Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Темы учебно-методического комплекса и их краткое содержание

Понятие организации. Статичные и динамические характеристики организации. Организационные проблемы России

Организация как упорядоченное взаимодействие людей и принадлежащих им ресурсов для достижения определенных целей. Факторы, обуславливающие организацию: множество людей; специализация знаний и видов деятельности; масштабы и сложность целей; многогранность выполняемых функций. Ресурсы организации: кооперирование, координация, интеграция, субординация, системность, устойчивость (структурность), технологичность. Особенности каждого из ресурсов. «Срезы» организации: статичный (формализованный), придающий ей определенность, последовательность, устойчивость, функциональный, обеспечивающий реальное, практическое взаимодействие. Характерные черты «срезов».

Понятие «организационный ресурс управления», его источники. Современные подходы к организационным ресурсам. Демократия и бюрократия с точки зрения теории организации. А.А.Богданов, Л.Берталанфи, Н.Винер об организации. Состояние организационных процессов в России. Тенденции анархизма и организация. Способы обеспечения организационных взаимосвязей. Причины слабости организационных отношений.

Структура и элементы управленческой деятельности: правовые и организационные формы, методы, стадии

Понятие управленческой деятельности. Общие черты управленческой деятельности.  Виды элементов управленческой деятельности. Формы управленческой деятельности: правовые, организационные. Суть и управленческие возможности организационных форм. Направления оптимизации организационных мероприятий. Методы управленческой деятельности. Организационные резервы различных методов. Стадии управленческой деятельности, их значение при проведении организационных мероприятий. Процессуальные черты стадий.

Управленческие технологии. Их смысл. Виды управленческих технологий. Обеспечение системности управленческой деятельности. Типологизация управленческой деятельности. Особенности управленческой деятельности в различных органах государственной власти и местного самоуправления. Способы вовлечения граждан в управленческие процессы. Укрепление демократизма организационных отношений.

Закономерности и правовое регулирование организационных отношений.

Предмет правового регулирования управленческой деятельности

Понятие организационных закономерностей. Суть синергетики (Г.Хакен). Закономерность организационных отношений: упорядоченность информации; самосохранение и самовоспроизводство; единство анализа и синтеза; композиция и пропорциональность; приобретение нового качества в процессах развития (преобразования); внутренняя (собственная) управляемость.

Правовое регулирование внутренних и внешних организационных отношений. Правовой статус организации. Субординация и координация в организации. Организационная культура. Тенденции развития научной мысли  в области познания закономерностей организации. Особенности правового регулирования различных организационных структур.

Формальная организация.

Правовое определение внутри и внешнеорганизационных отношений. Неформальные организационные отношения. Принципы организационного структурирования

Человеческое (социальное) основание организации. Организация — результат волевых усилий и формальной (официальной) упорядоченности. Правовое (нормативное) определение внутри — и внешнеорганизационных отношений. Социально-психологические проявления организационных отношений. Неформальные (энтропийные) организационные отношения, пределы их деструктивности. Цели и функции организаций как фактор их стабилизации и эффективности.

Принципы организационного структурирования: отражение объективных организационных закономерностей; подчинение целевой ориентации; обеспечение реализуемости управленческих функций; экономичность организационной структуры; оптимизация управленческой деятельности; измерение по критериям социальной эффективности соответствие запросам и потребностям управляемых объектов. Развитие принципов организационного структурирования; применение принципов организационного структурирования.

Оценка рациональности и эффективности формальных и неформальных организационных отношений.

Методы исследования, оценки и рационализации организационных отношений, их правовое регулирование и информационное обеспечение.     Оргпроектирование

Понятие методологии и методики организационного анализа. Методы исследования организационных отношений: системный и функциональный подходы; операционный анализ; статистические измерения организационных отношений; вероятностно-математические соотношения; социологические исследования рациональности; оценочные суждения средств массовой информации. Методы рационализации организационных отношений: использование научного знания; освоение международного опыта; внедрение современных управленческих технологий; оздоровление социально-психологических отношений; применение технических средств; совершенствование правового регулирования и информационного обеспечения.

Оргпроектирование. Предвидение, прогнозирование, программирование и планирование организационных преобразований. Разработка организационных проектов. Экспертиза оргпроектов. Утверждение и исполнение оргпроектов. Оценка эффективности оргпроектов.

Праксеология и эргономика как научное знание об организации

управленческой деятельности. Организационные ресурсы и их типология. Организация исполнения государственных должностей

Праксеология как наука о рациональной человеческой деятельности. Т.Котарбиньский и его «Трактат о хорошей работе». Возможности праксеологии в управленческой деятельности. Элементарная деятельность: автор, импульс, продукт действия, материалы и орудия, средства и способы действия. Сложные (коллективные) действия, способы их организации, координации и субординации. Организация согласованного исполнения государственных должностей. Совершенная управленческая деятельность: понятие, источники и факторы.

