Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Система жизнеобеспечение населения: сущность, критерии оценки, пути развития – Пути развития системы жизнеобеспечения населения

Развитие системы жизнеобеспечения населения подразумевает, прежде всего, совершенствование управления этой системой. Непременное условие развития системы жизнеобеспечения населения – это качественное управление этой системой абсолютно на всех административно-территориальных уровнях. Оно должно быть направлено на стабильное функционирование действующей системы и последовательное наращивание её потенциальных возможностей.

Ключевым моментом управления системой жизнеобеспечения населения является мотивация и ценностные установки самого управленца. «Всё для блага населения!» Это не идеологический лозунг, а по существу предъявляемое требование к управленцу и своеобразный тест на профессиональную пригодность. Работники органов управления, включая и руководителей всех уровней, содержатся на народные деньги, на деньги налогоплательщиков.

Получаемая управленцем заработная плата — это не оплата за сам факт его назначения на должность, а своеобразное кредитование управленческого аппарата в расчете на то, что предоставленные кредиты вернутся к налогоплательщику с процентами в виде вполне определенных и ощутимых благ. И возврат этого кредита должен осуществляться в самой простой и доходчивой форме – от любой деятельности, от любых мер, осуществляемых органами управления, население должно испытывать на себе пусть даже не намного, но реальное повышение уровня комфортности и улучшение социального самочувствия. В противном случае эта деятельность (и сам аппарат), как минимум, бесполезны. «Непопулярных» мер со стороны власти вообще не должно быть в мирное время.

«Непопулярные» меры – это лишь свидетельство низкого профессионализма руководства, которое не выполняет своего главного предназначения и которое по этой причине достойно вполне оправданной критики, осуждения, замены и даже наказания. Конечно, под «непопулярными мерами» понимается определённая совокупность мер. И если объективно «напрашивается» принятие непопулярной меры, ущемляющей интересы населения или отдельных социальных групп, то ей должна сопутствовать группа популярных мер, которые с лихвой, наглядно и убедительно компенсируют отрицательный эффект от непопулярной меры.

Результативность (эффективность) системы жизнеобеспечения населения (включая, естественно, региональную и муниципальную системы) определяется, во-первых, тем, какие условия для жизнеобеспечения населения она фактически создала, или точнее, в какой мере удовлетворены основные потребности населения и обеспечены нормальные условия для его воспроизводства и эффективного развития интеллектуального и креативного потенциала, получилось ли ожидаемое количественное и качественное приращение потребляемых благ.

Во-вторых, необходимо четко определить, нарастила ли  сама система жизнеобеспечения соответствующие мощности (производственный потенциал) для увеличения производств реальных благ в перспективе.

Процесс управления системой жизнеобеспечения населения региона включает следующие основные элементы:

  • разработка стратегии, тактики, механизмов и технологий жизнеобеспечения населения применительно к каждой конкретной административной единице;
  • определение реальных целей, задач, ориентиров и приоритетов;
  • производство благ и услуг на конкретной территории в необходимых объёмах;
  • импорт (завоз) в необходимых объемах тех товаров, которые нужны населению, но на территории не производятся;
  • организация их распределения и доступа к ним;
  • организация обмена и формирование условий купли-продажи благ и услуг;
  • организация потребления благ и услуг;
  • формирование комфортной среды обитания;
  • мониторинг уровня и процесса жизнеобеспечения населения данной территории;
  • корректировка действий территориальных органов управления и системы жизнеобеспечения в зависимости от складывающейся ситуации и достигнутых результатов.

Элементы управленческого процесса «раскладываются»: во времени; в пространстве; по исполнителям; по потребителям; по методам и технологиям реализации в соответствии со спецификой каждого этапа воспроизводства; по формам организации взаимодействия всех его составных элементов; по механизмам функционирования. И каждый из этих элементов является объектом для совершенствования и развития.

Чтобы эффективно управлять системой, надо четко представлять её особенности. Вообще существует три взгляда на систему как категорию.

1. Система рассматривается как совокупность реальных структурных элементов, процессов, явлений, связей и механизмов внутреннего взаимодействия, которые существуют объективно и независимо от того, кто её изучает или контролирует. Главная задача управления в данном случае состоит в том, чтобы тщательно изучить происходящие внутри системы процессы, выявить «болевые» точки, определить, что, на что и как влияет, а затем уже подавать вполне определенные управленческие сигналы на «вход», чтобы получить требуемый результат на «выходе».

2. Система рассматривается как модель, как абстрактное (теоретическое) отображение реального объекта. В этом качестве модель представляет собой, во-первых, результат изучения системы, который отражает степень познания её сущностных сторон, а, во-вторых, она является инструментом познания для тех, кто впервые сталкивается с системой и имеет желание получить полное представление о ней. Она также является отправной точкой для тех, кто собирается продвинуться дальше в её исследовании, преобразовании и развитии.

Written by admin

Январь 25th, 2012 | 10:35 дп