Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Словарь — Единоначалия принцип

Единоначалия принцип – принцип социальной организации, института управления, в которых каждый работник получает команды и распоряжения только от одного начальника и отвечает только перед ним за проделанную работу. По В.Г. Смолькову, сущность Е. п. состоит в том, что руководитель конкретного уровня пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, с возложением на руководителя единоличной ответственности.

Единства всех людей принцип – характерное для представителей “русского космизма” убеждение в том, что Е. в. л. п. – закон природы, биологическое единство, равенство всех людей, отвечающее геологическому эволюционному процессу (В.И. Вернадский); что больше, чем селекция, реальности отвечает обратный закон – “принцип солидарности” (К. Кесслер, П. Кропоткин); что регуляция – это “правящий разум природы” и нельзя потерять ни единого из малых сил, чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без изъятия всеобщим и личным творчеством и трудом (Н.Ф. Федоров). По С.Г. Семеновой, с появлением человека эволюция как бы задает себе гамлетовский вопрос “быть или не быть”, т.е. возникла опасность родового самоубийства человечества, а с ним и жизни вообще. В эволюционные перспективы ноосферы включаются не только все большее планетарное единство и умножение коллективной творческой мощи человечества, но и самые интимные, глубинные запросы каждой личности. Обоснование нравственной и объективной необходимости активной эволюции, ноосферы как направление избрано самой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшим разум как свое орудие. Это отвечает поискам нового типа мышления, основанного на коллективной планетарной надежде.

Задача социальная – выражение необходимости для социального субъекта осуществить в будущем определенную деятельность. Объективной основой З. с. выступает социальная потребность. Понятие “социальная задача” охватывает понятия “задача социума как единства государства и общества”, “задача социальной общности (класса, слоя, социальной группы)”, “задача общественно-экономической формации”, “задача социального института” и “задача личности”. По К. Марксу, человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. Технологически решение З.с., как правило, предстает как решение многофакторных задач в ограниченное время. Носителем З.с. может быть та или иная историческая эпоха, исторический период, общественно-экономическая формация, социальная ситуация. Структуру З.с., ее главные характеристики, по В.И. Куценко, составляют: 1) объективные основы задачи (необходимость, потребности, интерес); 2) формы ее выражения (норма, долг, миссия, призвание, обязанности, обязательство, принцип-задача, закон-задача, закон-функция, задача-решение, проблема, цель, идеал); 3) управленческие средства фиксации задач (управленческое решение, директива, постановление, декрет, команда, лозунг, планы и т.д.); 4) возникновение и осуществление задач и их условия; 5) требования; 6) сфера существования; 7) носитель (постановщик и исполнитель); 8) масштаб, объем; 9) стабильность и динамичность; 10) тип; 11) новизна, оригинальность; 12) сложность; 13) трудность; 14) регулятивные функции; 15) сроки; 16) темп; 17) способ, метод формирования и реализация задачи; 18) деятельность людей по осуществлению задачи; 19) мотив и стимул; 20) результат деятельности.

Законодательство – совокупность правовых норм, регулирующих социальные отношения; совокупность  законов, т.е. нормативных актов, принятых законодательными органами, а также подзаконных нормативных актов. Отрасли З.: конституционное, гражданское, уголовное и иное З. По мере изменения условий жизни меняются и требования к условиям общежития, т.е. меняются те или иные нравственные принципы. Те же цели преследует и З., поскольку любые законы ограничивают действия личности в угоду общественной стабильности (Н.Н. Моисеев).

Закономерности социальные – существенные, устойчивые, повторяющиеся социальные связи и отношения; социальные взаимодействия, выступающие в виде тенденций. По А.И. Кравченко, выделяющему два типа связей – устойчивые (повторяющиеся) и изменчивые (неповторяющиеся), З.c. (регулярности) связаны с устойчивыми отношениями; в свою очередь они бывают динамическими и вероятностными. М. Крозье, анализируя основные тенденции современных сложных обществ, полагает, что понять проблемы и вызовы, с которыми мы столкнулись, черты новой логики, возникающей в ответ на них, позволяют три утвердившиеся и продолжающие развиваться основные тенденции: все более сложное человеческое взаимодействие, растущая свобода индивидуальных действующих лиц и групп, переход от индустриального общества к обществу услуг.

Закон Паркинсона – выраженная С. Паркинсоном в иронической форме реальная тенденция бюрократизации организации: штаты организации “разбухают” вне зависимости от количества и качества работы или даже при полном отсутствии таковой. Движущие силы этой тенденции: чиновник множит подчиненных; чиновники работают друг для друга.

Законы Мэрфи: если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше. Если существуют два или более способов сделать что-либо, причем использование одного из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ. Если что-то может пойти наперекосяк, оно непременно пойдет наперекосяк (“закон бутерброда”); когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самой ближайшем будущем; любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит; неважно, что что-то идет неправильно. Возможно, это хорошо выглядит; если эксперимент удался, что-то здесь не так. В любом наборе исходных данных самая надежная величина, не требующая никакой проверки, является ошибочной; если уж работа проваливается, то всякая попытка ее спасти только ухудшит дело. Неразбериха в обществе постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее несколько уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи.

Знание – селективная, упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с теми или иными критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве З. определенными социальными субъектами и обществом в целом (В.Л. Абушенко); проверенный практикой результат познания; порождение человеческого интеллекта, используемое в процессе жизнедеятельности, неотделимое от информации как природного свойства и строящееся на ее основе (В.С. Егоров). Сложный, неоднозначный и запутанный исторический ход движения познающего разума выглядит как построение Вавилонской башни. В этом когнитивном движении смешивается да и нет, истина и заблуждение, наука и миф, наука и псевдонаука, рассудок как tabula rasa и предрассудок (С.П. Курдюмов). Неотъемлемым дестабилизирующим компонентом З. выступает незнание. Различают специализированный (научный) и повседневный (обыденный) уровни З. З. способствует структурированию жизненного мира человека как безусловного и достоверного “символического универсума”. З. синергетическое, по Е.Н. Князевой, являясь компонентом нового мировидения, может тем не менее “действовать” лишь подспудно, через структуру личности владеющим им человека. “Синергетическая методика” действия может означать следующее: зная, как устроено сложное в мире и по каким общим законам оно функционирует, вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации, оставляя себе тем самым большую надежду на успех, сообразовывать свои действия с общим порядком, общими правилами игры, установленными природой, делать структуру своей личности конгруэнтной изумительным структурам самоорганизации, построенным самой природой. Синергетика актуализирует “неявное знание” (М. Полани), дисциплинирует научную мысль, “приучая” ученого понимать, что нет идеальных решений, а любой успех неизбежно оплачивается потерями (А.П. Назаретян). П. Сорокин отмечал: «Ни одна система не заключает в себе всю истину, также как и ни одна или другая не является целиком ошибочной… Каждая из систем частично истинна и достоверна, представляя знание важнейших аспектов сложной объективной реальности». З. стало сегодня основным условием производства, используется для производства З. П. Дракер считает, что использование знаний для отыскания наиболее эффективных способов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов – это, по сути дела, и есть управление. З. систематически и целенаправленно применяется для того, чтобы определить, какие новые З. требуются, является ли такое З. целесообразным, и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность его использования. Изменение роли З. можно определить как революцию в сфере управления.

Идеал социальный – компонент идеологии, представление о совершенном состоянии социальной системы, имеющее определенное основание, поскольку социальная система, преодолевая вызовы и угрозы среды, может развиваться в направлении все большей целостности. Жизненный И.с., подчеркивает А.А. Богданов, служит завершением каждой идеологии, высшей ее характеристикой. По Платону, идеальное государство возникает тогда, когда мудрые – управляют, трудолюбивые – производят, мужественные – защищают. Обретение И.с. (общества, государства, личности) позволяет людям успешнее преодолевать трудности; утеря порождает социальную апатию, фрустрацию сознания, условия для антиобщественной деятельности. И.с. возникает не столько в воспитании и образовании, сколько в преодолении ошибок и заблуждений, в драматическом развитии человека и социальных систем. И хотя считается, что история учит лишь тому, что она ничему не учит, человеку – субъекту социальных систем – придется стать мудрее, если он хочет перейти вместе с социальной системой от выживания к устойчивому развитию.