Стратегия и тактика совершенствования управленческой деятельности. Ее техническое, технологическое и информационное обеспечение. Механизация и автоматизация управленческой деятельности.

Психологические условия повышения производительности управленческой деятельности. Интересы в управлении. ЭВМ и информационные системы в управлении. Индивидуальное и коллективное сочетание технических средств,  интеллектуальных способностей в управленческой деятельности. Оценка совершенной управленческой деятельности.

Типичное и уникальное в организации. Организационные проблемы федеративного устройства Российской Федерации.

Государство как форма структурирования организационных отношений в обществе

Типологические черты организации, раскрытые теорией систем. Организационный опыт других стран. Условия рационального использования организационных теоретических и практических наработок. Особенности различных видов организации: экономических, политических, в том числе государственных, социальных и духовно-культурных. Цели и функции как структурирующие факторы организации. Причина уникальности организации, личностные основания организации. Многообразие элементов и взаимосвязей — условия устойчивости и адаптационности организации.

Состояние организационно-управленческих отношений в России. Влияние здесь масштабов территории, качества коммуникаций, уровня социально-экономического развития, информационных процессов, структуры и смысла духовных запросов. Роль административных методов в организации. Законность как предпосылка организованности. Государство как форма структурирования организационных отношений в обществе. Влияние федеративного устройства России на развитие организации. Система организационных регуляторов.

Организационные конфликты: типология и процедура разрешения, современный опыт. Роль и применение административных методов

в разрешении конфликтов

Понятие  организационного конфликта: несовпадение или противоположение правовых статусов, мощностей, расположений в системе управления. Столкновение интересов, мировоззрений, ценностных установок, психологических характеристик. Объективное и субъективное в организационных конфликтах. Противоречие и противоположность.

Типология конфликтов: разрушение субординационных отношений; разрушение координационных отношений; вывод организации из гомеостазиса в результате реорганизаций; неадекватное понимание и использование управленческой информации; неприятие соотношений между общим, особенным и единичным; игнорирование психологических особенностей; бюрократические стереотипы; недостаточная подготовка персонала управления.

Процедуры и процессы разрешения конфликтов: объективное исследование и оценка причин конфликта; использование согласительных процедур; приглашение третьей стороны; обращение к вышестоящим структурам и судебным органам; публичное освещение позиций конфликтующих; применение административных методов. Фазы конфликта, эскалация соперников, завершение конфликта. Предупреждение конфликтов. Переход через конфликт к новому качеству организации.

Источники и факторы оптимизации организационных отношений в управленческой деятельности. Условия реализации и правовое регулирование

Понятие оптимизации. Развитие организационной научной мысли и практики. Инновационные процессы. Управляемость общества и управляемость органов государственной власти и местного самоуправления. Источники оптимизации: адекватность общественно-политической природе организации, личностно-волевой и функциональной ориентации; повышение производительности управленческой деятельности; установление  четких результатов организационных усилий; прямые и обратные связи в управлении; системность.

Факторы оптимизации: территория, коммуникации, информация, техника, правовое регулирование, социальные отношения, управленческие кадры, социально-психологический климат.

Инновационные организационные структуры.  Цели, принципы, функции и правовой статус таких структур. Организация инновационных преобразований. Место и роль инновационных структур в системе государственного управления.

Учебно-методические рекомендации по написанию (выполнению) письменных работ

Темы письменных работ должны соответствовать проблематике курса. Темы предлагаются преподавателем или студентом (слушателем, магистрантом), но при обязательном предварительном согласовании и получении одобрения преподавателя. Автор работы должен следить за тем, чтобы содержание его работы соответствовало заявленной теме. В зависимости от требования преподавателя работа может включать развернутый (тезисный) план, иметь надлежащий научный аппарат, то есть ссылки на используемые источники и литературу. Написание письменных работ должно выработать у студента (слушателя, магистранта) умение составлять сложные документы и участвовать в соответствующих видах служебной деятельности.

Освоение методики выполнения письменной работы предполагает, что ее автор будет иметь не просто некоторую сумму знаний по узкой теме, но и покажет умение сформировать системный набор компетенций, дающих возможность решать жизненные профессиональные проблемы.

Срок сдачи работы указывается в графике учебного процесса. В течение семестра проводятся консультации по написанию работ, по результатам публичной защиты работ выставляются оценки.

