Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Оценка рисков развития муниципальных сообществ на основе SWOT-анализа — часть 4


Угрозы и возможности:

а) возможности для развития города

O1. Вступление России в ВТО, а также экономический рост в стране создадут благоприятные условия для металлургии, химии и машиностроения.

O2. Развитие государственной инвестиционной политики могут создать условия для привлечения иностранных, государственных и частных инвестиций в город.

O3. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения, увеличение размера пенсии, заработной платы бюджетников и другие реформы, проводимые на федеральном уровне, позволяют решать проблемы города.

O4. Близость к Москве и Петербургу – рынкам сбыта, транспортным узлам и т.д.

O5. Соседство с городом Вологда, обладающего значительным финансовым, производственным, кадровым, образовательным и другими потенциалами. Предполагаемая политика Правительства области по формированию «городской агломерации» Череповец-Вологда.

O6. Непосредственно к городу прилегают земли Череповецкого района, не вовлеченные в хозяйственный оборот.

O7. В стране имеется большое число технологий, ноу-хау, которые можно применять в городе.

Угрозы для развития города

T1. Рост конкуренции на мировых и национальном рынках, вызванный активизацией иностранных производителей, а также улучшением состояния отечественных компаний. Рост конкуренции на региональных рынках.

T2. Введение в действие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» сократит полномочия администрации города, снизит источники и величину бюджета города, сделает городскую администрацию более зависимой от региональной и федеральной власти.

T3. Политика выравнивания регионов, а также статус области как региона-донора будут также служить дополнительным ограничителем для пополнения регионального и местного бюджетов.

T4. Цикличный характер рынка металлов (длина цикла – 3 года) приводит к цикличному наполнению бюджетов области и города.

T5. Социальные нормативы финансируются не в полном объеме. Средства на компенсацию затрат по льготам, установленным на федеральном уровне, выплачиваются не в полном объеме.

T6. Политика выравнивания муниципальных образований на уровне области. Отсталость муниципальных образований от Череповца в решении своих проблем.

T7. Опережающий рост тарифов на газ, электроэнергию, другие приобретаемые товары и услуги, рост заработной платы работников бюджетной сферы.

T8. Находящиеся рядом Москва и Петербург имеют более высокий уровень жизни, уровень доходов, возможности для получения образования и трудоустройства.

Возможные направления развития города

Рассматривая приведенные угрозы и возможности, можно сделать следующие выводы.

1. Существует ряд параметров, не поддерживающие стратегический выбор развития города. Это угрозы, связанные с сокращением полномочий мэрии города, снижением поступлений в бюджет города.

-рост цен на энергоносители. Финансирование льгот не в полном объеме (Угрозы T2, T3, T5, T6, T7). Для нейтрализации этих угроз необходимо увеличивать эффективность расходования бюджетных средств, развивать механизмы социального партнерства, привлекать частные средства.

—     близость Москвы и Петербурга (Угроза Т8). Для нейтрализации этой угрозы необходимо создавать более привлекательные условия проживания в городе

2. В то же время, ряд параметров предполагает, что можно реагировать на них по-разному, в зависимости от позиции, внутренних и внешних условий. Именно эти параметры определяют стратегический выбор:

  • Государственная политика, направленная на реформирование ряда сфер жизнедеятельности — пенсионная реформа, реформа образования и т.д. (Возможность О3)

В связи с этим, существует две модели поведения:

а) Проводить изменения в городе в соответствии с национальными проектами и государственными программами.

б) Проводить изменения в городе самостоятельно, без «команды сверху».

  • Бизнесу города предстоит столкнуться с усиливающейся конкуренцией (Угроза Т1).

В связи с этим, существует две модели поведения:

а) Учитывая, что во многих сферах бизнес более эффективен и располагает большими ресурсами, чем власть, предприятия города самостоятельно справятся с угрозой усиления конкуренции. Задача города – забота о населении.

б) Местной власти необходимо отреагировать на угрозу совместно с бизнесом путем совершенствования подготовки кадров, улучшения условий проживания в городе, совместного решения ряда социальных и экономических проблем.

Таким образом, как только органы территориального управления и местные сообщества осознают свои сильные и слабые стороны и своевременность тех или иных действий, они могут пользоваться этим знанием, определяя задачи своего экономического развития и выбирая стратегию для осуществления этих задач с минимальной степенью риска.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:08 пп