Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Интегрирование управления рисками в общую систему управления муниципальным сообществом. — часть 2

Управление риском означает пра­вильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной дея­тельности и принятием решений, которые обеспечивают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей — с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков. Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие экономических отношений в России способствует внедрению западного опыта и, как следствие, сближению российского и западного подходов к управлению и исследованию рисков. Несмотря на отраслевую специфику, в большинстве секторов экономики используются во многом сходные инструменты снижения рисков, которые сводятся к следующим основным способам управления ими:

Первое — избежание возможных рисков, предполагающее отказ от ненадежных программ, проектов и ненадежных партнеров. Сущность данного направления сводится к попытке избежать любого возникающего в управленческой деятельности риска. Этими методами пользуются не только предприниматели, пред­почитающие действовать наверняка, и которые отказываются от услуг ненадежных партнеров, но и многие муниципальные менеджеры стремятся работать толь­ко с подтвердившими свою надежность контрагентами — потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партне­ров и т.п. Они придерживающиеся тактики «уклонения от риска», нередко отказываются от инновационных и иных проектов, уверен­ность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения.

Второе – хеджирование, которое представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки, переноса риска с одного лица на другое. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска. Оптимальное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной, или компенсирующей позиции. Подобная «двойная гарантия» как от прибылей, так и от убытков отличает оптимальное хеджирование от классического страхования. В практике управления экономикой муниципального образования данный способ снижения возможных рисков, по мнению автора, вполне применим.

Третье — упреждение рисков посредством создания специализированных структурных подразделений управления рисками, формирования резервов на покрытие возможных убытков или заблаговременного финансирования венчурных программ и проектов развития. Формирование резерва на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость муниципальных активов, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в управлении социально-экономическими процессами.

Четвертое — полное или частичное страхование рисков через контрактную систему или через иную организационную форму. По своей природе страхование является формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения. Страхование или полное резервирование как таковые не ставят своей целью уменьшение вероятности проявления рисков, а нацелены преимущественно на возмещение материального ущерба от возможной экспозиции рисков.

Пятое направление – диверсификация,  как возможное уменьшение совокупной подверженности риску путем распределения вложений и/или обязательств. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать органам местного самоуправления.

Шестое направление диссипации риска. Сущность данного метода заключает­ся в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе обще­го дела. Орган местного самоуправления имеет возможность уменьшить уровень собствен­ного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие юридические и физические лица. Для этого на территории муниципального образования могут создавать­ся акционерные общества, финансово-промышленные группы, а хозяйствующие субъекты могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском. Как система управления, риск-менеджмент включает в себя: процесс выработки цели риска и рисковых вложений ресурсов, определение вероятности наступления события, выявление степе­ни и величины риска, анализ окружающей среды, выбор стратегии управления риском и необходимых для данной стратегии приемов управления риском, осуществление целенаправ­ленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупнос­ти составляют этапы организации риск-менеджмента.

Организация риск-менеджмента должна осуществляться на выработанной в компании системе принципов управления рисками. В нее могут быть включены следующие принципы:

  • решение, связанное с риском, должно быть экономически обоснованным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-экономической деятельности органа местного самоуправления;
  • управление рисками должно осуществляться в рамках стратегии развития территориального сообщества;
  • процесс  управления рисками должен  базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
  • принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой орган местного самоуправления  осуществляет свою деятельность;
  • управление рисками должно носить системный характер;
  • управление рисками должно включать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:04 пп