Примерные темы рефератов

Сущность организации.
Факторы, обуславливающие организацию.
Управленческая деятельность и ее структура.
Формы (правовые и организационные) и методы управленческой деятельности.
Элементы управленческой деятельности.
Стадии управленческой деятельности. Процессуальные черты стадий.
Виды управленческих технологий, их особенности в органах государственного и муниципального управления.
Правовое регулирование организационных отношений.
Структура и правовой статус организации.
Формальные и неформальные организационные отношения.
Рациональность и эффективность формальных и неформальных организационных отношений.
Методы анализа рационализации организационных отношений.
Правовое регулирование и информационное обеспечение организационных отношений.
Сущность и порядок разработки организационных проектов.
Праксеология и эргономика как научное знание об организации управленческой деятельности государственного управления.
Информационные системы в управленческой деятельности государственного управления.
Особенности различных видов организации: экономических, политических, в том числе государственных, социальных, духовно-культурных.
Государство как форма структурирования организационных отношений.
Организационные конфликты: процедуры и процессы их разрешения.
Типология конфликтов. Применение административных методов в разрешении конфликтов.
Развитие организационной научной мысли и практики.
Факторы оптимизации организационных отношений, их правовое регулирование.
Инновационные организационные структуры в системе государственного управления.

Примерные темы выпускных квалификационных работ

Развитие теоретико-организационной научной мысли в работах Г. Эмерсона, Ф.У. Тейлора.
Теория организации в структуре теории управления, в том числе государственного.
Сущность организации и организационных ресурсов.
Проблемы системной организации управленческой деятельности в органах государственного и муниципального управления.
Сущность управленческой деятельности.
Структура управленческой деятельности, в том числе в системе государственного управления.
Формы (правовые и организационные), методы, стадии управленческой деятельности.
Организационный потенциал управленческих технологий в государственном и муниципальном управлении.
Закономерности и правовое регулирование внутренних и внешних организационных отношений.
Правовой статус организации и особенности правового регулирования различных организационных структур.
Формальные организации и неформальные организационные отношения, их правовое  (нормативное) определение.
Принципы организационного структурирования.
Методы исследования и рационализации организационных отношений.
Оргпроектирование: сущность, организация, практическое исполнение, особенности.
Стратегия и тактика совершенствования управленческой деятельности в государственном управлении.
Типичное и уникальное в организации.
Государство как форма структурирования организационных отношений в обществе.
Роль и место административных методов в организации. Законность как предпосылка организованности.
Понятие организационных конфликтов. Объективное и субъективное в конфликтах.
Влияние федеративного устройства России на развитие организации. Система организационных регуляторов.
Типология конфликтов, процедуры и процессы их разрешения, роль административных методов.
Источники и факторы оптимизации организационных отношений в управленческой деятельности. Правовое регулирование отношений.
Сущность оптимизации. Управляемость общества и управляемость органов государственной власти и муниципального управления.
Инновационные организационные структуры, место и роль их в системе государственного управления.

Планы активных форм занятий

«Теория организации управленческой деятельности»

Структура и элементы управленческой деятельности: правовые и организационные формы, методы, стадии

Семинар

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие управленческой деятельности: ее элементы и их взаимозависимости.

2. Специфика форм – правовых и организационных, методов и стадий управленческой деятельности. Процессуальная суть стадий.

3. Управленческие технологии, их организационный смысл.

4. Общее и особенное в организации управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления.

5. Основные теоретические работы в области организационных процессов.

Литература:

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г.  № 79-ФЗ (с изм. и доп.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. — 2007.  — № 10. — Ст.1152.

Аппарат государственного управления: интересы и деятельность. — Киев, 1993.

Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. М.: Экономика, 2000.

Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (размышления об управленческой деятельности). — М.: ЗАО «Издательство  «Экономика», 2002. (Серия: Системные проблемы России).

Барциц И.Н. Развитие системы государственного управления в условиях административной реформы: Лекция. – М.: РАГС, 2006.

Буянкина А.Н.  Содержание управленческой деятельности. Гл. 16. Система государственного и муниципального управления: Учебник /Под ред. Г.В. Атаманчука. — М.: РАГС, 2004.

Ковалевски С. Научные основы административного управления. /Пер.с польск. — М., 1979.

Методы и формы государственного управления. — М., 1977.

Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности //Проблемы теории и практики управления. — 2001.-  № 2. — С. 119.

4. Формальная организация. Правовое определение внутри и внешнеорганизационных отношений. Неформальные организационные отношения. Принципы организационного структурирования

«Круглый стол»

Вопросы для обсуждения:

1. Роль правового регулирования в формализации организационных отношений.

