Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Инновационный проект на государственном предприятии: проблемы и опыт — часть 6

Что касается предприятий конкурентного сектора – промышленных и банковских – то они работают на чрезвычайно динамичных рынках и должны приспосабливаться к их требованиям. Очевидно, что государственное курирование деятельности таких предприятий должно быть иным, поэтому было принято правительственное решение о подписании с государственными предприятиями конкурентного сектора целевых контрактов, которые должны содержать очень гибкие положения, приспосабливающие общие принципы контрактных отношений к индивидуальным особенностям каждого предприятия. Причем разработка целевого контракта протекает вне подготовки государственного плана. Целевые контракты содержат значительно более общее определение промышленной и финансовой стратегии предприятия по сравнению с плановыми контрактами, причем более конкретные цели развития, содержащиеся в них, в частности  в области финансирования, подлежат ежегодной корректировке. Количественные показатели деятельности предприятия устанавливаются им самостоятельно.

Всегда существуют противоречия между автономией государственных предприятий, деятельность которых определяется рынком, и обязанностью государства определять и отстаивать определенные общенациональные приоритеты. Разрешить эти противоречия и призваны контрактные отношения с государственными предприятиями различных видов.

Французское правительство исходит в настоящее время из того, что роль государства в лице его властных органов должна состоять в определении четких и устойчивых «правил игры», стратегических направлений развития государственных предприятий, в поддержании нормального функционирования регулирующих механизмов их деятельности, а не в излишней опеке, регламентировании, контроле и управлении «сверху». На смену отношениям подчинения и опеки все больше приходят согласование интересов и отношения сотрудничества между ответственными партнерами[1].

Не вызывает также сомнений и то, что переход к контрактным отношениям в значительной степени способствовал инновационным преобразованиям в государственном секторе Франции.

Определенный отход в 90-е гг. от так называемого кольбертизма, т.е. концепции, что экономикой надо управлять только «сверху», дал реальные плоды. Как мы уже отмечали выше, работая в условиях острой конкуренции, государственные предприятия во Франции зачастую показывают не менее хорошие результаты, чем частные.

На основе анализа вышеприведенных данных об управлении инновационными проектами на государственных предприятиях автором данной статьи предлагаются четыре основных направления деятельности, которые в перспективе должны определять дальнейшие взаимоотношения между правительствами и государственными предприятиями в области поддержки управления инновационными проектами:

  1. Установить перед государственными предприятиями четкие и достижимые задачи, корреспондирующиеся с коммерческой деятельностью предприятия;
  2. Дать менеджменту государственного предприятия больше независимости и самостоятельности в осуществляемой политике и выбрать менеджеров, способных действовать независимо;
  3. Установить четкие правила, процедуры и пределы государственного вмешательства в процесс принятия решений, за рамками которых менеджмент государственных предприятий является полностью самостоятельным (например, с помощью соответствующих контрактных документов);
  4. Сделать менеджеров подотчетными и ответственными за достижение оговоренных целей, контролировать и оценивать результаты и поощрять менеджеров и персонал по выполнению работы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что с обострением конкуренции, а также в связи со структурной перестройкой в промышленности и выходом западноевропейских стран на новый виток научно-технического прогресса, следствием которого явились кардинальные изменения в производственных процессах, с конца 80-х – начала 90-х гг. происходит трансформация взаимоотношений государства и государственных предприятий. Основная суть этих изменений состоит во все большем распространении новых инновационных форм управления последними.

Литература:

1. А. Рассадина. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании). «Экономист», 2002 — №6.

2. France Telecom: a’l’ecoute du marche.//Nouvel economiste. – P., 1997, № 1083.

3. Rusaw A. Carol. Leading public organizations an interactive approach. Fort Worth etc., Harcourt college, 2001.

4. Turner Mark, Hulme David. Governance, administration and development: Making the state work. Houndmills; L., Macmillan, 1997.


[1] А. Рассадина. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании). «Экономист», 2002 — №6. С. 21.

Written by admin

Январь 31st, 2012 | 12:10 пп