образовательных программ на основные и дополнительные.

Дополнительным образовательным программам соответствует  значение «0» второго знака двухразрядной кодовой комбинации вертикальной подсистемы классификации образовательных программ, одинаковое для всех уровней образования.

Для кодирования типов основных образовательных программ по уровням профессионального образования используются значения 1-9 второго знака двухразрядной кодовой комбинации вертикальной подсистемы классификации образовательных программ.

Типы основных образовательных программ различаются по уровням образования и  определяются  принадлежностью образовательных программ ступеням (подуровням) образования, установленным Федеральным Законом РФ «Об образовании»,  или нормативными документами Минобрнауки России.

Проект подсистемы вертикальной классификации образовательных программ ОКОП.

Код Наименования
0Х — 3Х ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Образовательные программы дошкольного образования
01 Основные образовательные программы дошкольного образования
02 Образовательные программы дошкольного образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся  воспитанников с отклонениями в развитии
Образовательные программы начального общего образования
11 Основные образовательные программы начального общего образования
12 Образовательные программы начального общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся  воспитанников с отклонениями в развитии
Образовательные программы основного общего образования
21 Основные образовательные программы основного общего образования
22 Образовательные программы основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся  воспитанников с отклонениями в развитии
Образовательные программы среднего (полного) общего образования
31 Основные образовательные программы среднего (полного)  общего образования
32 Образовательные программы среднего (полного)  общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся  воспитанников с отклонениями в развитии
4Х — 7Х ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Основные образовательные программы начального профессионального образования
41 Образовательные программы ускоренной профессиональной подготовки
42 Образовательные программы подготовки по профессиям, для овладения которыми не требуется среднего (полного) общего образования
43 Образовательные программы подготовки по профессиям, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование
44 Образовательные программы начального профессионального образования, получаемого в профессиональных училищах повышенного уровня (лицеях и т.п.)
Основные образовательные программы среднего профессионального образования
51 Образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня
52 Образовательные программы среднего профессионального образования повышенного уровня
Основные образовательные программы высшего профессионального образования
62 Образовательные программы высшего профессионального образования, ведущие к присвоению квалификации (степени) бакалавра
65 Образовательные программы высшего профессионального образования, ведущие к присвоению квалификации дипломированного специалиста
68 Образовательные программы высшего профессионального образования, ведущие к присвоению квалификации (степени) магистра
Основные образовательные программы послевузовского профессионального образования
71 Образовательные программы послевузовского профессионального образования, ведущие к присвоению ученой степени кандидата наук
72 Образовательные программы послевузовского профессионального образования, ведущие к присвоению ученой степени доктора наук

Горизонтальная  подсистема классификации  ОКОП

При необходимости обеспечить однозначность понимания и разграничения объемов понятий  наименования  позиций ВПК ОКОП могут дополняться  пояснениями.  Такие пояснения располагаются с новой строки и могут начинаться со слов: «Пояснение (я)», «Примечание (я)», «Эта группировка включает», «Эта группировка не включает», и т.п.

Горизонтальная  подсистема классификации  ОКОП (ГПК ОКОП) классифицирует образовательные программы по их направленности на определенные цели и задачи образования, а для профессиональных образовательных программ – по направленности на сферу будущей профессиональной деятельности, к которой готовятся обучаемые.

Три уровня  иерархической классификации ГПК ОКОП выделяют образовательные программы, относящиеся к:

  1. укрупненной группе;
  2. направлению подготовки;

— профилю подготовки.

Укрупненная группа выделяет образовательные программы, относящиеся к какой-либо широкой образовательной области.

Направление подготовки выделяет образовательные программы определенной профессиональной направленностив рамкахукрупненной группы, к  которой оно принадлежит.

Профиль подготовки выделяет в рамках направления подготовки более узкую профессиональную область.

В целом ГПК ОКОП представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации и наименований этих объектов.

Структурное описание объекта классификации включает:

  1. блок идентификации;
  2. блок наименования.

Блок идентификации ГПК ОКОП строится с использованием иерархического метода классификации параллельного и последовательного методов кодирования (см.. раздел «Термины и определения»).