2. Неформальные организационные отношения. Их соотношение с формальными (юридически установленными).

3. Принципы организационного структурирования.

4. Оценка рациональности и эффективности формальных и неформальных организационных отношений.

Литература:

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г.  № 79-ФЗ (с изм. и доп.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. — 2007.  — № 10. — Ст.1152.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:  Федеральный закон (с изм. и доп.) //СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст.5005.

Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. — М., 1995.

Ковалевски С. Научные основы административного управления. /Пер.с польск. — М., 1979.

Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. — М.: РАУ, 1993.

Марков Марко. Технология и эффективность управления. /Пер. с болг. — М., 1982.

Неформальные структуры в организациях как феномен и ресурс управления //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. — № 3. – С. 99-115.

Оболонский А.В. Формальные и неформальные группы в аппарате государственного управления // Советское государство и право. —    1983. — № 5.

Окусов А.П. Организационный бюрократизм.  — Ростов-на-Дону: РГУ, 1991.

Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. Т.2. Организация как функция управления. /Пер. с англ. —  М., 1992.

Типичное и уникальное в организации. Организационные проблемы федеративного устройства Российской Федерации. Государство как форма структурирования организационных отношений в обществе

Семинар

1.Типичные (общие) черты организации. Сравнительный анализ оргструктур России и зарубежных стран.

2.Влияние национальной культуры и традиций на организационные структуры и отношения.

3.Обеспечение устойчивости и динамики организации.

4.Состояние организационно-управленческих отношений в России. Роль административных методов в организации. Законность как предпосылка организованности.

5. Государство как форма структурирования организационных отношений в обществе.

Литература:

Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. — М., 2006– 2008 гг.

Атаманчук Г.В. Государственное управление (организа­ционно-функциональные вопросы): Учебное пособие. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — (Энциклопедия управленческих знаний).

Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. — М., 1990.

Барциц И.Н. Правовое пространство России: Вопросы конституционной теории и практики. —  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Буянкина А.Н. Государственное управление и менеджмент: общее и особенное. В сб.: России — управленческие знания. /Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. — М.: РАГС, 2002.-  С. 180-193.

Деятельность руководителя в условиях социально-экономических преобразований //Проблемы теории и практики управления. — 2000.- № 2. — С. 115.

К судьбе государственного управления //Государство и право. — 1999. — № 2.-  С. 16.

Ковалевски С. Научные основы административного управления. /Пер. с польск.- М., 1979.

Источники и факторы оптимизации организационных отношений в управленческой деятельности.

Условия реализации и правовое регулирование

Дискуссия

Проблемные вопросы:

1. Понятие оптимизации. Современные представления об оптимизирующей организации.

2. Взаимозависимости между уровнем организованности и объективными результатами управленческих процессов.

3. Источники и факторы оптимизации организационных структур и управленческой деятельности.

4. Организация процесса совершенствования организационных отношений.

Литература:

Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. —  М., 1995. Глава II.

Буянкина А.Н.  Содержание управленческой деятельности. Гл. 16. Система государственного и муниципального управления: Учебник /Под ред. Г.В.Атаманчука. — М.: РАГС, 2004.

Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. – М.: Экономика, 2001.

Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности //Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 2. — С. 119.

Пщоловский Т. Принципы совершенной деятельности.  /Пер.с пол.- Киев, 1993.

Управленческое консультирование. В 2 т. /Пер. с англ. — М., 1992.

Рекомендации по проведению активных форм занятий

Настоящий учебный курс включает активные формы занятий, которые соответствуют Государственному образовательному стандарту. Им предусмотрено проведение активных форм занятий, включая профессионально-прикладные вопросы, необходимые для подготовки качественных специалистов в области теории организации управленческой деятельности, ее правового регулирования.

В процессе освоения курса и проведения активных форм занятий обучающийся должен получить знания по самым актуальным проблемам теории организации управленческой деятельности. Необходимо современное понимание организационно-правовых проблем в управленческой деятельности: организация как взаимодействие людей и ресурсов для достижения определенных целей, факторов, обуславливающих организацию; структура и элементы управленческой деятельности их правовые и организационные формы; закономерности и правовое регулирование организационных отношений, их рационализация и информационное обеспечение; организационные проблемы федеративного устройства Российской Федерации и состояние организационно-управленческих отношений в России; научное знание об организации управленческой деятельности, организационные ресурсы, их типология; организация исполнения государственных должностей; организационные конфликты, их типология, процедура разрешения; административные методы разрешения конфликтов; источники и факторы оптимизации организационных отношений в управленческой деятельности, их правовое регулирование.