Идейное кредо компании “Мацусита электрик”: «С помощью нашей производственной деятельности мы стремимся к обеспечению прогресса, содействию благосостояния общества и посвящаем себя дальнейшему развитию мировой культуры». Компания сформулировала семь принципов деятельности, на основе которых формируется ее персонал: объективность. Мощь или прибыль не могут являться основной целью в жизни. Прежде всего, мы должны бескорыстно способствовать развитию нашего общества и государства. В таком случае в качестве вознаграждения мы можем рассчитывать на обеспечение прибыли и роста; справедливость. Ни один человек не может заслужить уважения, если он лишен чувства справедливости. Одна только мудрость не способна заменить человеку разум, однако мудрость и человеческий разум вместе могут обеспечить удовлетворение и счастье; сплоченность. Индивидуальности не преодолеть силу коллектива. Зависимость – залог достоинства. Доверие – необходимость. Только тогда можно достигнуть гармонии и процветания; благоустройство. Самоуверенность всегда приносит собственное удовлетворение. Но удовлетворенность не является чувством, способным заменить чувство созидания. Развитие обеспечивается только за счет  самоотверженного стремления к успеху; скромность. Деятельность любого из нас должна опираться на скромность. Эгоизму не преодолеть скромность. Истинный энтузиазм в полном смысле этого слова является границей между правилом и успехом; гармония. Сопротивление представляет собой отражение близорукости. При отсутствии гибкости мы будем постоянно делать грубые ошибки и сбиваться с пути; оценка. Высочайшей наградой человека является прежде всего лишь доброе слово. Обсуждение порождает близость. Одобрение обеспечивает уважение. Поэтому тирании не под силу заменить мысль.

Идентификация ( от лат. idem – тот же самый и facere – делать, ср.-век. лат. identificо – отождествляю) – уподобление, самоотождествление человека с другим человеком, группой, институтом, образцом. И. включает подражательное поведение, в том числе имитацию, эмоциональное слияние с обществом. Не будь И., человек мог бы безнадежно запутаться в сложной паутине социальных отношений и взаимодействий.

Идеология (гр. idea – то, что видно, образ вещи, logos – слово, учение, закон) – теоретическое выражение коренных интересов народа, социального класса, социального слоя, социальной группы, институтов, в т.ч. государства; совокупность идей и принципов, неписаных правил, позволяющих гражданам организовывать свою жизнь и деятельность в социальном пространстве, не “перекрываемом” сводом государственных законов. И. как часть общественного сознания, “область притяжения” (аттрактор) включает компонент социальной науки, мировоззренческий и ценностный компоненты, а также ложные идеи (идеологемы), социальные мифы и легенды. И. может стать основой манипулирования сознанием, фанатизма, “интеллектуальным оружием” (К. Манхейм) подавления. Жизненность, потребность в И. зависят от ее естественного вхождения в глубины отечественной и мировой культуры. И. рафинированная, замкнутая, представляемая как “вершина всех вершин”, вряд ли выдержит испытание на прочность в горниле современной цивилизации. Напротив, идеи Толстого, Достоевского, Чехова стали достоянием человечества; идеи и принципы должны быть открыты для критики и обновления. Отсутствие общих идей, общей цели или веры, которая часто и есть цель, по Н.Н. Моисееву, приводит к бездуховности и нравственной деградации, а их превалирование рождает фанатиков, фундаменталистов.

Идеология государственная – теоретическое выражение общих (коренных) интересов народа, а также созданных гражданами институтов. Одна из нынешних функций И.г. – функция баланса социальных интересов. Основные компоненты И.г.: общенациональная идея возрождения, духовности, нравственности; концептуальная характеристика роли государства в развитии российского социума в XXI столетии, дальнейшая проработка конституционных положений о государстве как демократическом, правовом, социальном, светском; социальная миссия государственной службы, принципы и стратегические цели государственной службы; обоснование государственной службы как института реализации функций государства, системы институтов: государственного управления и организации; государственных социальных услуг; социально-экономического института; социально-правового института; информационно-коммуникативного института; института служебной организации и управления государственной службой. И.г., базирующаяся на ценностях российской культуры, становясь своеобразным социальным аттрактором, может способствовать обеспечению целостности Российской Федерации, доверительного взаимоотношения власти и народа, единства действий всех основных институтов российского социума.

Идеология организации – самосознание, самоосмысление организации; важнейший компонент конструирования внутриорганизационной реальности. Часто понимается как фактор легитимизации управления, определяется как публично выраженная точка зрения высшего руководства организации. Бизнес-идеология (business ideology), корпоративная идеология (corporate ideology) стали предметом специального рассмотрения зарубежных исследователей управления. По их мнению синергетический эффект взаимодействия традиционного менеджмента и идеологии управления демонстрируют такие организации как армия и церковь. Идеологизированные организации, при прочих равных условиях, имеют преимущество перед неидеологизированными. Идеологию управления в организации необходимо поддерживать специальными усилиями экспертов, советников, консультантов, а также развитием коммуникативной деятельности (отношений) сотрудников и руководства организации (В.В. Тарасенко). Разработка И. о. означает проявление вектора ее становления и развития (вектора последующих изменений). Выступая социальным аттрактором, И. о. реализует функции: интегрирующую; мобилизующую; формирования структурного образа будущего организации, каркаса восприятия социального мира; отражения потенциала и качества организации.

Идея (от греч. idea – то, что видно, образ вещи) – единство познания и реальности, конструктивная мысль, направленная на удовлетворение познавательных, практических, духовных потребностей; результат размышления, отражение в мысли объективного мира, связанное с выяснением сущности вещей и явлений, закономерностей. По Ф. Энгельсу, понятие о вещи и ее действительность движутся вместе, подобно двум асимптотам, постоянно приближаясь друг к другу, однако, никогда не совпадая. Высшая степень совпадения понятия и действительности (реальности) достигается в И. Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике (В.И. Ленин). В И. знание достигает высшей степени объективности, а это создает условия для синтеза предшествующего знания (П.В. Копнин). В И., законе, теории, науке возникает теоретический образ объективного мира, научная картина мира.

Идея социальная – осознание цели социального познания и векторов преобразования действительности; принцип в углублении знаний об обществе и человеке, их взаимодействии; движущая социальная сила. Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от “интереса” (К. Маркс и Ф. Энгельс). Для реализации идеи требуются люди, которые могут применить “практическую силу”, тогда она становится материальной силой. При этом важно не допустить абсолютизации идей. Социальное и духовное самоосвобождение также осуществляются через критику собственных идей.

Иерархия (от греч. hieros – священный и arсhe – власть) – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между их уровнями; расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; распределение по значимости тех или иных институтов, в т.ч. институтов управления; ступенчатость подчинения в системе управления нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим.

Иерархия социальных систем – форма построения сложных социальных систем в порядке подчинения и перехода от высшего к низшему. Суперсистемой (системой систем) является социум, его важнейшие структурные компоненты – общество, государство, рынок. Система как совокупное целое “имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность” (К. Маркс).

Изменение социальное – переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации; процесс новообразований в социальных структурах, институтах, системах социальных отношений и деятельности. Важнейший компонент И.с. – становление.

Имидж организации (англ. image , от лат. imago – офис, вид) – целенаправленное или спонтанное представление об организации; образ организации (руководителя), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на других субъектов социальной деятельности. В структуре социальных наук появилась имиджелогия (В.М. Шепель).

Имитация управления (от лат. imitatio – подражание) – псевдоуправление, суррогат управления. И.у. – один из сложнейших управленческих феноменов, без учета понимания которого невозможно повышение эффективности государственной службы. Возникает, как правило, с увеличением в аппарате управления количества непрофессионалов, подменяющих решение приоритетных задач второстепенными, нарушающих требования управленческого цикла, создающих видимость значимости работы. Отсутствие дополнительного профессионального образования, технологических умений и навыков у руководителя, чиновника порождает так называемое “общее руководство”. И.у. приводит к неуправляемости, вызывает негативное отношение к государственной службы и государственным служащим со стороны граждан. Способы преодоления И.у.: профессионализация государственной службы, отказ от раздачи должностей в качестве награды за политическую поддержку или личную преданность, развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих, внедрение современных социальных и информационных технологий, овладение стилем работы, адекватным реальности, развитие административного и общего социального контроля.

