Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенствование системы управления рисками в муниципальных экономических системах – Особенности системы управления рисками муниципального развития

В соответствии с выбранным методом хозяйствования органы местного самоуправления выстраивают адекватную систему муниципального управления, которую авторы характеризуют как совокупность видов управленческой деятельности и институциональных условий, направленных на достижение стратегической цели развития муниципального образования – создание условий комфортного и безопасного проживания населения на данной территории и реализацию его интересов. Местное самоуправление имеет существенные отличия от центральной власти и собственные цели развития, зачастую более точно отражающие интересы местных сообществ. В последнее десятилетие его роль во всем мире значительно возросла, свидетельством чему стала глобальная тенденция к децентрализации, регионализации и муниципализации социальной политики, нашедшая свое отражение и в нашей стране.

В условиях реформирования местного самоуправления в России, стратегические направления которого обозначены в Федеральном Законе №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», произошел значительный рост новых муниципальных сообществ, имеющих самостоятельные органы управления. Количество муниципальных образований в Российской Федерации возросло более чем в 2 раза, при этом 83 % из них составляют сельские поселения[1]. Это обусловило большой массив управленческих, экономических, социальных, экологических и иных проблем и факторов риска.

В практике муниципального управления все чаще возникают ситуации проявления факторов риска, обуславливающих высокие трансакционные издержки управления и зачастую приводящих к чрезвычайным ситуациям, потери которых имеют тенденцию роста. В этой связи категория «риска» применительно к управлению развитием муниципальных экономических систем может быть рассмотрена как опасность потенциально вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование всех видов ресурсов в муниципальном сообществе.

Исследуя сущность и специфику рисков в территориальном управлении, отметим в первую очередь, что риск имеет место в различных обстоятельствах: при недостатке информации об объекте управления, при выборе управленческих решений, при неудовлетворительном или неточно выполненном задании, при неудачном выборе исполнителя, при ошибках в оценке имеющихся ресурсов и т.д. Анализ современных работ, посвященных проблемам риска в управленческой практике [2], дает возможность утверждать, что риск — это сложное явление, имеющее множество различных составляющих. Это объясняется тем, что в основе риска лежит вероятностная природа результатов управленческой деятельности и неопределенность ситуации, в которой происходят события. Планирование производства, прогнозирование объемов продаж, величин денежных потоков, разработка бюджета территориальных сообществ, проектов строительства и бизнес-планов, социальных программ основываются лишь на приближенных, ожидаемых расчетах, а не точных фактических величин. Неверное   управленческое решение в сфере государственного или муниципального управления может привести к серьезным материальным, финансовым, социальным и другим потерям для населения. В практике муниципального управления все чаще возникают ситуации проявления факторов риска, обуславливающих высокие трансакционные издержки управления и зачастую приводящих к чрезвычайным ситуациям, потери которых имеют тенденцию роста.

Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на управленческую деятельность. Эти обстоятельства затрудняют принятие решений по оптимизации риска и требу­ют углубленного анализа состава конкретных рисков, а также причин и факторов их возникновения. Сравнительный анализ рисков развития муниципальных экономических систем свидетельствует о том, что наибольший стресс в сознании россиян вызывают не только и не столько природные катастрофы, сколько последствия тяжелейших социальных катаклизмов. Именно они воспринимаются населением как наиболее опасные чрезвычайные ситуации, которые по своим масштабам и значимости оцениваются как гораздо более страшные катастрофы, чем те, которые вызваны естественными, природными причинами.

Переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейся системы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду с отдельными населенными пунктами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала, размещения новых совместных предприятий, появилось большое количество депрессивных территорий, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные и социальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов. Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства не созданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения.

Новая система межбюджетных отношений никак не стимулирует муниципалитеты к наращиванию налоговой базы. Перечень имущества, которым может располагать муниципалитет, резко сокращается. Оно либо переходит на другой уровень власти в соответствии с разграничением полномочий, либо вообще отчуждается как непрофильное. При переходе к рыночной экономике градообразующие предприятия, которые в основе своей были тесно связаны с решением вопросов жизнеобеспечения, сбросили на муниципалитеты все затратные элементы своего хозяйства. На местную власть были возложены полномочия по содержанию инженерных коммуникаций, жилищного фонда и решению социальных проблем населения. Это потребовало значительного и, главное, постоянного вливания финансовых и материальных ресурсов, то есть как раз того, чего, как правило, лишены наши муниципальные образования. И в результате местное самоуправление в большинстве небольших городских поселений оказалось не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Инвестиционная привлекательность малых городов падает, инфраструктура ветшает, трудовой потенциал вымывается, все это порождает череду новых рисков развития муниципальных сообществ.


[1] Особую информационную роль о муниципальных образованиях выполняет «Федеральный реестр муниципальных образований» в Российской Федерации.

[2] Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. — М.: Мысль, 1989, Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и ста­тистика, 1996. Балдин К.В. Риск-менеджмент: уч. пособие М.: ГАРДАРИКИ, 2005, Буянов В.П., Кирсонов К.А., Михайлов А.А. Рискология. Управление рисками. – М.:2003, Капустин В.С.  Анализ рисков административного управления: синергетический подход. М.: 2003, Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002, Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. — М.: ТЕИС, 2003 и др.

Written by admin

Февраль 19th, 2012 | 1:20 пп