Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Система жизнеобеспечение населения: сущность, критерии оценки, пути развития — часть 6

Как уже отмечалось, жизнеобеспечение является весьма многомерной категорией. Например, качественное состояние населения или уровень потребления населения описывается сотнями показателей. То же самое можно сказать и о производстве условий жизни и их распределении, материальной и нематериальной среде жизнедеятельности. При этом все показатели в упомянутом множестве являются важными, каждый из них представляет «кирпичик» в общей «пирамиде жизнеобеспечения». Кроме того, каждый показатель имеет свой эталонный уровень, который служит ориентиром для сравнения, учитывается при определении целей и является исходным при оценке результатов деятельности региональных органов управления по отдельным направлениям.

При огромном множестве простых показателей наиболее рациональным является подход, когда на вооружение берутся индексные показатели, в том числе сводные индексные показатели по отдельным направлениям жизнеобеспечения и на их базе рассчитывают интегральный индекс уровня жизнеобеспечения, который, может и должен стать объектом специального управления, а вся деятельность по жизнеобеспечению – предметом менеджмента жизнеобеспечения.

С учетом многофункциональности и территориально-отраслевой многослойности системы жизнеобеспечения субъектами управления выступают:

  • федеральные органы управления (администрация Президента РФ, законодательные и судебные органы, правительство, министерства, ведомства, службы);
  • региональные органы управления;
  • муниципальные органы управления;
  • хозяйствующие субъекты, которые осуществляют жизнеобеспечение;
  • домашние хозяйства и население, занятые самообеспечением.

Внешняя среда для системы жизнеобеспечения населения региона – это совокупность воздействующих факторов, которые включают:

  • экономические условия функционирования системы;
  • природные условия;
  • техногенные условия (потенциал катастрофности);
  • социальные условия (социальное самочувствие, мотивация, потенциал конфликтности, степень сбалансированности интересов различных социальных групп, справедливость, демократичность, удовлетворенность и т.п.);
  • условия труда на предприятиях и в организациях (уровень оплаты труда, производственная санитария, уровень безопасности труда, организационная культура, морально-психологический климат и др.);
  • криминогенная среда как угроза жизни и здоровью;
  • комбатантность (вовлеченность населения в вооруженные столкновения);
  • терроризм как потенциальная и реальная угроза для населения и возможность стать его жертвой;

Федеральные органы власти для региональной системы жизнеобеспечения также являются внешней средой, поскольку они определяют организационно-административные и правовые нормы экономического поведения и соответствующие «правила игры», обусловливающие характер жизнеобеспечения и жизнедеятельности в целом по стране и в региональном разрезе, в частности. Примерно такую же роль фактически играют региональные органы управления по отношению к муниципальным образованиям.

Written by admin

Январь 25th, 2012 | 11:05 дп