Императив – система жизненно важных ограничений и запретов; основное, общее требование, выполнение которого необходимо для выживания социальной системы; общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); эволюционные запреты, накладываемые на некоторые несвойственные сложной системе (среде) пути эволюции (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Наиболее известным И. является нравственный императив И. Канта: поступай так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали относительно тебя. Две вещи удивляют меня больше всего, – говорил философ и естествоиспытатель, – звездное небо над нами и нравственный закон во мне. По Н.Н. Моисееву, к принципам новой нравственности относится требование “то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня”. Все подобные ограничения естественно назвать нравственным И. Ему еще предстоит утвердиться в общественном сознании; в ближайшие десятилетия осознание проблем нравственного И. сделается одной из важнейших характеристик цивилизации, основным направлением обществознания. Человеку придется принять совершенно иные парадигмы своего бытия. Н.Н. Моисеев, давая характеристику экологического И., особо подчеркнул: «…Современная наука способна установить ту систему запретов.., которые бы гарантировали стабильность развития человечества… Наиболее трудный вопрос состоял в другом: сможет ли человечество принять те ограничения, которые установит наука». При этом, по А.П. Назаретяну, в парадигме постнеклассической науки “абсолютные” запреты следует считать выражениями исторически конкретного знания. В социологической теории используется понятие функциональный И., конкретизирующийся применительно к конкретной системе как функциональные требования; в синергетике – цивилизационный И. (Г.Г. Малинецкий). С.П. Капица обосновывает “демографический императив” (не рождаемость определяет рост человечества, а системное качество общества). Действительно, в такой демографической ситуации, как сегодня, мир еще не был. В социологических исследованиях последних лет просматривается в качестве И. жесткое требование граждан к государственным служащим – “не воровать, общественное сначала, личное потом”. С.П. Курдюмов обосновывает необходимость смены И.: не политика силового давления и “выкручивания рук”, а поиск способов коэволюции сложных социальных и геополитических систем.

Индетерминизм – (от лат. in – не, determinare – определять) – подход, отрицающий объективность причинной связи, познавательную ценность причинного объяснения природных и социальных процессов и явлений. И. предполагает, что есть состояния или события, для которых причина не существует или не может быть указана; в нем делается акцент на абсолютную свободу воли.

Инженерия социальная – 1) совокупность подходов социальных наук, основанных на регулировании деятельности институтов, взаимодействия людей друг с другом и институтами; 2) совокупность реформ государства, корпораций, социальных, в том числе государственных программ, разрабатываемых на правительственном или предпринимательском уровне, направленных на решение важных проблем общества и государства. К ним прежде всего относятся: социальная организация труда, “отклоняющееся” поведение, социальная дезорганизация (бедность, безработица, перенаселение). Для социального инженера конкретная помощь приоритетнее политических усилий, однако И.с. находит свое выражение как в деятельности государства, партий, так и в некоторых общественных движениях (“зеленые”). Создателем теории “частичной социальной инженерии” является К. Поппер. Рассматривая институты с точки зрения “социально-инженерного” подхода, то есть как средств, обслуживающих определенные цели, К. Поппер полагал, что для их создания требуются некоторые сведения о социальных регулярностях, ставящих пределы тому, что может быть с их помощью достигнуто. Институты всегда связаны с исполнением определенных норм, установленных с определенной целью. Но даже те из них (а таких большинство), которые возникают как незапланированный результат человеческих действий, являются косвенным следствием того или иного вида целенаправленной деятельности, а их функционирование в сильной степени зависит от исполнения установленных норм.

Инициатива социальная (от лат. initiare – начинать) – тип социальной активности; совокупность действий по выдвижению и реализации социально значимой идеи, цели, программы. К отличительным признакам И.с. относятся: новизна; опережение; лидерство. Фазы развития И.с.: выдвижение новой идеи, проекта; практическая реализация новшества; распространение оправдавшего себя опыта (В.Т. Мордкович, Н.П. Матронов).

Инновация – новая деятельность; новизна (результат) в производстве, науке, управлении, искусстве, образовании, воспитании, других областях деятельности. Открытие осуществляется на индивидуально-личностном уровне и становится научной И., лишь когда получает определенное признание в научном сообществе (К. Файндлей, Ч. Ламсден). И., по И. Пригожину, с научной точки зрения должны определяться тремя минимальными требованиями. Первое – необратимость, выражающаяся в нарушении симметрии между прошлым и будущим. Второе – необходимость введения понятия “событие”. Третье – некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции. Воспроизводство условий для И. есть проблема культуры (М. Кастельс). При этом инновационная деятельность – всегда парадокс. Как свидетельствуют результаты американских исследований творчества, при решении проблем 90% усилий тратится впустую: 50% времени уходит на попытки решения псевдопроблем, а 40% времени – на попытки решения их там, где они не могут быть найдены (Н.В. Гончаренко).

Интеллект (от лат. intellectus – способность мыслить, проницательность, познание, понимание, рассудок) – единство разума и рассудка, совокупность умственных функций, обеспечивающих получение или переоценку знания (рациональное познание), способность суждения.

Инстанция – понятие, указывающее на соподчинение и характер полномочий каждой ступени (уровня) руководства и управления.

Институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – исторически сложившаяся на основе традиций или правовых норм устойчивая форма организации совместной деятельности людей; социальное установление; социальное образование, учреждение, организация как социальная единица надиндивидуального уровня; комплексы более или менее устойчивых взаимосвязанных социальных ролей (Т. Парсонс). Э. Дюркгейм использовал термин “институт” для обозначения социальных фактов – коллективных представлений, внешних для индивида и обладающих принудительной силой по отношению к нему (верования, способы поведения, установленные группой). В отличие от институтов-установлений, “институтов – вещей”, опосредующих отношения между людьми и другими социальными единицами как субъектами, институты – образования, “институты лица” сами становятся субъектами социальных отношений и действий. Люди же лишь представляют и персонифицируют институт, от имени которого они действуют, выступают посредниками в отношениях между И.; субъектность индивида в этом случае вторична, производна от первичной субъектности И. (В.М. Быченков). К родовым признакам И., по типологии А.И. Пригожина, относятся: устойчивая социальная целостность с регламентированным поведением людей, действующая для достижения общей цели; наличие основных функций (операциональные средства); наличие ресурсов; наличие субкультуры. Основные типы И.: институты-организации; институты – нормы, традиции, обычаи, установления. Наиболее фундаментальные И.: собственность, право, государство, политические партии, И. брака, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, институты массовой информации. Среди них – государственная служба, институт, обладающий всеми признаками организации. Различают И. государственные и институты гражданского общества. Как видим, понимание И., который образуется на основе социальных связей, взаимодействий и отношений, как и другие социальные системы, не может быть сведено к совокупности лиц и их взаимодействий, характеризуется наличием цели своей деятельности, исходящей из социальных потребностей, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных ролей, типичных для данного И. При различных подходах к определению И. обнаруживаются характерные общие элементы, которые образуют основной компонент большинства наиболее значимых И. Они являются системами учреждений, в которых определенные лица, избранные членами групп (или назначенные), получают полномочия для выполнения определенных функций по удовлетворению потребностей граждан. И. выполняют функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений, являются важнейшим компонентом системы социального контроля. Недаром, по Т. Парсонсу, И. “условно” называются системы стандартизированных ожиданий, рассматриваемые по их месту в тотальной системе и достаточно глубоко пронизывающие действие, так что их можно принимать без доказательства как законные.

Институты управления социальные – особо значимая часть системы институтов, включающая государственные и негосударственные (институты гражданского общества) институты управления. К институтам государственного управления относятся политические институты (Федеральное Собрание, Правительство, другие институты законодательной (представительной), исполнительной и судебной ветвей власти) и административные институты (государственная служба). К институтам муниципального управления относятся органы муниципального управления, муниципальная служба; к институтам местного самоуправления относятся субъекты местного самоуправления: община, объединение граждан, администрация. К институтам управления в бизнесе, предпринимательстве относятся частные банки, предприятия, организации. Институты конфессионального управления: православная и католическая Церкви; община евангельских христиан-баптистов; мусульманская община; всемирное братство буддистов, монашеская община.

Институциализация – способ организации жизни на базе создания, установления институтов, удовлетворяющих потребности граждан; процесс, стадия организации устойчивых форм взаимодействия составляющих ее компонентов. При этом происходит процесс упорядочения и формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений (объединений, соглашений, переговоров) и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти, регламентацией соответствующей деятельности, тех или иных отношений, их юридической легализацией, если это возможно и необходимо. Организация и формализация объединения представляют собой синергетический процесс перехода от самоуправляющихся и самоорганизующихся явлений к организованным и управляемым (А.И. Кравченко). Г. Ленски определил ключевые социальные потребности, порождающие процессы И.: 1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); 2) потребность в производстве продуктов и услуг; 3) потребность в распределении благ (и привилегий); 4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; 5) потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); 6) потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Институциализм – направление в социологической и управленческой науке, связанное с осмыслением возникновения и деятельности институтов, их взаимодействия, отношений с гражданами. Основоположник И. – Т. Веблен, рассматривавший эволюцию общественного устройства как процесс естественного отбора институтов. В свою очередь институты являются результатом развития социальных процессов, происходящих в прошлом, и не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени. При совпадении деятельности институтов с “конечными” целями, вытекающими из потребностей, склонностей, инстинктов, привычек, “обеспечивается прогрессивное развитие”. Социологическое осмысление институтов, по Я. Щепаньскому, исходит из того, что во всех организованных группах есть возможность действовать от имени группы как целого, включает определение функций и задач института, классификацию институтов, связи и интеграции институтов, факторы успешного их функционирования.

