Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Высшее образование

Высшее образование

Современная гуманитарная академия

Содержание высшего образования отражает требования общества и сферы труда к гражданским и профессиональным качествам будущего специалиста. Традиционна его миссия по сохранению, приумножению и распространению знаний через исследования и создание интеллектуальных продуктов, при этом обучение и передача знаний различными способами остаются основополагающими. Это касается фундаментальных, социальных и гуманитарных наук, а также технологий, подразумевает учет нужд общества, его экономического, социального и культурного развития, равно как и главных мировых тенденций.

Следует четко различить два процесса, служащих основой деятельности высшего учебного заведения – образование и профессиональную подготовку. В основных документах, определяющих Болонский процесс, зафиксированы четыре главные цели высшего образования: соответствие рынку труда, развитие личности, подготовка к жизни в демократическом обществе и готовность получать образование в течение всей жизни. В последнее время вузы (особенно негосударственные) начали обращать внимание только на первую цель. Тем самым весьма важные компоненты высшего образования, носящие «неэкономический характер», отодвигаются на задний план или вовсе забываются. В нашей стране набирает темпы тенденция рассматривать общество исключительно в экономических категориях – так называемый «экономизм». При таком подходе высшее образование рассматривается всего лишь как ступень на пути к обеспечению занятости. Экономизм же, по крайней мере в нашей стране, не ценит критическую роль интеллектуалов, являющихся «совестью» общества, поскольку именно интеллектуалы подвергают все негативные проявления существующей политической системы объективному критическому анализу. На примере России можно с уверенностью сказать, что одной из причин политической пассивности общества являются недостатки системы высшего образования именно в сфере гуманитарных и социальных знаний, которые должны воспитывать в людях социальную активность.

В современном обществе, стремительно двигающемся по пути глобализации, все более заметна роль культурной и этической миссии высшего образования. В этом аспекте оно призвано защитить и сохранить культурные особенности своей страны, поддержать распространение и создание культурных ценностей, защитить и поощрить культурное разнообразие и активно участвовать в развитии межкультурного взаимопонимания и гармонии, взаимообогащения культур.

Гуманитарный компонент

Помимо возрастания роли гуманитарного компонента, все больший вес приобретают естественнонаучные дисциплины: все воочию оказываются свидетелями того, что наука в целом и информатика, а следовательно, и математика действительно становятся движущими силами прогресса человечества. Именно поэтому в программы практически всех направлений (даже чисто художественного профиля) введены математика и информатика, а также изучаются концепции современного естествознания. Здесь следует заметить, что все дисциплины гуманитарного и естественнонаучного циклов изучаются (по крайней мере, так заложено в государственные образовательные стандарты) как базовые. При этом весьма важно рассматривать их с единых позиций системной организации мира, формировать компетентности в мировоззренческих аспектах, современных взглядах на общество, природу, роли и места в них каждого человека.

Кстати, Международная комиссия ЮНЕСКО по образованию в XXI веке выделила в качестве ключевого следующее направление: получение базовых знаний в широкой общеобразовательной области при углубленном изучении сведений, относящихся к определенным предметам. Сочетание базовых и специализированных знаний служит основой для дальнейшего совершенствования образования в течение всей жизни.

Главной ценностью нашей отечественной высшей школы всегда было стремление к знанию, развитие в личности творческого и конструктивно-критического духа. И сейчас учебные планы каждой основной образовательной программы содержат в себе два блока дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, с одной стороны, и математические и естественнонаучные дисциплины – с другой. При этом на них отводится до 40% учебного времени.

Помимо традиционных миссий, сегодняшние вузы должны обучать студентов тому, как учиться и стать инициативными. Данная миссия имеет важный этический и гражданский аспект в смысле помощи студентам не только в приобретении знаний, профессиональных навыков, умений, но и осознании ценностей и возможностей, которые будут побуждать их действовать как ответственных и действенных граждан. Следует признать, что ранее эта миссия лишь декларировалась, а сегодня даже говорить о ней считается почти неприличным. Как следствие: беспрецедентная пассивность нашего общества, его растущая атомарность, почти полное отсутствие самосознания и самоорганизации. Не это ли основная причина все ускоряющегося падения нашей страны, в возникновение которой внесло свою лепту полное игнорирование миссии высшей школы – готовить активных граждан страны, ее подлинную элиту!

Написано: admin

Февраль 5th, 2011 | 12:15 пп