Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Инновационный подход

Инновационный подход

Концепция инновационного подхода к стандартизации и реализации многоуровневых образовательных программ высшего профессионального образования в Российской Федерации (сформированная в 2005-2006 г.г. МГУ им.М.В.Ломоносова, МГТУ им.Н.Э.Баумана и другими вузами в рамках выполнения проектов по заказу Минобрнауки России и одобренная в целом академическим сообществом и Координационным советом УМО и НМС)  предполагает, что в перспективе система стандартизации и классификации высшего профессионального образования в России будет содержать регламентирующие документы  разного уровня.

На «верхнем» уровне Правительством РФ или Минобрнауки России будут утверждаться документы — регламенты рамочного характера (это —  Перечень «укрупненных» направлений подготовки и специальностей для моноуровневой реализации и Федеральные государственные образовательные стандарты по «укрупненным» направлениям подготовки (ФГОС -3)). На «нижнем» уровне образовательно-профессиональными объединениями (УМО совместно с объединениями и ассоциациями работодателей), курирующими по заданию Минобрнауки и Рособрнадзора конкретные направления подготовки,  будут разрабатываться и утверждаться документы рекомендательного характера – Перечни профилей подготовки в составе направлений  ВПО и Примерные образовательные программы для основных образовательных программ ООП, входящих в данное направление подготовки  (включая профильные ООП и профильные модули).

Перечень направлений подготовки не указывает конкретные образовательные программы, он задает укрупненные группы и входящие в них направления подготовки (предметные области) в соответствии с правилами Международной образовательной статистики и для удобства использования в государственном статистическом учете.
ФГОС ВПО по направлению подготовки задает требования к  результатам освоения (в виде компетенций) основных образовательных программ разного уровня ВПО, входящих в данное направление подготовки, требования к структуре   этих программ, а также требования к условиям их реализации.

Лицензирование

Рособранадзор при такой схеме классификации и стандартизации будет лицензировать вузы на право ведения направления подготовки в целом. Образовательные программы, входящие в данное направление подготовки, должны проходить процедуру государственной аккредитации.

К настоящему моменту (декабрь 2006г.) Рабочей группой при Минобрнауки (МОН) России подготовлены для рассмотрения на Коллегии МОН два проекта документов «верхнего» уровня регламентации: проект макета ФГОС ВПО по направлению подготовки и проект Перечня направлений подготовки (в основу Перечня легли разработки Сант-Петербургского Политехнического университета; существующий проект Перечня позиционируется как первый вариант, необходимый для «запуска» работ над пилотными проектами ФГОС ВПО по конкретным направлениям подготовки в 2007г., в дальнейшем он будет скорректирован и утвержден МОН).

По инициативе МГУ им.М.В.Ломоносова и при его непосредственном участии группой экспертов, в которую вошли также представители инженерных групп специальностей, представители Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора, представители актива Координационного совета УМО и НМС (работавшую в октябре 2006  г. в Учебном центре подготовки руководителей, г.Пушкин, С.-Петербург), разработаны проекты нормативных документов, призванных обеспечить формирование и введение в действие документов «второго» уровня регламентации: Перечня профилей в составе направления подготовки и Примерные образовательные программы, а также обеспечить взаимосвязь документов и процедур «первого» и «второго» уровня регламентации образовательных услуг.

Написано: admin

Февраль 5th, 2011 | 12:18 пп