Структура кодового обозначения позиции классификатора включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

Блок наименования

ГПК ОКОП содержит наименования классификационных группировок образовательных программ: укрупненных групп,  направлений и профилей подготовки.

В блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования профилей подготовки – курсивом (учитывается, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать).

Важнейшими задачами, решение которых обеспечивается через ГПК ОКОП, являются:

  • обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;
  • обеспечение сопоставимости данных государственной образовательной статистики  с международной статистикой в сфере образования.

Для обеспечения решения первой задачи, состав включенных в классификатор наименований укрупненных групп,  направлений и профилей подготовки должен формироваться как сопоставимый с соответствующими классификационными группировками нового общероссийского классификатора профессий (ОКП), задача разработки которого еще только ставится, и который должен стать системообразующим при разработке российских профессиональных стандартов. ОКП будет разрабатываться как согласованный с новым, введенным с 2001 г. в действие Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Таким образом, ОКОП будет в перспективе связан с ОКВЭД через ОКП.

В настоящее время функции ОКП выполняют концептуально устаревшие, но все еще действующие Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Именно на них, в той или иной мере, проецируется профессионально-квалификационная структура подготовки кадров в системе профессионального образования, закрепленная в действующих общероссийских классификаторах ОКСО-04, ОКНПО-95 и ОКСВНК-96.

Поэтому  в настоящее время, чтобы обеспечить преемственность ОКОП с действующими и подлежащими в дальнейшем отмене классификаторами, ГПК ОКОП должна формироваться как преемственная горизонтальным системам классификации указанных классификаторов. Это позволит обеспечить преемственность данных образовательной статистики и планов (контрольных цифр) приема учащихся и студентов в образовательные учреждения всех уровней образования.

Классификационные группировки

В дальнейшем по мере совершенствования профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в системе профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в ГПК ОКОП будут вноситься соответствующие изменения, которые в конечном итоге должны будут обеспечить необходимый уровень сопоставимости классификационных группировок ГПК ОКОП, ОКП и ОКВЭД.

Таким образом, при формировании классификационных группировок ГПК ОКОП предлагается реализовать следующий подход:

  1. За основу ГПК ОКОП берутся соответствующие классификационные группировки ОКСО-04, как наиболее актуального и по факту единственного действующего классификатора в российском образовании. При этом 29 укрупненных групп ОКСО с их оригинальными кодами в полном составе включаются в перечень укрупненных групп ГПК ОКОП.
  2. По мере необходимости классификационные группировки ГПК ОКОП на втором и третьем иерархическом уровнях (направления и профили подготовки) дополняются за счет соответствующих классификационных группировок ОКНПО и ОКСВНК таким образом, чтобы любой действующей профессиональной образовательной программе любого уровня образования мог быть назначен идентифицирующий её классификационный код ОКОП.
  3. Учитывая, что ОКОП охватывает не только профессиональные, но и общеобразовательные программы, а их классификация в российском образовании не использовалась, предлагается для общеобразовательных программ в ГПК ОКОП ввести укрупненную группу «00 Общие программы», коды и названия классификационных группировок которой полностью будут повторять коды и названия классификационных группировок соответствующей расширенной группы МСКО-97 при минимальной их адаптации с учетом российских особенностей. Таким образом, в части общеобразовательных программ ГПК ОКОП предлагается реализовать в полном мере гармонизированным с МСКО-97.

Укрупненные группы ГПК ОКОП с номерами 01-29  по кодам и наименованиям формируются как идентичные соответствующим кодам и наименованиям укрупненных групп  ОКСО-04, что обеспечивает преемственность новой и действующей систем классификации в российском профессиональном образовании.

Укрупненная группа

выделяет образовательные программы четырех направлений подготовки:

  1. Геодезия;
  2. Фотограмметрия и дистанционное зондирование;
  3. Землеустройство и кадастры.