Специальные темы и вопросы проведения активных форм занятий отводятся для изучения проблем становления инновационного управления в России. Параллельно следует проводить сравнительный анализ зарубежного опыта организации управленческой деятельности.

На основе активных форм занятий изучаются: конституционно-правовые основы организационных вопросов федеративного устройства Российской Федерации; состояние организационно-управленческих отношений в России; правовое регулирование организационных отношений; принципы организационного структурирования; рациональность и эффективность формальных и неформальных организационных отношений; условия реализации и правовое регулирование организационных отношений в управленческой деятельности.

Изучение курса с помощью активных форм занятий важно строить на знаниях, полученных в процессе изучения курсов сравнительного конституционного права, теории административного права, системы государственного и муниципального управления, местного самоуправления, правового регулирования государственного и муниципального управления. Завершается проведение активных форм занятий темами, касающимися эффективности обеспечения организации управленческой деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Проведение этих занятий позволит раскрыть правовые вопросысущности, организации управленческой деятельности, познать закономерности общественной жизнедеятельности и использование их в процессе государственно-управленческой деятельности. Содержание и структура курса отражают новейшие представления о рациональном и целесообразном изложении учебного материала в рамках данной дисциплины.

В основу проведения активных форм занятий положены исторические и теоретические знания в области права, государственного управления и местного самоуправления, нормы Конституции и законов Российской Федерации, В ряде тем используются положения административного, финансового, и других отраслей права, выводы новейших научных исследований.

Поскольку изучение курса «Теория организации управленческой деятельности» рассчитано не только на систематизированное получение знаний на лекциях, но и на активную деятельность студентов на семинарах и практических занятиях, а также вдумчивую самостоятельную работу с рекомендованной литературой (нормативными и теоретическими источниками), то усвоение базовых проблем теории и организации управленческой деятельности дополняется реализацией публично-властных полномочий в связи с осуществлением целей, задач и функций государства и органов местного самоуправления. Практическое назначение активных форм занятий состоит в формировании у обучающихся комплекса знаний, привитии их умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей в рамках полномочий государственных и муниципальных органов. Особое внимание целесообразно уделить анализу путей правового обеспечения рациональности и эффективности  организационных отношений в управленческой деятельности в условиях реформы государственного управления.

Основная литература по курсу «Теория организации управленческой деятельности»

Законодательство Российской Федерации

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: официальное издание. – М.: Юридическая литература, 2009.
О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (в ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ. — 1997. — № 51. — Ст.5712.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 16.03.2006) // СЗ РФ. — 2002. —  № 1 (Ч. 1). — Ст. 1.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:  Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. и доп.) //СЗ РФ. — 2003. — № 40.- Ст. — 3822.
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон  от 27.05.2003 № 58-ФЗ (с изм. и доп.) //СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004  № 79-ФЗ (с изм. и доп.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. — 2007.  — № 10. — Ст.1152.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:  Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изм. и доп.) //СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст.5005.
О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:  Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 2004)  //СЗ РФ.  —  2000.  —  № 32.  —  Ст.3336.
О порядке опубликования и вступления в силу федеральных, конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон   //СЗ РФ. – 1994.   № 8.   Ст.801.
Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04. 2005 № 32-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005.- № — 15. — Ст. 1277.
Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г.  № 724 //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. — № 20.- Ст. 2290.
О полно­мочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 //СЗ РФ. — 2000. — №20. — Ст.1542.
О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 30. — Ст. 3046.
О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 11. – Ст. 1277.
О Государственном совете Российской Федерации (вместе с Положением «О Государственном совете Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2000 № 1602 (в ред. от 28.06. 2005) // Собрание законодательства РФ.  — 2000. —  № 36. —  Ст. 3633.
Конституции республик в составе Российской Федерации.
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации.
О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах: Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 46. – Ст. 4720 (в ред. от 28.03.2008 г.); 2008.- № 7. – Ст.633; 2008. — № 14. – Ст. 1413.
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. — М., 2008-2009 гг.

Специальная литература по курсу

«Теория организации управленческой деятельности»