Институция (от institutio – установление) – установление, норма (юр.); объединение граждан.

Интеграция (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) – имманентное свойство материи, в том числе социальной, создавать новое (качество, состояние, явление) через соединение различных частей, компонентов, элементов; процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями (акторами), являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов (Т. Парсонс). Виды И. – внутрисистемная; межсистемная; “бессистемная”. В процессе И. увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей между элементами системы; могут надстраиваться новые уровни управления и самоорганизации. Результатом интеграционных процессов является устойчивое функционирование и развитие системы в целом, или ее компонентов, а также сложных системных образований (И. науки, экономическая И. и др.). Самая жизнеспособная И. складывается из “единства разнообразия” (А.И. Пригожин), “единства многообразия” (Х.Н. Момджян).

Интернет – мировая информационно-коммуникативная компьютерная сеть; глобальная информационная система, предоставляющая каналы связи между удаленно размещенными компьютерами; важнейший элемент глобальной информационной инфраструктуры мирового сообщества; информационная супермагистраль и совокупность технологий, связанных с производством, обработкой, хранением, распространением, использованием информации, включая телевидение, радио, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании; коммуникационная среда (Л.А. Василенко). И. тесно связан с государственными и коммерческим структурами, информационным обществом, его информатизацией. В то же время – это своеобразный информационный Космос, очень похожий на Солярис С. Лема с социальными последствиями, неведомыми для нас (И.В. Бестужев-Лада).

Интуиция (от лат. intuitio, intueоr – пристально смотрю) – способность непосредственного постижения истины без ее обоснования с помощью доказательств, “прямое познание”; единство чувственного и рационального в познании, процесс принятия решения в условиях неопределенности (внутренний голос, толчок из подсознания, подсказка памяти, чутье); “целостное схватывание” условий и логики решения проблемной ситуации; интеллектуальный механизм творчества, самодостраивание целостного образа. Интуитивное знание возникает без осознания путей, условий, процедур его получения, т.е. выступает как “озарение”, готовый результат. Тайна И. – в диалектике непосредственного и опосредованного знания, рационального и иррационального, теоретического знания и опыта. И. позволяет человеку свободно двигаться в интеллектуальном пространстве, “перебрасывая мосты”, актуализируя неявное, невербализированное восприятие реальности.

Информатика социальная как научная дисциплина основана на информационном развитии государства и общества, их информационных ресурсах и потенциалах, информационном обеспечении управления и социальной самоорганизации, решении социально-информационных проблем (формирование единого информационно-коммуникативного пространства, информационная безопасность, информационная культура и др.). Предмет И.с.: структура и общие свойства социальной информации, особенности процессов ее сбора, хранения и обработки; определение содержания информационных процессов в государстве и обществе (информационная политика); специфика использования современных информационных технологий в социальном познании и социальном управлении (Л.А. Василенко). И.с. как наука не производит информацию, она ее собирает, накапливает, классифицирует, “канализирует”, очищает, искажает, “камуфлирует”, “балансирует”, структурирует, закрывает или открывает для пользователей, т.е. оперирует информационными массивами. В этом – суть всех информационных технологий. Самоорганизация – “родина” информации; организация – ее “производственный цех” (В.С. Капустин).

Информационная культура руководителя – способ информационной деятельности, способность руководителя управлять информационными потоками; обобщенная характеристика уровня и качества информационного знания и умения руководителя (поиск, восприятие, оценка, преобразование, хранение и передача информации). Информационное обеспечение руководящей деятельности включает: поиск фундаментальной, обоснованной, концентрированной, стратегической, оперативной, альтернативной, опережающей информации; распределение информации; преодоление информационных ловушек. Особую значимость для И.к.р. представляет социальная информация. Формирование И.к.р. зависит прежде всего от способности руководителя к самоорганизации, от выработки умений и навыков управлять собой и обстоятельствами, строить межличностные коммуникации; в свою очередь данные умения и навыки обогащают И.к.р.

Информационные институты – вид институтов, связанный с удовлетворением информационных потребностей граждан и организаций. К основным И.и. относятся: телевидение, радио, пресса, Интернет, телеграф, почта, телефон. Практически каждая современная организация имеет собственные информационные сети, включая выходы в единое информационное пространство. Научная деятельность также связана с потоками научной информации: с рождением новой информации, т.е. с переходом от информационного беспорядка к информационному порядку; с передачей научной информации через многократные, “многочастичные” взаимодействия в научном сообществе; с ростом научной информации в режиме с обострением; с информационным взрывом (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов).

Информация (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – отраженное разнообразие, образ материи или сознания, модель, знак, символ оригинала; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщения; мера неоднородности в распределении энергии или вещества в пространстве и во времени (В.М. Глушков) и мера упорядоченности материальных и идеальных систем; сообщение о чем-либо; природная способность сохранять и воспроизводить внутреннее состояние, строение, историю внешнего воздействия и проекции будущих событий (Винклер Р., Эйген Э., Корогодин В.И.); случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных (А. Кестлер). И. все в большей мере выполняет функции глобального языка Природы (В.С. Егоров). По Н. Винеру, процесс получения и использования И. является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде; И. о вероятном важнее, чем И. о действительном; тесно связана с управлением, ибо управление мы можем понимать как ограничение разнообразия. В известном смысле управление можно определять и как процесс восприятия, преобразования и передачи И. В.Л. Романов рассматривает социальную систему как “социокультурную ткань”, пропитанную информационными “руслами”. И. выступает как “движущая сила” социальной системы, “работающая” за и против системы.

Информация социальная – результат отражения социальной реальности, социально обусловленная и значимая информация; информация о социальном взаимодействии людей, о состоянии и развитии социума, социальной структуры, о институтах и социальных процессах, о социальной сфере общества, о социальной жизни организации; совокупность сведений, объективно необходимых для становления, функционирования и устойчивого развития социальной системы. Информация это прежде всего образование, — ставит свой акцент С.П. Капица. Разновидность И.с. – социологическая информация. И.с. наряду с системой коммуникации образует ту обязательную инфраструктуру, на основе которой возможна управленческая деятельность и самоорганизация в социальных системах. По образному выражению Х.М. Маклюэна, планета объективно превращается в “большую деревню”. Как обычные средства связи и коммуникации являются технологическим “продолжением” (extension) различных человеческих органов, так и средства коммуникации электронного типа становятся “продолжением” нервной системы человека, технологически расширяющим последнюю за пределы его органического тела. По Н.Н. Моисееву, принцип обратной связи является специальным принципом отбора, который формируется только субъектом, получающим информацию о состоянии и поведении управляемого объекта. Информация и ее оценка возникают или могут быть понятыми лишь в контексте отношений субъект – объект. И любые упрощения неуместны. Чувствительность к И. в период кризиса возрастает; возникает эффект “информационного резонанса”. Основные требования к И.с.: надежность (достоверность, точность, адекватность, объективность, полнота); оперативность (своевременность); оптимальность; доступность; комплексность; логичность; лаконичность (максимальная смысловая нагрузка).

Кадры управления (от франц. cadres – кадры) – постоянный (штатный) состав квалифицированных работников организации, осуществляющих управленческие функции. К.у. входят в объект кадровой политики, в т.ч. кадровой стратегии и тактики, кадровой работы (развитие кадрового потенциала, работа с кадровым резервом, подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров и др.).

Катастрофа (от греч. кatastrophe – поворот, переворот) – внезапное (резкое, скачкообразное) изменение состояния системы при плавном изменении ее параметров; неожиданное, разовое, массовое потрясение, имеющее малую субъективную вероятность для каждого конкретного случая и особый масштаб последствий (А.И. Пригожин); внезапная смена форм поведения, имеющих особую социальную значимость; “режим с обострением”. Данный режим возникает, когда фактор, создающий неоднородности в среде (действие нелинейных источников), работает значительно интенсивнее, чем рассеивающий, размывающий фактор. Процессы в режиме с обострением становятся преобладающими, изменяя структуры и конфигурации социумов. Р. Том дал классификацию К. и доказал, что есть семь типов К. Признаки К.: пороговость; неустойчивость; бимодальность (“или…, или”); дивергенция (расходимость); гистерезис; предсказуемость (увеличение шумовых флуктуаций); замедление характерных ритмов (“затишье перед бурей”). В теории катастроф бифуркация отождествляется с К. и обозначает “внезапный ответ системы на плавные изменения условий  внешней среды” (В. И. Арнольд). Наличие странных аттракторов, приводящих к динамическому хаосу, становится причиной К. различных порядков, где возможна внезапная смена движений, переход из хаотического состояния в упорядоченное и обратно при изменении параметров системы (О.В.  Митина, В.Ф.  Петренко). В динамических, неравновесных системах в качестве К. выступает бифуркация. К. – разрушительный для состояния системы ее ответ на вызовы среды. В катастрофе всегда реализуется одна альтернатива. Виды К.: природные, экологические, технико-технологические, социальные, организационные, духовные, нравственные.