В рамках каждого направления могут быть выделены программы профессиональной подготовки более узкого профиля, например, внутри направления «Геодезия» выделены профили образовательных программ:

120101            Прикладная геодезия

120102            Астрономогеодезия

120103            Космическая геодезия

120199            Другие

Укрупненную группу 12, завершает классификационная группировка: «1299 – Другие». Аналогичная группировка  «ХХ99 – Другие» выделяется и во всех других группах (00-29). Перечни профилей в рамках направлений подготовки (например, 1201) также завершает профиль  с наименованием «Другие» (например, 120199)

При использовании ОКОП для классификации образовательных программ к группировкам ХХ99 и ХХХХ99 будут относиться инновационные образовательные программы, которые по своей направленности и содержанию не соответствуют ни одному из направлений подготовки, выделенных в укрупненной группе, или профилю в составе направления подготовки. На практике это будут, как правило, инновационные образовательные программы, вводимые автономными и другими образовательными учреждениями (в том числе в порядке эксперимента), которым предоставлено соответствующее право.

Такой подход соответствует складывающейся зарубежной и международной практике классификации образовательных программ и является важным элементом обеспечения академической автономии образовательных учреждения и инновационного развития  содержания профессионального образования.

Актуализация  ГПК ОКОП

Актуализация  ГПК ОКОП предусматривает введение в классификатор новых и удаление устаревших классификационных группировок, а также изменение их названий.

Основанием для введения новых классификационных группировок в ГПК ОКОП может являться фиксируемое превышение заданного порога количественных показателей подготовки по новым (инновационным) образовательным программам, до этого относившихся к группировкам «ХХ99   Другие» и «ХХХХ99   Другие».

Вот как, например, формулирует  подобное условие Классификатор образовательных программ США CIP 2000:

Если вновь введенная программа, отнесенная к определенной группе (ХХ), не может быть отнесена ни к одному из имеющихся направлений (ХХ.ХХ) или  профилей (ХХ.ХХХХ) в данной группе, то она относится к соответствующей категории прочих программ (ХХ.99; ХХ.ХХ99). Если новая программа становится массовой, под нее в классификаторе может быть открыт новый профиль, а при необходимости и новое направление.

Окончательным количественным критерием включения новой образовательной программы в CIP 2000 является следующий:

По данной программе прошли полное  обучение,  по крайней мере, по 30 человек за трехлетний период, по крайней мере, в 10 образовательных учреждениях не менее, чем в трех штатах.

Если образовательные программы определенного профиля устарели и обучение по этим программам ежегодно проходит меньшее количество учащихся, чем это необходимо для открытия в классификаторе соответствующего профиля, то данный профиль, а при необходимости и направление подготовки, могут быть исключены из классификатора.

Профили

Актуализация состава направлений подготовки и профилей ОКОП в порядке, подобном тому, что используется в США, в российском образовании затруднена вследствие инфраструктурной неразвитости систем мониторинга образования и образовательной статистики. Поэтому для российского образования на начальном этапе после введения ОКОП предлагается иной порядок формирования и регистрации профилей, вновь вводимых в составе направлений подготовки. (Предложения см. в предыдущем разделе).

Предложенная концепция инновационной системы стандартизации, классификации и реализации многоуровневых образовательных программ высшего профессионального образования в Российской Федерации призвана обеспечить:

  • фундаментальный и системный подход к базовому образованию, призванный гарантировать выпускникам высшей школы приобретение глубоких знаний и умений как основы их устойчивого положения на рынке труда, эффективной базы для возможностей дальнейшего углубления и расширения своих знаниевых и профессиональных компетенций  в течение всей жизни;
  • налаживание эффективного социального партнерства между вузами и рынком труда (работодателями);
  • преемственность с действующей системой ВПО в России, сохранение и упрочение ее сильных позиций;
  • соответствие принципов государственного регулирования высшего профессионального образования в России мировым тенденциям регламентации услуг в сфере образования;
  • возможность высшим учебным заведениям России в полной мере реализовывать свой научный и инновационный потенциал, разрабатывая и реализовывая многообразные профессиональные (профильные) образовательные программы и модули, применять при этом разнообразные инновационные образовательные технологии.

Написано: admin

Ноябрь 6th, 2015 | 3:32 пп