Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Гуманитарные знания

Гуманитарные знания

Одним из важнейших условий успешного функционирования современного университета является гармоническое сочетание двух ведущих идей: интеграции фундаментального университетского образования и научных исследований по широкому спектру современных наук, а также  овладение преподавателями вуза гуманитарными технологиями, обеспечивающими трансляцию культуры в широком ее понимании от поколения к поколению.

Накопленный опыт создаёт предпосылки понимания новой, складывающейся в настоящее время парадигмы преподавания/обучения, где все большее значение приобретают методы, центрированные на учащемся, студенте, его способности учиться и который требует большей степени его вовлечения в совместный процесс построения образовательного процесса. Роль преподавателя  при этом сохраняет свое значение, однако теперь она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов в том, что касается места и значения областей знания, понимания и способности применять это знание, профиля, который должен быть достигнут, личных интересов, пробелов и достижений, критического отбора материалов и источников, организации учебных ситуаций и т.д.

Рассматривая возможные стратегии обучения, В. Оконь выделил четыре возможных направления, выбор которых может определять технологию обучения. Три из них, по мнению исследователя основываются на особенностях в управлении мыслительной деятельностью обучаемых. К данным стратегиям автор относит традиционную структуру обучения, разработанную еще в Х1Х веке, построение обучения на основе проблемных ситуаций и обучение на основе теории поэтапного формирования умственной деятельности. К четвертой стратегии – организацию деятельности на основе целенаправленного воздействия на эмоциональные и ценностные механизмы личностного развития, мотивационные механизмы деятельности. Четвертая стратегия и является наиболее гуманизированной технологией обучения, которая усиливает его личностную ориентацию.

Существенные изменения, происходящие в деятельности современного преподавателя  высшей школы, привели к необходимости организации специальной подготовки кадров для высшей школы. Контекст, смысловое поле проблемы поиска путей, механизмов и моделей подготовки преподавателей высшей школы могут быть очерчены в своеобразном треугольнике по пунктам:

Смысловое поле

Традиционно непрерывное образование рассматривалось как планируемый процесс повышения профессиональной квалификации на основе базового профессионального образования. Регулированием этого процесса занимались институты повышения квалификации. Однако со сменой образовательной  парадигмы, мощнейшим развитием вариативности системы образования в целом несколько изменился и смысл, вкладываемый педагогическим сообществом в понятие «непрерывное образование», определяемое как образование после практики.  Чаще всего это именно образование, а не повышение квалификации. Поэтому сегодня в системе непрерывного образования наряду с институтами повышения квалификации существуют и институты или центры дополнительного образования. Существование подсистемы дополнительного (последипломного) образования обусловлено наличием спроса, продиктованного не обязательностью, а выгодностью продолжения своего образования.

Обсуждая модели дополнительного (на основе высшего) образования нельзя не обратиться к зарубежному опыту, который при определенных условиях может быть использован в отечественной образовательной практике. Страны Запада накопили большой опыт обновления теории и практики образования в соответствии с объективными требованиями стремительно развивающегося информационного общества. Во многих странах существует разветвленная система продолжения образования и повышения квалификации. Рассмотрим только уровень образования, адекватный уровню аспирантской подготовки в России, т.к. именно аспиранты составляют основной резерв преподавательского состава современных вузов.  

Написано: admin

Февраль 5th, 2011 | 12:16 пп