Качества социальной системыорганизации. К основным качественным характеристикам социальных систем как систем сверхсложных относятся: целостное, интегративное, синергетическое качество характеристик; эмерджентность, нелинейность; предметность (материальность или идеальность); структурность – наличие компонентов, порядок (способ) взаимодействия, расположения и связи компонентов;  субъектность — деятельность, отношения,самосознание; объектность, направленность на объект воздействия, взаимодействия; целесообразность, многофункциональная и векторная направленность; аксиологическая ориентированность; информационность; легитимность; взаимоСОдействие, взаимоНЕсодействие,  взаимоПРОТИВОдействие; динамичность; иерархичность; открытость и закрытость одновременно; способность самовоспроизводиться, самодостраиваться, существовать автономно (автопоэзис), терять стабильность и причинно-следственные связи (неравновесность); темпоральная чувствительность. Социальная система становится, функционирует, развивается, имеет свой способ жизнедеятельности (единство деятельности, отношений и самосознания), свою социальную миссию, характеризуется реактивным и активным поведением; это – система с непредсказуемостью, система с памятью, система с саморефлексией, т.е. содержит в себе в качестве необходимого компонента свои же отображения. Во взаимодействии со средой обладает сложной системой обратных связей. Социальные системы, опирающиеся на гипертрофированные социальные потрености, характеризуются также асоциальными, в т. ч. криминальными качествами.

Качество жизни — социальная определенность жизни человека, группы, народа, основанная на способе удовлетворения их потребностей и интересов, выражающая степень социальной свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) социального развития. К.ж. и уровень жизни – дополняющие друг друга категории, характеристики жизнедеятельности. Осознание качеств жизни (личная безопасность, благоприятная среда обитания и др.), возводимых в ранг социальных стандартов, реализуемых в виде социальных услуг (государственных, муниципальных и др.), составляет основной алгоритм управления в социальном государстве. Характерен в этом отношении опыт государственного управления в Германии.

Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления, kyberg – кормчий) – наука об управлении, связи и переработке информации; об управлении техническими системами и живыми организмами на основе обратной связи (Н. Винер), об общих законах преобразования информации в сложных системах (В.М. Глушков). Основной объект исследования К. – кибернетические системы. К. разрабатывает общие принципы систем управления, самоуправляющихся машин. По Н. Винеру, человеческий мозг действует наподобие электронной вычислительной машины с двоичной системой исчисления.

Кибернетика социальная – научная дисциплина, ориентированная на познание и описание управляющих систем в социуме, взаимодействия управляющей и управляемой подсистем в системе социального управления. Понятийный аппарат К.с. открывает пути для моделирования социальных процессов (динамическое программирование, имитационное моделирование). Взаимодействия между социальными образованиями различаются по их фундаментальности (базисные, надстроечные), сферам распространения (трудовые, семейные, распределительные, управленческие), методам регламентации (В.С. Толстой).

Класс социальный – один из важнейших компонентов структуры социума. По В.И. Ленину, к общественным классам относятся большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. К.с. сформировались в результате общественного разделения труда, появления частной собственности на средства производства. По К. Марксу и Ф. Энгельсу, существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, эта диктатура сама составляет переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. Различают К.с. – основные, неосновные, переходные. В настоящее время в России получает развитие “средний класс”. По Э. Гидденсу, высшим классом является К.с., состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес или владеющий акциями на большую сумму. К. Маркс использовал понятие “переходный класс” для обозначения классов, характерных для изживающей себя общественной формации, которые замедляют формирование новых классов.

Когерентность ( от лат. сohaerens – находиться в связи) – согласованное движение; согласованное во времени протекание процессов, дающее взаимное усиление или ослабление; синхронное, одновременное протекание множества однопорядковых или разнопорядковых процессов в одном направлении, их взаимная причинность и обусловливаемость; согласование темпов жизни структур посредством диссипативных процессов, являющихся макроскопическим проявлением хаоса; согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, при этом когерентные волны либо усиливают, либо ослабляют друг друга (интерференция волн). Сильно неравновесные необратимые процессы, по И. Пригожину и И. Стенгерс, могут быть источником К. Это вынуждает пересмотреть понятие “система”. Принято считать К. процессов, происходящих в условно выделенной целостности, главным механизмом самоорганизации. Но если говорить о самоорганизации социальных систем, в которых существуют не просто связи, но интересы, цели, идеалы, где присутствует так называемый субъективный фактор, то только спонтанностью эффект К. не объяснить (Д.Т. Жовтун). По М.П. Бузскому, простой перенос положений синергетики на формирование общества-системы не что иное, как простая констатация свершившегося положения дел, без всякой попытки преодолеть зависимость человека от техносферы. Более того, синергетика, которая становится современной “идеологией”, лишь закрепляет эту зависимость, объявляя формирование систем процессом самодостаточным, автономным, выходящим за границы любых интересов и любых видов деятельности. Именно таким образом сегодня утверждается “ренессанс” технократизма, на деле приводящего к кризису культуры, духовности, отчуждению человеческой личности от смыслов и ценностей. Все сказанное ни в коем мере не отменяет ценности и истинности положений синергетики. Однако именно в силу своей универсальности синергетика требует ее точного разграничения с другими столь же универсальными факторами жизни общества.

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – социальная группа, организованная общность людей, объединяющая их в решении конкретной общественной задачи, реализации социальных потребностей; “свободная группа трудящихся, объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности” (А.С. Макаренко). Таким образом, К. рассматривается как высший уровень развития группы, характеризуемый сплоченностью, единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой идентификацией и ответственностью за результаты совместной групповой деятельности. Только в К., утверждали К. Маркс и Ф. Энгельс, индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. Различают К.: трудовые, военные, учебные, спортивные, по интересам и др.

Команда управленческая – трудовой коллектив управления с высоким уровнем сплоченности, приверженности общим ценностям организации, добивающийся реализации ключевых целей организации; коллектив единомышленников, сплотившихся вокруг своего лидера, являющегося высшим должностным лицом в данной организации (Ю.В. Колесников). К.у. выступает социальной группой, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем формальные; действительная роль и влияние личности в управленческой команде не всегда совпадает с ее официальным статусом и “весом”. К.у. дает возможность ее лидеру целенаправленно и эффективно влиять на процессы самоорганизации неформальной структуры, дополняя этим возможности административного воздействия на организацию. В уважающей себя К.у. всегда царит дух соперничества и взаимопомощи. К.у. обычно имеет свою “идеологию”, собственные интересы, принадлежит к той или иной модели, школе управления. Алгоритм создания К.у.: 1) подбор людей, которым доверяешь, их подготовка к новой деятельности и проверка в деле; 2) разработка “идеологии” К.у. (целей, задач, принципов, методов, критериев оценки деятельности, стимулирования); 3) подбор и использование профессионалов; 4) выслушивание советов экспертов, опора на науку и лучший опыт.

Коммуна (от франц. сommune, от лат. сommunis – общий) – община; административно-территориальная единица. С понятием К. связаны понятия “коммунальное хозяйство”, “коммунальная собственность”, “коммунальные услуги”.

Коммуникация (от лат. communicatio, communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия; процесс передачи эмоционального или интеллектуального содержания (Б. Карлоф); межличностное общение. К. в синергетическом аспекте, по Н. Луману, это механизм настройки, согласованности, соединяющий, создающий организационно-управленческую общность. К. в управлении принадлежит к “связующим процессам” (Ю.В. Колесников). Особую роль играют внутренние К.: горизонтальные (между различными компонентами организации) и вертикальные (восходящие и нисходящие), а также К. в управленческой команде. Различают формальную и неформальную К.; массовую, межличностную, научную и др. К. Система управления образует единую коммуникационную сеть; каждый субъект управления представляет собой узел данной сети; К. выступает как канал двусторонней связи, обмена информацией. Значение К. в управлении возрастает: сегодня она представляет собой наиболее действенный инструмент достижения высокой эффективности разрабатываемой стратегии и тактики.

