Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Интегрирование управления рисками в общую систему управления муниципальным сообществом.

Взаимосвязь между стратегией развития муниципального сообщества и системой управления риском проявляется не только в том, что первая определяет вторую, но и в наличии обратной связи, а именно: выбор того или иного варианта управления риском может потребовать некоторой корректировки указанной стратегии или предварительного учета определенных рисков при ее создании.

В практических ситуациях управления муниципальными экономическими системами нередко приходиться сталкиваться с необходимостью выбора стратегических решений в условиях неопределенности будущей внешней ситуации.

При выборе предпочтительного варианта управленческих действий в условиях неопределенности будущих условий можно основываться на различных критериях оценки вариантов. Сам выбор критерия оказывается управленческой проблемой. Нередко в специальной литературе неопределенность, связанную с отсутствием информации о вероятностях состояний среды (природы), называют «безнадеж­ной» или «дурной».

В таких случаях для определения наилучших решений используются следующие критерии:

  • критерий Вальда (критерий гарантированного результата (максиминный кри­терий Вальда) — это пессимистический по своей сути критерий, потому что принимается во внимание только самый плохой из всех возможных результатов каждой альтернативы. Этот подход ус­танавливает гарантированный минимум, хотя фактический ре­зультат может и не быть настолько плохим. Он характеризуется наибольшей осторожностью, когда выбирается стратегия, ориентированная на максимальный успех при появлении худшего варианта условий. Автор считает приемлемым данный критерий при оценке рисков реализации социальных проектов в муниципальных сообществах;
  • критерий минимаксного риска Сэвиджа можно рассматри­вать как критерий наименьшего вреда, который определяет худ­шие возможные последствия для каждой альтернативы и выбира­ет альтернативу с лучшим из плохих значений.  На основе данного критерия выбирается стратегия, ориентированная на максимальный успех и предполагающая появление предпочтительных условий в развитии муниципальных экономических систем;
  • критерий Лапласа (критерий максимакса) соответствует оптимистической наступательной стратегии, в котором не принимает­ся во внимание никакой возможный результат, кроме самого луч­шего. Критерий может быть востребован при разработке стратегии социально-экономического развития территории, обладающей в данный момент значительным интеллектуальным и инвестиционным потенциалом;
  • критерий обобщенного максимина (пессимизма — оптимиз­ма) Гурвица позволяет учитывать состояние между крайним пес­симизмом и безудержным оптимизмом. Выбирается стратегия, имеющая наименьшую разницу между оценками успеха по возможным ситуациям. Как правило, данный критерий отражает наиболее реалистичный  вариант развития территорий.

В определенных обстоя­тельствах каждый из этих методов имеет свои достоинства и не­достатки, которые могут помочь в выработке решения. При их сравнительном анализе, на наш взгляд, неце­лесообразно останавливаться на выборе единственного критерия, так как в ряде случаев это может привести к неоправданным ре­шениям, ведущим к значительным потерям экономического, со­циального и иного содержания. Поэтому в указанных ситуациях имеется необходимость применения нескольких критериев в со­вокупности.

Формирование стратегии предполагает поиск и реализацию возможностей самоорганизации на основе осознания собственных интересов и готовности их защищать. Поэтому, вероятно, потребуется некоторой аналог стратегии, который мог бы играть организующую роль в течение переходного периода. Очевидно, он должен строиться таким образом, чтобы к тому времени, когда сообщество будет готово сформулировать и принять собственную стратегию, в его распоряжении были бы необходимые ресурсы и инструменты для решения ключевых задач.

Базовым этапом, позволяющим сформировать стратегию управления рисками в муниципальном развитии, является этап анализа риска. Задачей качественного анализа риска является определение источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

  • определение потенциальных зон риска;
  • выявление рисков, сопутствующих управленческой деятельности;
  • прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

  1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
  2. Методы сбора новой информации;
  3. Методы моделирования деятельности организации;
  4. Эвристические методы качественного анализа;

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа. На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды. Методы количественного анализа рассмотрены автором в предыдущих параграфах.

Управление рисками в муниципальных экономических системах не может носить случайного, эпизодического характера: необходима постоянно функционирующая система сбора и обработки информации, ядром которой является совокупность показателей оценки риска,  позволяющих характеризовать его уровень в доступных и понятных пользователю терминах, а также сравнивать разные социально-экономические проекты по степени их рискованности.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:05 пп