Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Интегрирование управления рисками в общую систему управления муниципальным сообществом. — часть 3

Авторы считают стратегически важным моментом в управлении рисками развития муниципальных образований создание специальной службы риск-менеджмента (центр или группу управления рисками). Целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности, анализ всего комплекса рискообразующих факторов, выработка рекомендаций по снижению рисков, а также  контроль за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре территориального органа управления, определить ее права и обязанности, проинформировать персонал о функциях службы и характере ее деятельности.

В группу риск–менеджеров необходимо  привлечь мощные интеллектуальные ресурсы, способные вырабатывать для органов местного самоуправления научно-обоснованные рекомендации и настаивать на своей точке зрения. Успех многих организаций, грамотно управляющих рисками, объясняется тем, что в них должность риск–менеджера занимает опытный профессионал, он напрямую подчиняется главе местной администрации и благодаря своему статусу и авторитету на равных взаимодействует с руководителями подразделений.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки интегрированного механизма управления рисками развития муниципальных экономических систем.

С учетом проведенного анализа можно выделить три подхода к организации муниципального риск-менеджмента (РМ). Во-первых, управлением рисками в рамках своей компетенции могут заниматься структурные подразделения организации. Это может быть управление планирования и анализа, казначейство, или иные структурные подразделения, участвующие в процессе управления ресурсами муниципального сообщества. Второй подход можно назвать пассивным риск-менеджментом с привлечением внешних консультантов, которые проводят оценку рисков, готовят аналитический отчет со своими выводами и предложениями, выносимыми на уровень местного совета или администрации. При этом консультанты могут проанализировать риски, как определенного периода финансово-хозяйственной деятельности администрации, так и отдельного социально-экономического проекта.

Наконец, администрации применяют активный риск-менеджмент, при котором всю работу по снижению рисков координирует специально созданное подразделение (например, Центр управления рисками развития муниципального образования). В зависимости от потребностей руководитель центра может входить в состав местного совета и подчиняться непосредственно главе местной администрации – или подчиняться одному из других ключевых фигур, например заместителю главы администрации по экономике или социальным вопросам.

По мнению авторов, третий подход к организации риск-менеджмента представляется наиболее продуктивным, обеспечивающим интегрированное управление рисками развития муниципальных  экономических систем. Поэтому естественным местом этой системы в контуре управления рисками автору представляется специальный орган в администрациях муниципальных образований. Главной функцией этой системы должны быть прогноз рисков и кризисных явлений,  а также выработка мер по предупреждению развития событий по нежелательным сценариям. Это требует использования научного потенциала и потенциала многих менеджеров, работающих в различных структурах, и непосредственно участвующих в процессе прогноза рисков и расчета возможных потерь. Организация риск-менеджмента предполагает управление рисковыми вложений капитала и иных ресурсов, которая в частности должна осуществлять следующие функции:

  • проводить реальные или портфельные инвестиции, то есть рисковые вложения в соответствии с действующим законодательством и уставом сообщества;
  • разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;
  • собирать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию об окружающей обстановке и возможных факторах риска;
  • определять вероятность и величину рисков, стратегию и тактику управления экономическим развитием сообщества;
  • разрабатывать программу рисковых решений и организовывать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;
  • осуществлять страховую деятельность, заключать договоры страхования и перестрахования, проводить страховые и перестраховочные операции;
  • разрабатывать условия страхования и устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям;
  • выдавать гарантию по поручительству органов территориального управления на социально значимые проекты, производить возмещение убытков за их счет;
  • вести соответствующую бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность по рисковым вложениям ресурсов.

Заслуживает внимания и дальнейшей теоретической проработки и методического обеспечения практика составления Типового паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, который предложен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».

Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования представляет, таким образом, систему упорядоченных полей экономической и социальной информации, приемов, инструментов и механизмов позволяющих осуществлять управление стабильным развитием муниципальной экономической системы. Он разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории. Паспорт безопасности территории базируется на использовании  современных информационных технологий и совместим с другими механизмами реализации управленческих решений на муниципальном уровне за счет применения единых стандартов.

Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления. При заполнении паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории. Кроме того, к паспорту безопасности территории муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуально (потенциального) риска. В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).

Новые управленческие технологии развития территорий требуют постоянного обновления знаний и трансформации персонала администраций. Для реализации таких технологий необходимо осуществлять регулярные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации следить за непрерывным повышением ее квалификации, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует применять приемы бенчмаркинга, т. е. целенаправленного изучения и переноса передового опыта коммерческих структур из других регионов и городов в  практику собственного управления.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:03 пп