Компетенция – круг проблем и полномочий, в котором руководитель, государственный и муниципальный служащий, менеджер обладают определенным знанием и опытом, имеют право принимать соответствующие решения. Понимание, овладение К. выступают как компетентность руководителя, государственного и муниципального служащего, менеджера.

Компонент (от лат. сomponens – составляющий) – составная часть чего-либо; элемент системы; содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат.

Компромисс (от лат. сompromissum) – соглашение на основе взаимных уступок; метод разрешения конфликтов на основе достижения согласия конфликтующих сторон.

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единство) – согласие между членами группы, сообщества или общества относительно основных социальных ценностей; общее согласие, договоренность по спорным вопросам, ведущие к выработке единого, всеми признаваемого решения; принятие решения на основе общего согласия без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений; согласованность диспозиций, установок и др. регулятивов, определяющих поведение ученых в профессиональной сфере. Особый тип К. – консенсус омниум: всеобщее согласие как принцип, положенный в основу “позитивной социологии” О. Конта, пронизывающий труды Э. Дюркгейма, В. Парето, Т. Парсонса (Е.В. Осипова). Э. Дюркгейм рассматривал К. как солидарность, органическое свойство “нормальной” социальной жизни.

Контакт социальный – тип кратковременных связей в социальном пространстве-времени; первоначальная стадия более сложных и устойчивых социальных взаимосвязей (социальное действие, социальное взаимодействие).

Контркультура – совокупность групповых культурных ценностей, норм и способов поведения, рассматриваемых как вызов образцам доминирующей культуры; идея противо – (или анти – ) культуры, в корне противостоящей современной культуре, включая всю ее традицию (Ю.Н. Давыдов). В управленческом аспекте обозначим необходимость учета феномена конфликта организационных культур, который может иметь не только негативный, но и позитивный смысл. Основанием для этого служит реальная структура конкурирующих ценностей в организационной культуре. В специальной литературе к конкурирующим культурам относят: иерархическую культуру; культуру рынка; культуру клана; культуру адхократии (от ad hoc – со специальной целью).

Контроллинг – осуществление на всех уровнях систематической, плановой проверки выполнения поставленных целей и принятие мер для предотвращения отклонений от намеченных способов осуществления управленческих задач, реализации стратегий управления. К. осуществляется на основе стандартов, создания устойчивого регулирующего механизма и мониторинга.

Контроль (от франц. controle – проверка) компонент управленческого цикла; одна из функций управления, состоящая в выявлении отклонений параметров деятельности объекта от нормативных; проверка качества работы и производимой продукции, состояния объекта общественного пользования, в т.ч. земли, воды, воздуха, строений, сооружений, транспортных коммуникаций. К. осуществляется тем или иным ведомством (ведомственный К.), в т.ч. специальными органами.

Контроль в государственной службе – проверка выполнения должностных обязанностей государственными служащими; элемент управления деятельностью государственной службы как системы, формирующейся по принципу обратной связи. Функция К.в.г.с. имеет двуединый характер и состоит в том, чтобы создавать необходимые условия, с одной стороны, для устойчивости и стабильности данной управленческой системы, а с другой, для выявления и закрепления всех позитивных изменений в государственной службе. Типы К.в.г.с.: контроль процессов, результатов; административный, ведомственный, социальный контроль; текущий, упреждающий, стратегический контроль.

Контроль социальный – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования (А.М. Яковлев); совокупность способов, средств и процессов, с помощью которых социальный субъект гарантирует социально-приемлемое поведение организации, социальной группы, индивидов. К.с. имеет основным назначением осуществление общественного надзора за деятельностью органов государственной и муниципальной власти. Особое значение для К.с. имеют контрольные функции наблюдения за деятельностью государства со стороны институтов гражданского общества, деятельность институтов (средств) массовой информации, в последнее время – за взаимодействием власти и предпринимательства, межгосударственными и внутригосударственными финансовыми отношениями, отношениями между центром и регионами, соблюдением законов.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – осознанное противостояние, столкновение сторон, мнений, сил, позиций, тенденций. Уже Ж.-Ж. Руссо задавался вопросом: возможно ли управлять конфликтами индивидуальных воль, оставляя неприкосновенной индивидуальную автономию. Разновидности К.: политический, этнический, духовно-культурный, трудовой, семейный, межличностный и др. Механизмы взаимопроникновения разнотипных К. исследовал А.Г. Здравомыслов. В психологии различают внутриличностный, межличностный и межгрупповой К. А.Л. Лурия предложил классификацию К.: 1) “приближение – приближение”; 2) “приближение – удаление”; 3) “удаление – удаление”. Особую остроту приобретают международные, межгосударственные, межнациональные, межклассовые К. По В.Г. Смолькову, различают конструктивные (стабилизирующие) и неконструктивные (дестабилизирующие) К.; К. возникают по горизонтали (внутри социальных структур) и по вертикали (между руководителями и подчиненными). В динамике социальных К. выделяются предконфликтная, собственно конфликтная и послеконфликтная ситуации. Ю. Растов на основе анализа идей исследователей, занимающихся конфликтологической социологией, дает своеобразную “матрицу” исходных теоретических ориентиров: социальный К. – противодействие социальных субъектов; изменение социальной системы выступает не только следствием К., но и их предпосылкой; первопричину социальных К. следует усматривать в противоположности потребностей и интересов людей, обусловленной дефицитом прежде всего материальных ресурсов и власти. Наличие противоположных интересов приводит к К. только тогда, когда эта противоположность осознана социальными субъектами; К. проявляется на уровнях сознания и практических поступков, противонаправленных действий; К. имеет как позитивные, так и негативные функции в социальной системе; конструктивная роль К. на одном уровне социальной реальности может дополняться его деструктивной значимостью на другом уровне, и наоборот; обострение К. способно нанести конфликтующим субъектам гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который они ожидают, настаивая на своих собственных интересах. К фазам конфликтного процесса относятся – латентный К., конфликтная ситуация, инцидент К., стадии апелляции, этапы конфронтаций, которые чередуются с апелляциями; всякий социальный К. легче предотвратить, чем разрешить; любой К. легче всего разрешается (прекращается) на доинцидентных стадиях, труднее, но достаточно эффективно, в периоды апелляции. Нерешенность К. заводит его в тупик (“порочный круг”), характеризующийся повторениями инцидентов, апелляций и усложняющихся конфронтаций; К. классифицируется по многим основаниям в зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу; любой конкретный социальный К. определяется своим набором объективных и субъективных причин, участников К., их интересов, позиций и статусов, разной длительностью фаз, степенью остроты и насильственности, сочетанием конструктивных и деструктивных функций, неоднозначными следствиями, другими переменными и обстоятельствами. Изучение К. предполагает выработку соответствующих технологий разрешения К., регулирования процессов конфликтности; основным регулятором массовых социальных К. в пользу большинства населения выступают органы легитимной государственной власти.

Конформизм (от позднелат. сonformis – подобный, сходный) – приспособленческое сознание и поведение, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения, в т.ч. мнения руководителя, претендующего на господствующее.

Концепция (от лат. conceptus – мысль, понятие, содержание понятия) – ведущий замысел, определенный способ понимания, система доказательств. К наиболее известным К. относятся: концепция “материалистического понимания истории”; “догоняющего развития”; “устойчивого развития”; “непрерывной” и “опережающей подготовки кадров”; “альтернативная”, “понимающая”, “неравновесная” социология; “ролевая концепция личности”, “круговорота элит” и др. А. Эйнштейн считал, что концептуальные трудности науки, которой занимается ученый, заставляют его заниматься философией.

Кооперация – соединение труда; процесс взаимовыгодной скоординированной деятельности (производственной, научной, сервисной, военной, управленческой и др.). По смыслу К. близка к понятию “синергийность”.

Координация ( от лат. со – совместно, и ordinatio – упорядочение) – взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие; метод управления и организации, основанный на регулировании взаимодействия субъектов управления по горизонтали; функция управления по обеспечению упорядоченной взаимосвязи в решении общих задач. В социальной жизни в К. присутствует координирующая сторона (координатор), осуществляется согласование деятельности и разграничение институтов при условии известной самостоятельности каждого из них.

Корректировка – звено управленческого цикла, управленческое воздействие, связанное с необходимостью уточнения решений в процессе их реализации, дополнительным выбором промежуточных целей, а также методов и форм.

Коррупция (от лат. corruptioподкуп) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность государственных и общественных деятелей, работников управленческих органов. Злоупотребление служебным положением карается по закону.