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — Изд. 4-е. — М.: Омега-Л, 2009.
Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (размышления об управленческой деятельности). — М.: ЗАО «Издательство  «Экономика», 2002. — (Системные проблемы России).
Барциц И.Н. Правовое пространство России: Вопросы конституционной теории и практики. —  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
Барциц И.Н. Развитие системы государственного управления в условиях административной реформы: Лекция. – М.: РАГС, 2006.
Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Экономика, 1989.
Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов. Экономическая социология и перестройка. —  М., 1989.
Буянкина А.Н.  Содержание управленческой деятельности. Гл. 16. Система государственного и муниципального управления: Учебник /Под ред. Г.В. Атаманчука. — М.: РАГС, 2005. — (Учебники РАГС при Президенте РФ).
Буянкина А.Н. Государственное управление и менеджмент: общее и особенное. В сб.: России — управленческие знания. /Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. — М.: РАГС, 2002. С. 180-193.
Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: МГУ,  1998.
Государственная служба: энциклопедический словарь /под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
Гурней Б. Введение в науку управления. /Пер.с фр. – М., 1969.
Доблаев В.А. Теоретические и институциональные проблемы организационной науки //Социологические исследования. – 2005. — № 4. – С. 43-53.
Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993.
Ковалевски С. Научные основы административного управления. /Пер.с польск. – М., 1979.
Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М., 2006.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» /под ред. В.А.Козбаненко (Председатель ред. совета Д.А.Медведев). – СПб.: Питер, 2008.
Комментарий к ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» /Под общ. ред. Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица;  Вишняков В.Г., Котелевская И.В., Казанцев Н.М. и др. — М.: РАГС, 2005.
Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учеб. для вузов. – М., 2003.
Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. /Пер.с польск. – М., 1975.
Крылова Е.Г. Формирование государственной службы Российской Федерации: теория, практика, проблемы институционализации: монография. – М.: «Восход-А», 2008.
Лоутон Т., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. /Пер. с англ. – М.: РАУ, 1993.
Макаренко В. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования //Социсследования. — 1997. — № 7.
Макгоун Р., Спамьола Р. Разработка новых технологий. В кн. Эффективность государственного управления /Общ. ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. — М., 1998.
Манко Г. Организация и проведение технических совещаний. /Пер.с англ. – М., 1974.
Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. – М., 1983.
Мозговая А.В. Научная организация как объект социологических исследований. —    М., 1992.
Муниципальное управление: энциклопедический словарь /под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
Окусов А.П. Организационный бюрократизм.  —  Ростов-на-Дону:   РГУ, 1991.
Осипов Ю.М. Основы философии хозяйства: хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система.  – М.: МГУ, 1990.
Пригожин А.И. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях //Менеджмент. — 1995. — № 1.
Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1980.
Самоорганизующиеся системы. /Пер. с англ. —  М., 1964.
Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. – М., 1984.
Современное управление. Энциклопедический справочник. Т.1. — М.: Издатцентр, 1997.
Социальное управление: Словарь /Под ред. В.И. Добренькова, И.И. Слепенкова. — М., 1994.
Тейлор Фр. У. Научная организация труда. Управление – это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
Трейсон Д., О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. /Пер. с англ. —  М., 1991.
Управленческое консультирование. /Пер. с англ. В 2 т. —  М.,  1992.
Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. /Пер.с англ. – М., 1992.
Хакен Г. Синергетика. /Пер. с англ. – М., 1980.
Хэмптон Д. Организация будущего. Современное управление. Т. 1. — М., 1997.
Шелестов П.В. Теория организации: Курс лекций. – Новосибирск, 2004.
Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. /Пер. с англ. — М.: БИЗНЕС-ИНФОРМ, 1997.
Энциклопедия государственного управления в России: в 2 т. /под общ. ред. В.К.Егорова; отв. ред. И.Н.Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
Эффективность управленческого труда.-  Киев: Наук. думка, 1974.

Перечень вопросов к зачету

Понятие организации.
Статичные и динамические характеристики организации.
Ресурсы организации и их характеристики и источники.
Способы обеспечения организационных взаимосвязей.
Состояние организационных процессов в России.
Понятие управленческой деятельности, ее особенности в различных органах государственной власти и местного самоуправления.
Правовые и организационные формы управленческой деятельности.
Виды элементов управленческой деятельности, в том числе в государственном управлении.
Методы управленческой деятельности.
Стадии управленческой деятельности, их процессуальные черты.
Управленческие технологии: понятия, виды.
Закономерности организационных отношений.
Правовое регулирование внутренних и внешних организационных отношений.
Правовой статус организации: объем, структура.
Организационная структура, в том числе государственного органа.
Особенности правового регулирования различных организационных структур.
Понятие и характерные черты формальной организации.
Цели и функции организации как фактор стабилизации и эффективности.
Принципы построения формальной организации.
Правовое (нормативное) определение внутренних и внешних организационных отношений.
Неформальные организационные отношения.
Оценка рациональности и эффективности формальных и неформальных организационных отношений.
Методы исследования организационных отношений.
Методы рационализации организаций, их правовое и информационное обеспечение.
Оргпроектирование: структура, этапы реализации, оформление.
Экспертиза оргпроектов, оценка их эффективности.
Стратегия и тактика совершенствования управленческой деятельности.
Праксеология – наука о совершенной деятельности. Ее возможности в управлении.
Психологические условия повышения производительности управленческой деятельности.
Сочетание технических средств и интеллектуальных способностей в управленческой деятельности.
Типологические черты организации в теории систем.
Роль административных методов в организации.
Государство как форма структурирования организационных отношений в обществе.
Особенности различных видов организаций, в том числе государственных.
Состояние организационно-управленческих отношений в России.
Понятие организационных управленческих конфликтов.
Объективное и субъективное в организационных конфликтах.
Типология организационных управленческих конфликтов.
Действия по предупреждению конфликтов.
Процедуры и процессы разрешения управленческих конфликтов.
Оптимизация организационных отношений, административные методы в их разрешении.
Источники оптимизации организации управленческой деятельности.
Факторы оптимизации организационных  отношений в управленческой деятельности, в том числе правового регулирования.
Инновационные организационные структуры.
Место и роль инновационных структур в системе государственного управления.

