Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Система жизнеобеспечение населения: сущность, критерии оценки, пути развития – Пути развития системы жизнеобеспечения населения — часть 2

Следует отчетливо представлять разницу между реально действующей системой и моделью этой системы. Эта разница, образно выражаясь, примерно такая же как между реальной природой и нашим представлением о ней – природа неизмеримо богаче, а наше представление о ней имеет заведомые границы. Модель не может не отражать «родовые» признаки того, кто эту модель создает. Разные специалисты создадут относительно разные модели одной и той же системы, что обусловливается уровнем их профессионализма, объёмом знаний, целевыми установками, критериальными подходами, временем, ресурсами и другими возможностями, которыми они располагают.

3. Система рассматривается как объект для постоянного обновления и прогрессивной трансформации. Степень «износа» действующей (старой) системы на исходный момент может быть разной. Разными могут быть потребность в реконструкции системы и располагаемые ресурсы. Модель преобразования системы учитывает назревшие потребности, целевые установки и объективно существующие ограничения (включая и ресурсные). Эта модель всегда сопоставляется с реально действующей моделью (системой) как, например, реально существующее здание и планируемая пристройка (надстройка) к нему. Новая модель может носить такой характер, что при её реализации старая система «теряется» как таковая, новые элементы в корне меняют сущность старой системы, и в таком случае речь идет о качественной трансформации и соответственно о стратегической модели преобразования и развития системы.

Модель преобразования системы может носить серьезный характер, но тем не менее не затрагивать фундаментальные основы системы, и тогда следует говорить о тактической модели совершенствования и развития системы. Если речь идет о «косметическом» ремонте системы, который проводится «методом массажа», то можно говорить о модели текущего (оперативного) обновления системы.

Определяя пути развития системы, руководство должно определить, какой модели отдать предпочтение. На этот вопрос нужно ответить, исходя из трезвой оценки сложившейся ситуации с учетом перспективы и возможностей. Организации, относящие себя к преуспевающим, как правило, имеют на вооружении все эти три модели. При этом главная проблема состоит в том, чтобы сохранить и приумножить сильные стороны системы, уменьшить или свести на нет роль слабых элементов, спрогнозировать прогрессивные тенденции развития системы, «сконструировать» и реализовать адекватные им управленческие механизмы и технологии.

В нашем случае под системой понимается как действующая (реальная) модель со всеми её плюсами и минусами, так и теоретическая модель преобразования, которая последовательно претворяется в жизнь, вытесняя старые элементы системы новыми и создавая более функциональный комплекс элементов (технические средства, люди, финансы, организационное и управленческое обеспечение и т.п.) для решения новых задач или более эффективного решения старых. В этой связи в «конструкции» системы управления жизнеобеспечением населения можно выделить три составляющих: стратегическую, тактическую и оперативную.

Система жизнеобеспечения населения на всех уровнях управления представляет собой органический симбиоз объектов и субъектов управления, каждый из которых занимает вполне определенное место в её организационно-экономической структуре и потому призвана выполнять, с одной стороны, общие для всех стратегические функции, которые обеспечивают её перспективное развитие, и, с другой стороны, — специфические функции, которые носят тактический и оперативный характер и которые обусловлены местоположением в иерархии и вытекающими из него полномочиями и возложенными обязанностями, задачами.

Стратегические функции всех уровней управления развитием системы жизнеобеспечение населения:

—                отслеживать состояние и вести постоянный мониторинг жизнеобеспечения населения в территориальном разрезе по основным показателям, дающим представление об удовлетворении самых насущных потребностей населения;

—                анализировать тенденции развития системы жизнеобеспечения населения, динамику результатов и условий жизнеобеспечения;

—                разрабатывать и определять предельно допустимые минимальные уровни жизнеобеспечения по основным показателям;

—                разрабатывать в качестве ориентиров рациональные уровни жизнеобеспечения населения (по основным показателям), обеспечивающие здоровую долголетнюю жизнь, нормальное развитие и реализацию креативных способностей каждого человека;

—                принимать незамедлительные и исчерпывающие меры при наступлении или угрозе чрезвычайной ситуации, характерным признаком которой является снижение уровня жизнеобеспечения по отношению к предельно допустимой отметке хотя бы по одному их жизненно важных показателей;

—                разрабатывать и осуществлять стратегию поэтапного приближения к рациональным, общемировым и прогрессивным стандартам жизнеобеспечения;

—                формировать и поддерживать эффективное функционирование системы жизнеобеспечения населения регионов, способной удовлетворять жизненно важные потребности населения и расширять их круг, имея в виду постоянно создавать новые и более благоприятные условия для развития человеческого потенциала;

—                формировать рациональные нормативы жизнеобеспечения нетрудоспособного населения.

Written by admin

Январь 25th, 2012 | 10:30 дп