Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Оценка рисков развития муниципальных сообществ на основе SWOT-анализа — часть 2

Вызовы, которые могут привести местное сообщество к кризису, связаны: с исчерпанностью потенциала промышленного, экономического центра; с невозможностью предоставлять дифференцированные услуги; с осуществлением реформы управления, связанной с глубокими изменениями существующих организаций и структур; с переходом к решению комплексных и многообразных задач.

Риски стимулирования экономики можно свести к: неудачам в реформе местного самоуправления, если отсутствует последовательность в ее проведении; неверной расстановке приоритетов и отсутствие единства по стратегическим целям  и направлениям социально-экономического развития муниципального образования; непрофессионализму муниципальных менеджеров; инертности местной политики и управления; финансово-бюджетной неразберихе; растущей безработице и национальных конфликтов и др.

Рассмотрим инструмент оценки состояния и перспектив социально-экономического развития территорий (SWOT-анализ) на примере стратегии развития  города Череповца, который проводился  в два этапа (Рис.2):

  1. Выделение сильных, слабых сторон, а также угроз и возможностей.
  2. Определение возможных направлений развития.

Возможные направления развития определяются на пересечении списков сильных, слабых сторон, а также угроз и возможностей:

Рис. 2. Матрица (SWOT-анализа) как инструмент выявления рисков развития города Череповца

В стратегии выделяются, таким образом, четыре вида возможных направлений развития:

  1. Направления ST – строятся на сочетании сильных сторон и угроз, предполагают использование сильные стороны для нейтрализации угроз и рисков;
  2. Направления SO — строятся на сочетании сильных сторон и возможностей, предполагают использование сильные стороны, чтобы воспользоваться возможностями;
  3. Направления WO — строятся на сочетании слабых сторон и возможностей, предполагают использовать возможности для минимизации слабых сторон и рисков;
  4. Направления WT — строятся на сочетании слабых сторон и угроз, предполагают избегать угрозы и минимизировать риски.

Сильные стороны города

S01. Компактное расположение, небольшой размер города.

S02. Развитая транспортная сеть, сформированная в городе — водная, железнодорожная, автомобильная и воздушная. Расположение на грузовой железнодорожной магистрали на Петербург. Расположение на водной транспортной артерии.

S03. Постоянное пополнение населения города за счет притока молодых людей, приезжающих из районов области на учебу или на работу.

S04. Значительный промышленный потенциал, опирающийся на предприятия — лидеров в своих отраслях, высокоэффективный менеджмент на этих  предприятиях. Наличие передовых управленческих знаний и технологий на предприятиях.

S05. Наличие потенциала развития для машиностроения (потенциал роста – около 3 раз) и металлургии (потенциал роста – около 20%).

S06. Благоприятные условия для развития малого бизнеса — низкие налоги, создаваемые условия имущественного обеспечения.

S07. Значительный объем сбережений населения.

S08. Система образования города готовит кадры для целого ряда отраслей. В городе расположена развитая сеть ВУЗов, ПТУ и филиалов ВУЗов.  Развитая система дополнительного образования.

S09. Кадровый потенциал города в сфере бизнеса, муниципального управления способен решать самые серьезные задачи. Наличие большого количества управленческих и технологических наработок, являющихся лидирующими в стране.

S10. Уровень доходов жителей города в 1,5 раза выше среднего уровня по области и по стране. Низкий уровень безработицы приводит к малой вероятности социальных рисков.

S11. Большая обеспеченность объектами социальной сферы в городе. Социальные программы предприятий — дополнительная материальная поддержка пенсионеров отдельными предприятиями, учреждениями и организациями города, собственные службы безопасности предприятий и другие.

S12. Существуют возможности для организации межмуниципальных мероприятий — просторные залы, опыт, организационные навыки.

S13. Отсутствие жесткого ограничения по бюджету – дополнительные программы, строительство и содержание объектов могут быть профинансированы в рамках консолидированного бюджета региона.

S14. Наличие правил застройки и регламентного зонирования. Наличие АИС земельно-имущественного кадастра.

S15. Положительный экономический имидж Череповца, спортивный имидж города (высшие спортивные достижения)

S16. Наличие культурных, трудовых и других традиций.

S17. Существуют условия, благоприятные для развития разнообразных видов массового спорта.

S18. Удовлетворительное состояние дорожного покрытия.

S19. Малая изношенность инженерных сетей.

S20. Обеспеченность города питьевой водой.

S21. Предприятия города имеют долгосрочные планы мероприятий по снижению объемов выбросов и сбросов. Проводится большое число экологических мероприятий — разрабатывается проект санитарно-защитной зоны ОАО «Северсталь», проводятся мониторинги: воздушный, расчетный, социально-гигиенический, производственный, формируется городской радиологический паспорт и другие. Существует экологический фонд.

S22. Стабильная, сбалансированная система управления городом, характеризующаяся преемственностью управленческих решений.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:10 пп