Коэволюция (от лат. co – совместно и evolutio – развертывание) – обозначение механизма взаимообусловленных изменений компонентов, составляющих развивающуюся целостную социальную систему. Концепция К. природы и общества (Н.В. Тимофеев-Ресовский) должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения перед ней (В.С. Вязовкин). “Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя” (Н. Винер). Возможно, К. социума и природы, различных цивилизаций, стран и народов, государства и общества, социокультурных систем, находящая дополнительную опору в синергетике и социосинергетике, станет доминирующим вектором современного социального управления. Или же мы по-прежнему будем “управлять” природой, обществом и людьми, пока не окажемся в историческом тупике. Обратим внимание в данной связи на идеи глобального эволюционизма, выдвинутые Н.Н. Моисеевым в его книге “Расставание с простотой”.

Кризис социальный (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – тяжелое положение чего-либо; резкий, крутой перелом в развитии социальной системы, тяжелое переходное состояние; апогей дезорганизации, появление нового качества организации (Г.В. Осипов). По А.А. Богданову, К. определяется как момент, с которого комплексы и системы перестают быть тем, чем они были; К. есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию, конец неопределенности. Смысловые компоненты К.: угроза; время; неотложность принятия кризисного решения; переход от неопределенности к определенности; возможность избежать некоторых последствий. Превентивные меры зачастую могут лишь приблизить  К. Типы и формы К.: глобальный, локальный, экологический, антропологический, экономический, управленческий, духовный; кратковременный (“горячий”), затяжной (“ползучий”); открытый, латентный и др. К. в жизни руководителя: общепланетарный К.; К. государства и общества; региональный К.; К. организации; К. саморазвития, самообразования, самовоспитания; К. отношений, общения; К. стиля работы, руководства; К. работы в команде; К. личной жизни и здоровья. Как видим, в сознании руководителя отражаются все К. со всеми вытекающими из них вероятными последствиями; управленческий труд всегда труден. Напомним, что “кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни” (Л.С. Выготский).

Кризис легитимности – неспособность политической системы обеспечить уровень политического участия граждан, достаточный для того, чтобы данная политическая система могла оставаться у власти (Э. Гидденс).

Кризис системный – критическое состояние социальной системы, разобщенность, дезинтеграция, порожденные системными противоречиями, “закономерностью системного расхождения” (А.А. Богданов); состояние, в котором параметры системы принимают пороговые, критические значения. Ю.М. Плотинский обозначает три варианта разрешения К.с.: 1) распад или гибель системы, при этом ее элементы захватываются другими системами; 2) реформа – постепенная перестройка ядра, генотипа системы, ведущая к появлению качественно новой системы; 3) революция – резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катастрофический переход из одного состояния в другое.  Закономерности цикличной динамики предполагают периодическое прохождение системы через фазу кризиса, который может завершиться либо переходом системы в качественно новое состояние, либо летальным исходом (переходом в реликтовое состояние и исчезновением), либо распадом или слиянием систем (одна из них может поглотить другую) (Ю.В. Яковец). По оценкам многих экспертов сегодня Россия переживает К.с., затронувший экономику, политику, духовную жизнь государства и общества, всю систему социального взаимодействия. Синергетическая идея чередования “воспламеняющих” и “гасящих” флуктуаций позволяет глубже понять развитие социума, прогнозировать процессы сверхбыстрого, взрывного роста в социальной среде, характер эволюционных кризисов, катастрофических процессов распада социальных организаций, использовать способы антикризисного управления.

Кризис организационный – смена организационной формы комплекса, структурный или функциональный кризис. По А.А. Богданову, существуют К.о. разных степеней и порядков. Типы кризисов: “С” – образования новых связей, разрыва тектологических (организационных) границ (соединительный); “D” – создания новых границ, разрыва связей (разъединительный).

Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) – качественный признак, позволяющий судить, соответствуют ли наши представления о предмете, явлении реальности. Основным К. истины является практика. В процессе верификации (проверки) К. оценки могут выступать ранее установленные положения, факты. К. опирается на совокупность показателей, чаще всего количественных признаков, т.е. индексов – комбинации индикаторов (показателей). Построение индекса является способом получения значений неподдающегося непосредственному измерению латентного признака. Например, фиксируя поступки, можно судить об интересах и потребностях человека; индекс выступает идеальным объектом оперирования, заменяющим реальные объекты (индикаторы) – фрагменты действительности, представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации (А.В. Кабыща).

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – способ деятельности (включая мыслительную); качество человеческой жизни, выраженное в типах и формах освоения мира, организации жизни человека и общества; система смыслов, норм, ценностей, отношений и результатов деятельности человека и институтов; искусственный мир, создаваемый усилиями многих поколений людей. О.Н. Астафьева исследует культуру как самоорганизующуюся систему. Любой предмет или объект становится предметом или объектом К. только тогда, когда он наполняется для индивида смыслом, когда он приобретает значение (А.И. Шендрик). К. может рассматриваться как комплексный анитиэнтропийный механизм (А.П. Назаретян). Очевидно, К. следует воспринимать не как линии жизни, а скорее как ее духовные и материальные доминанты, очаги, вспышки разума, опыта, действования, подвижные точки пересечения, столкновения линий (традиций, культов, мифов, наук). К. управления также выступает как способ управленческой деятельности, “захватывая” в себя синергию управленческого сознания, управленческих отношений и управленческой деятельности. Синергетическую культурологию – концепцию развития социальных систем, движущихся по направлению к суператтрактору (абсолютному идеалу) – разрабатывает В.П. Бранский. Синергетика “тянет” за собой целый шлейф образов культуры, резонирует со старыми и придает новые смыслы давним представлениям, идеям и символам, подчас вносит рациональные истолкования даже в архаические образы (Е.Н. Князева). Формирование синергийного взаимодействия рационально-логического и эмоционально-образного (возможностей правого и левого полушарий) – задача К. постиндустриальной цивилизации (К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов). Виды К.: материальная, духовная; интеллектуальная, управленческая, экономическая, политическая, правовая, профессиональная, традиционная, художественная, массовая и др. Анализируя некоторые тенденция развития отечественной и мировой К., Г.Г. Малинецкий утверждает тезисы о кризисе культуры, о “рисках культуры” для социума, всего жизнеустройства, возможности превращения К. в средство манипулирования сознанием. Со своей стороны добавим: необходимо превращение “средств” массовой информации (телевидения, радио и т.д.) в “институты” массовой информации, в которых можно анализировать и оценивать их социальную миссию, ценностные ориентации, статусы и роли, легитимность, ответственность и другие параметры их жизнедеятельности. Предупреждая о грядущих природных и социальных катаклизмах, Н.Н. Моисеев  подчеркивал, что наука способна разработать те или иные способы воздействия, но люди могут не захотеть этим воспользоваться. Проблему может решить культура и нравственность, но для этого необходимы более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры (подчеркнуто мною — В.К.), обретение нового смысла существования. Разделяя опасения Н.Н. Моисеева, понимая, что человек “оказался под вопросом”, В.С. Степин полагает: нужен поиск базисных ценностей нового типа как основы нового цивилизационного развития. К ним, в частности, он относит устойчивое развитие как ценность, отношение к Природе как биосфере, т.е. живому организму, освоение сложных исторически развивающихся систем, этизацию деятельности.

Культура организационная (культура организации) – способ организационной деятельности; система организационных ценностей: набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации как ценности, задающих людям ориентиры их поведения и действий; самосознание организации. Правомерно рассматривать К.о. государственной службы как одну из ее интегральных характеристик; как параметр порядка, задающий состояние стабильности институту государственной службы (И.В. Мешкова). Основу структуры К.о. образуют: культура организации как социального института (министерства, ведомства, службы, предприятия, учреждения); культура профессиональной деятельности персонифицированных и ассоциированных социальных субъектов; культура “объективизированная” (“материализованная”) – вещественные конструкты, нормативно-правовые и организационно-регламентирующие документы, структурные схемы, “кодексы” организаций и т.п.; “конструкты” социальной памяти организации, социальные регуляторы (традиции и др.). Уровни К.о. (по Э. Шайну): 1) “поверхностный” (“символический”), включающий видимые внешние факты – технология, использование времени, наблюдаемое поведение, язык и т.п.; 2) “подповерхностный”, который образует ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке; 3) “глубинный”, включающий базовые предположения, которые трудно осознать членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые, зачастую принимаемые на веру предположения направляют действия людей, помогая им воспринимать атрибуты, характеризующие К.о. К признакам развитой К.о. могут быть отнесены: социальная миссия организации; базовые цели и стратегии организации; кодекс поведения членов организации.

Модуль «Книги приказов»

Модуль Книги приказов предназначен для автоматизированного ведения различных книг приказов по образовательному учреждению.