Рекомендации по проведению тестов

Для контроля усвоения данного комплекса учебным планом предусмотрено проведение тестов. В процессе изучения учебного материала могут выполняться промежуточные тесты. Результаты выполнения тестов являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех тестов является обязательным для всех обучающихся.

Применение тестов должно способствовать формированию у обучающихся целого ряда профессиональных знаний, в том числе навыков ситуативного и стратегического анализа управленческо-правовых процессов; умений синтезировать правовую информацию о состоянии и развитии управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. На этой основе необходимо системно оценивать предложенные тесты (ситуации). На овладение современных технологий принятия управленческих решений направлена работа с информацией в Интернете, в поисковых системах и базах данных «Гарант» и «Консультант-плюс». В результате должны быть выработаны навыки экспертной оценки, оперативного и стратегического планирования и программирования социально-правовых процессов, их эффективности. И самое главное – добиться формирования у обучающихся таких компетентных качеств, как деловитость, профессионализм, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Представленный объем тестов раскрывает основные темы по теории организации управленческой деятельности, ее правового регулирования с тем, чтобы обучающиеся вырабатывали умения применять полученные теоретические знания для решения конкретных ситуаций на практике. Обучающиеся в результате проведения тестов должны рациональнее и эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы, умело вводить их в управленческо-правовые отношения.

Тестовые задания

1. Организация – это:

упорядоченное взаимодействие людей и принадлежащих им ресурсов для достижения определенных целей;
виды деятельности, масштабы и сложность целей, множество выполняемых функций;
факторы, обуславливающие организацию множества людей, специализация знаний и видов деятельности.

    Организация в статике:

    организация может быть статичной (структурной), придающей взаимодействию устойчивость, определенность, последовательность.
    удовлетворение достигнутым и стремление к совершенствованию;
    организация, стремящаяся к изменению управленческой деятельности.

    3.Организация в динамике:

    освоение новых технологий, увеличение выпуска продукции, расширение круга решаемых задач;
    развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий;
    освоение новых технологий, увеличение выпуска продукции, расширение круга задач.

    4. Демократия в теории организации:

    власть, осуществляемая руководителем организации посредством воздействия на коллектив людей на основе определенных норм и правил;
    правовое воздействие группы людей в организации на оставшуюся часть людей в целях реализации стоящих перед ними задач для достижения результатов;
    закрепление потребности, интересов и воли, целей и средств по их реализации посредством норм, обязательных для поведения и деятельности каждого человека в организации.

    5. Бюрократия в теории организации:

    форма осуществления власти в организации, при которой происходит подмена общей воли организации волей группы лиц или руководителя;
    обеспечение контроля и принятие обоснованных управленческих решений;
    способы специализации и кооперации управленческого труда в структурах власти.

    6. Теория организации – это:

    совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
    принципы, законы и закономерности, способствующие функционированию, развитию и ликвидации организации;
    множество систем, единство главной цели для всех элементов структуры, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

    7. Управленческая деятельность:

    трудовая активность людей, направленная на достижение определенной цели;
    создание модели будущего предмета, соответствующего потребностям, интересам и реальным запросам человека;
    специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является целесообразное изменение и преобразование этого мира.

    8. Формы управленческой деятельности:

    установление норм права, применение норм права, оперативно-организационная деятельность;
    установление норм права, применение норм права, осуществление организационных действий. Осуществление материально-технических операций;
    разработка и реализация управленческих решений, осуществление определенных операций и действий, установление и применение правовых норм.

    9. Правовые формы управленческой деятельности – это:

    формы, с помощью которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл;
    действия в обеспечении и усилении правового смысла правовых актов;
    деятельность, в процессе которой обеспечивается законность правовых актов, обеспечивающих права, свободы и обязанности граждан.

