Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Особенности системы управления рисками муниципального развития — часть 3

  1. Комбинаторное количество вариантов, которое рассмотреть в отведенное время невозможно даже при наличии быстродействующих ЭВМ (полный перебор вариантов невозможен). Примером большого количества вариантов стратегий могут являться шахматы.
  2. Случайные факторы происходящих событий как результат действия случайных сил: рассеяние попаданий в мишень при стрельбе; случайные потоки требований в обслуживающей системе; случайные потоки денежных средств в финансовом институте или на предприятие и т.д.

3. Стратегическая неопределенность (игровая неопределенность по существу) из-за неизвестного поведения конкурента (партнера — другого участника игры, включая игру с природой).

Проблемы неопределенности и рисков современного экономического общества нуждаются в качественно новом рассмотрении и в обязательной взаимосвязи с другими категориями экономической и социальной деятельности, например такими как, «инновации», «информация» и т.п. Исследуя управленческую деятельность в муниципальных экономических системах, нужно также учитывать, что она сопряжена с неопределенностью в самых различ­ных сферах и на самых различных этапах ее развития. Наличие неопределенности в деятельности территориальных экономических систем обуслав­ливает возникновение рисков, без учета которых невозможно эф­фективное развитие сообщества. Данное утверждение подтверждается теорией техноструктуры Дж. Гэлбрейта, в которой доказывается, что на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частичный характер. Полнота информации достигается только с помощью объединения этих частичных знаний в рамках организации (техноструктуры)[1]. Из данного суждения можно сделать методологический вывод о необходимости системы интегрированного знания, аккумулируемого органом местного самоуправления и используемого для развития муниципального сообщества с минимальными издержками.

Основополагающей особенностью системы управления рисками муниципального развития является ее интегрированность в общую систему управления муниципальным сообществом, что является на первый взгляд, усложнением системы управления, обусловленным динамикой роста ее значимости, и представляет собой некоторую ее надстройку. Однако, именно интегрирование методов, способов и механизмов управления рисками муниципального развития в общую концепцию и стратегию муниципального управления позволяет с большей эффективностью получать планируемые экономические и социальные результаты развития муниципального сообщества.

Стратегия развития определяет все стороны функционирования муниципальной экономической системы, задавая ее цели и методы их достижения в долгосрочной перспективе. Поэтому стратегия ее развития задает особенности системы управления рисками. Влияние осуществляется не только путем согласования целей управления риском с миссией и целями муниципального образования, но и за счет определения отношения муниципального сообщества к риску.

Авторы считают, что в современных условиях в стратегии обеспечения безопасности необходим переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска, что обеспечит качественно новый этап в управлении территориальным развитием. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды, отводится роль критерия и индикатора устойчивого развития страны, а процессу обеспечения безопасности – роль механизма управления. Именно так рассматривается данная проблема в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Она представляет собой реализацию парадигмы активного поведения в отношении риска, то есть восприятие его не как угрозы, а как возможности получения дополнительного дохода, и, следовательно, включает прогнозирование рисков и оценку результатов принимаемых решений и реализуемых управляющих воздействий. Динамический подход предполагает не пассивное ожидание последствий в ситуации риска, а вмешательство в нее с целью извлечения потенциальной экономической или социальной  выгоды.


[1] Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс,1969.с.111.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:14 пп