Разделы модуля

Модуль Книги приказов должен быть представлен следующими разделами:

  • изменение тарификации работников
  • изменения объектов обучения
  • приказы по учету рабочего времени

Пользователю должна быть предоставлена возможность создавать книги приказов самостоятельно по общей форме.

Книга приказов по изменению тарификации работников

В раздел Книга приказов по изменению тарификации работников должны вноситься данные для изменения текущей тарификации работников в течение учебного года.

При выборе раздела должна появляться таблица со следующими полями (реквизитами приказа):

Дата

Номер Начало действия Тип приказа Таб.номер работника ФИО работника Отметка о выполнении Отразить в тарификации
6 6 6 6 ¨

Первоначально таблица должна открываться не заполненная.

В течение учебного года пользователь создает и выполняет приказы по изменению тарификации работников. В течение учебного года формируется список приказов данного раздела. При каждом следующем выборе раздела в таблице должен отражаться список созданных (выполненных или ещё не выполненных) приказов за текущий учебный год.

При выполнении приказа №1 в модуле Тарификация данная таблица должна очищаться, а все приказы автоматически переноситься в Архив.

Новая строка для заполнения реквизитов приказа должна создаваться пользователем при выборе команды Создать.

При создании новой строки должна быть выделена рамкой первая ячейка «Дата».

Ячейки, которые заполняются пользователем из справочников (подстановочных таблиц) должны иметь соответствующий значок «u».

Дата —    дата издания приказа, заполняется пользователем с помощью календаря или набирается на клавиатуре.

Номер —           номер приказа, набирается пользователем на клавиатуре. Поле текстовое.

Тип приказа — выбирается пользователем из справочника Типы приказов.

Таб.номер работника —        набирается на клавиатуре или заполняется автоматически при подстановке пользователем ФИО работника.

ФИО работника —        заполняется автоматически при заполнении пользователем табельного номера или выбирается из списка личных дел.

Отметка о выполнении —        заполняется автоматически после выполнения соответствующих типу приказа операций.

Отразить в тарификации —        пользователь помечает приказ, данные из которого необходимо отразить в модуле Тарификация в нужном разделе. Данное окно остается закрытым для редактирования до момента, пока приказ не будет выполнен.

После выполнения приказа (отражения соответствующих изменений в модуле Текущая тарификация) ячейка может быть открыта для проставления пометки, если дата начала действия выполненного приказа совпадает с датой, на которую в модуле Тарификация выполнялся Приказ №1. При установлении такое пометки на экране должно появиться сообщение: «Подождите. Идёт изменение тарификации на … (указать дату, на которую выполнялся приказ №1)».

При этом все изменения, которые были внесены в приказ, должны отразиться в соответствующих разделах модуля Тарификация, со всеми вытекающими последствиями: формирование нового тарификационного списка и нового фонда оплаты труда.

Типы приказов по изменению тарификации работников

  • Об изменении педагогической нагрузки:
  • назначение педагогической нагрузки
  • назначение часов НМР
  • снятие педагогической нагрузки
  • снятие часов НМР
  • Об изменении должности по штатному расписанию:
  • назначение должности
  • снятие должности
  • перевод на другую основную должность
  • назначение доплаты за совмещение профессии
  • снятие доплаты за совмещение профессии
  • Об изменении условий оплаты труда по занимаемой должности:
  • назначение разряда по учебной нагрузке
  • изменение условий оплаты педагогической нагрузки
  • изменение условий оплаты по штатному расписанию
  • Об изменении нетарифицируемых доплат (за эффективность и качество; за дополнительный объем работ, не входящий в основной функционал):
  • назначение доплаты (надбавки)
  • снятие доплаты (надбавки)
  • изменение размера доплаты (надбавки)
  • Об изменении тарифицируемых доплат (надбавок)
  • назначение тарифицируемых доплат
  • снятие тарифицируемых доплат
  • изменение размера тарифицируемых доплат
  • Об изменении государственных пособий и компенсации
  • назначение государственных пособий и компенсаций
  • снятие государственных пособий и компенсаций
  • Приказ о приеме на работу
  • Об изменении ЕТС
  • Об изменении фамилии
  • Об увольнении

Дополнительные возможности

В разделе должны быть предусмотрены возможности выполнения следующих операций с приказами:

  • Сортировка приказов по любому полю.
  • Открытие приказа для редактирования и просмотра (если приказ «выполнен», то только для просмотра) и закрытие приказа для выхода в общий список приказов. (Например, можно предусмотреть команды Открыть — активна в общем списке и пассивна в форме приказа, Закрыть — пассивна в общем списке приказов и активна в форме приказа.)
  • Выполнение выделенного приказа – перенос информации, заполненной в приказе, по соответствующим разделам базы данных (команда Выполнить).
  • Выполнение всех невыполненных приказов (команда Выполнить все).
  • Печать выполненного приказа по установленной, для этого типа приказа, форме (в меню Отчеты ] Приказ).
  • Просмотр и печать новой тарификационной карточки работника с нагрузкой, должностями и надбавками (в меню Отчеты ] Лицевой счет 2 страница).
  • Отмена выполнения выделенного приказа – возврат старой информации по запротоколированным изменениям (команда Отменить).
  • Отмена выполнения всех приказов, выполненных после какой-либо даты, указываемой пользователем (команда Отменить все).
  • Форма приказа

После заполнения полей таблицы списка приказов об изменении тарификации работника пользователь должен открывать некую форму для внесения изменений.

При выборе команды Открыть на экране должна появляться форма, соответствующая указанному типу приказа, с двумя окнами.

В верхнем окне всегда должна помещаться «шапка» приказа с основными реквизитами.

Таб.номер: Работник:

Должность:                                                                                    Статус:

№ приказа:  Дата приказа:   Начало действия:

Тип приказа:                                                                    Отметка о выполнении:

В «шапке» приказа все поля заполняются автоматически и не должны редактироваться.

Поля Работник, Таб.номер, № приказа, Дата приказа, Начало действия, Тип приказа и Отметка о выполнении – заполняются из общего списка приказов.

Поля Должность и Статус заполняются из модуля Кадры из раздела Тарификационная карточка работника из подраздела Трудовая деятельность в учреждении.

Во втором окне должно непосредственно производиться заполнение содержания приказа. Приказы о назначении и снятии заполняются путём подстановки значений из текущего состояния базы данных, в котором должны помечаться выбранные строки пометкой R. Поэтому в приказе должны присутствовать кнопки Выбрать и Подставить.

Для выхода из формы в общий список пользователь должен выбрать команду Закрыть. При этом в троке приказа должна быть выделена красной рамкой ячейка «Отметка о выполнении».

Красная рамка должна «исчезать» после выполнения приказа без ошибок и в случае удаления строки с невыполненным приказом.

Для выполнения приказа пользователь должен выбрать команду Выполнить.

  • Проверка при выполнении приказа

При выборе команды Выполнить должны проводиться ряд проверок:

  • проверка правильности и полноты заполнения формы приказа
  • проверка наличия данных для выполнения приказа
  • проверка даты начала действия приказа

Для проверки даты начала действия выполняемого приказа её нужно сравнить с датой начала действия последнего выполненного приказа по этому работнику.

    • Если дата равная или более поздняя, то приказ выполнить.
    • Если дата более ранняя, то:

а)  Приказ не выполнять.

б)  Отсортировать список приказов по работникам ] по дате начала действия.

в)  Выделить рамкой ячейку столбца «Отметка о выполнении» в строке с последним выполненным приказом по работнику.

г)  Выдать сообщение: «Приказ выполнить нельзя. Отмените приказ с более поздней датой начала действия.»

  • Выполнение приказа.

Результатом выполнения приказа являются:

  • В списке приказов в поле «Отметка о выполнении» автоматически появляется пометка «Выполнен».
  • Данные из приказа заносятся в соответствующие разделы базы данных (личное дело работника, таблицы распределения и т.п.)
  • Печать приказа.

После выполнения приказа пользователю должна быть предоставлена возможность напечатать текст приказа по установленной форме.

  • Отмена приказа.

Отмена приказа – это возвращение состояния до его выполнения. Отменять приказы по работнику можно только в обратном порядке, т.е. начиная с последнего выполненного.

При попытке отменить приказ по работнику, выполненный с более ранней датой начала действия, чем в отменяемом приказе, нужно:

  • Приказ не отменять.
  • Отсортировать список приказов по работникам [ по дате начала действия приказов.
  • Выдать сообщение: «Приказ не может быть отменен, так как есть выполненный приказ с более поздней датой начала действия».

Данная операция может иметь многошаговое решение. База данных должна хранить все транзакции по всем изменениям и последовательно переходить от одного шага к другому, если этого требует конкретный приказ.

Написано: admin

Октябрь 27th, 2015 | 1:40 пп