    10. Организационные формы управленческой деятельности – это:

    определенные подходы, обсуждения, дискуссии, компромиссы, соглашения;
    определенные организационные мероприятия, позволяющие  выявить оптимальное управленческой решение;
    способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы.

    11. Методы управленческой деятельности:

    способы и приемы изучения конкретных ситуаций в управляемых объектах, проведение определенных организационных мероприятий;
    способы, приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использование правовых и организационных форм, воздействие на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах;
    способы, применяемые в процессах управления, обеспечивающие реализацию управляющих воздействий.

    12. Суть управленческой технологии:

    разрешение социальных конфликтов. Инновационное развитие, управленческие решения текущего, оперативного, перспективного, нормативного, стратегического характера;
    системное соединение научного знания, управленческих потребностей, интересов, целей и функций организации, возможностей и элементов управленческой деятельности;
    диагностирование, проектирование и реформирование подсистем, прогнозирование и программирование организационного развития.

    13. Организационные отношения – это:

    взаимодействие структурных подразделений организации;
    отношения, складывающиеся между людьми в процессе управленческой деятельности;
    форма, порядок соединения труда с элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе производственных фондов и трудовых ресурсов.

    14. Закономерность организационных отношений – это:

    упорядоченность информации; самосохранение и самовоспроизводство; единство анализа и синтеза; композиция и пропорциональность; приобретение нового качества в процессах развития; внутренняя управляемость;
    субординация и координация; регулирование внутренних и внешних организационных отношений; внедрение новых технологий;
    систематизация информации; координация внутренних и внешних процессов в управленческой деятельности.

    15. Организационная культура – это:

    организационное поведение, где выделяется поведение руководителя, группы людей, личности;
    система норм, правил, моральных ценностей, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации;
    совокупность ценностных ориентаций и моральных норм поведения, формирующих стиль организации.

    16. Формальная организация – это:

    зарегистрированные в уставном порядке общественные и хозяйственные организации, выступающие в качестве юридических или неюридических лиц;
    организация, созданная для достижения определенных целей (социальных культурных, управленческих и др.);
    организация, ориентированная на достижение конечного результата и извлечение прибыли из осуществляемого вида деятельности.

    17. Неформальная организация:

    организация, не имеющая источников финансирования и иерархической структуры;
    незарегистрированная в государственных органах власти организация по определенным признакам;
    организация граждан (самодеятельные коллективы), регулярно вступающие во взаимодействие друг с другом в процессе управленческой деятельности.

    18. Методы рационализации организационных отношений:

    использование научного знания; освоение международного опыта; внедрение современных управленческих технологий; совершенствование правового регулирования и информационного обеспечения; др.;
    системный и функциональный анализ, социологические исследования, статистические измерения организационных отношений;
    модернизация производства, повышение качества выпускаемой продукции, расширение оказываемых услуг, создание благоприятных условий труда.

    19. Рационализация – это:

    совершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда;
    уровень эффективности развития организационных отношений;
    четкая организация производственной деятельности, ее техническое и организационное совершенствование.

    20. Организационное проектирование – это:

    изменение существующей организации с целью ее совершенствования;
    анализ функционирования существующей системы с целью ее совершенствования;
    процесс формирования состава подразделений организации, необходимого и достаточного для достижения целей организации.

    21. Понятие праксеологии:

    целесообразная и рациональная деятельность, оптимизация трудовых процессов;
    целенаправленная научная и духовная деятельность, мобилизация творческого потенциала человека, осознанное применение им своих способностей с наибольшей пользой;
    общая теория человеческой деятельности, ее стратегия, программ и систем действий.

    22. Эргономика – это:

    комплексная наука, изучающая различные аспекты трудовых процессов с целью их оптимизации;
    проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии;
    безопасность, благополучие и удовлетворенность человека деятельностью в системах.

    23. Типичное в организации

    обобщенное качество множества элементов, в каждом из которых оно может содержаться в различных количественных параметрах;
    Выделение из общей массы совпадающих явлений, отношений, процессов, чего-то общего;
    обобщенные знания, навыки, умения, пожелания людей, их нравственных и эстетических установок;
    не зависящие друг от друга сфер деятельности, видов общественных отношений, исполняемых социальных ролей.

    24. Уникальное в организации

    характеристика единичного, самобытного, неповторимого продукта производства человека;
    различные проявления в организации в процессе деятельности;
    внутренняя организация, миссия, ресурсы, результаты деятельности организации.

Написано: admin

Ноябрь 6th, 2015 | 2:17 пп