Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

ЭКСТРЕМИЗМ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Василий ГЛОТОВ — соискатель кафедры национальных и федеративных отношений РАГС
Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие представляют собой угрозу реализации поставленных государством долгосрочных задач во всех сферах общественной жизни, в целом национальной безопасности страны. Характер экстремизма, его направленность особенно выявляются в крупных мегаполисах, в частности в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Экстремизм в полиэтнической среде обусловлен многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения, а также неконституционным использованием демократических свобод. Так, например, за годы между переписями населения (1989-2002 гг.) этнический состав населения Москвы претерпел существенные изменения в результате миграций и естественного движения населения. Доля русских в городе снизилась с 89,7% в 1989 г. до 84,8% в 2002 году (последняя перепись населения). Согласно статистике, численность азербайджанцев в Москве возросла в 4,8 раза, армян — в 2,8 раза, грузин — в 2,7 раза, молдаван — более чем в 5 раз. Трудно учитывается количество нелегально мигрировавших в Москву представителей республик Закавказья и Средней Азии.

Высокими темпами росла численность некоторых этнических групп Северного Кавказа [1]. Значительная часть переселившихся в Москву из зарубежья — молодежь в возрасте 18-30 лет, трудно адаптирующаяся к другой обстановке. Жители Москвы также трудно адаптируются к многокультурности.

В каждом современном обществе имеется определенное число людей, более чем другие склонных к неприятию иногородних и «чужих», что проявляется в ксенофобии, межрасовой нетерпимости, подозрительности к людям другой расы или национальности. По статистике, 2-3% людей являются постоянными носителями агрессии, около 10-15% подвержены воздействию идеологии и пропаганды экстремизма [2]. Наиболее распространенными видами проявления экстремистской нетерпимости в Москве являются ксенофобия и этнополитический экстремизм, динамика которых определяется факторами роста.

В 2008 году было зафиксировано не менее 292 нападений на почве агрессивной ксенофобии, итогом которых стали 122 погибших и не менее 377 пострадавших. Больше всего потерпевших зарегистрировано в Москве и Московской области [3].

Нынешняя социальная и политическая ситуация в России резко идеологизировала и политизировала общую массу российской молодежи. По данным исследователей, в 2007 году на территории Российской Федерации действовала 141 молодежная группировка экстремистской направленности общей численности не менее полмиллиона человек [4]. Представители подобных организаций из разных городов хорошо координируют свои действия и обмениваются активистами. Социологические опросы выявляют, что доля населения, поддерживающего в той или иной форме лозунг «Россия для русских», с 2002 года не опускалась ниже 53%, а в некоторые годы поднималась и до 60% [5].

Обращается внимание, что те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются в основном через Интернет, где идет поиск единомышленников в соответствующих блоках. По подсчетам Московского бюро по правам человека, в настоящее время в российском сегменте Интернета свыше 1,5 тыс. сайтов радикального нацистского характера [6].

Генеральная прокуратура России обратилась в МВД РФ с просьбой принять меры в связи с размещением в Интернете так называемого списка «врагов русского народа», в котором упоминается большая группа российских правозащитников и политических деятелей, а также указаны их персональные данные. В письме содержится просьба установить лица, причастные к размещению в Интернете материалов экстремистского характера, а также принять решение о возбуждении уголовного дела. Тем не менее в России пока не существует эффективных методов контроля за регулированием Интернета, необходима законодательная база.

Руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. В 2008 г. на встрече с членами Совета Общественной палаты Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал, что правоохранительные органы должны занимать жесткую позицию в отношении ксенофобских проявлений, не отмалчиваться, не уходить в кусты, а действовать, применять в необходимых случаях уголовное и административное законодательство. И впоследствии Д.А. Медведев неоднократно призывал усилить борьбу с экстремизмом и национализмом: «Реагировать максимально жестко и в период, когда производится оперативная работа, и в период, когда производится расследование, потому что это создает проблемы для нашей страны в целом, не говоря о том, что носит характер особо опасных, тяжких преступлений» — подчеркнул Президент [7].

6 сентября 2008 г. Президентом подписан Указ о создании в МВД России подразделений по противодействию экстремизму и обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, на основе подразделений по борьбе с организованной преступностью и противодействию экстремизму.

Следует отметить, что в 2008 году правоохранительные органы заметно активизировали работу по пресечению преступлений на почве ксенофобии. За подобные преступления было осуждено 205 человек [8, с.79]. В поле зрения правоохранительных органов находится и преступная деятельность иностранных граждан. Только в 2008 г. они совершили 53 тыс. преступлений, что примерно на 8% больше чем в 2007 году [9].

Каков прогноз ситуации с правонарушениями на почве агрессивной ксенофобии на 2009 год? По мнению Московского бюро по правам человека, обострившаяся социально-экономическая обстановка не дает возможности для сколько-нибудь оптимистических прогнозов. По всей вероятности, рост числа нападений и убийств на почве ксенофобии будет продолжаться.

Националисты-радикалы воспринимают кризисную ситуацию как возможность заявить о себе, своей идеологии, сыграть на ксенофобских предрассудках населения и даже расшатать основы власти, внушать, что беды русских людей происходят исключительно из-за нерусских [8].

Необходимо учитывать, что в обществе слабо осуществляются программы профилактики экстремизма, пропаганды толерантности, неэффективно действует программа адаптации и полноценной интеграции граждан, приезжающих из других
регионов России и иностранных граждан, трудовых мигрантов и студентов вузов. Постановлением Правительства Москвы 4 декабря 2007 года (№ 1050-пл) принята городская целевая программа «Столица многонациональной России» на 20082010 гг., в которую включен раздел 5 «Профилактика экстремизма и ксенофобии в городском сообществе в разрезе административных округов города Москвы». В ней предусматривается:

1.    Координация деятельности государственных (управа, муниципалитет, управление образованием, ОВД) и негосударственных организаций, направленной на снижение межнациональной напряженности на территории округа.

2.    Повышение эффективности использования институтов гражданского общества в деле профилактики ксенофобии, экстремизма, а также в работе органов исполнительной власти города Москвы по интеграции и адаптации различных категорий мигрантов.

3.    Диагностика этноконтактной ситуации в городе Москве. Разработаны мероприятия, объем, источники и главные распределители бюджетных средств. При всем положительном отношении к ней, хотелось бы иметь больше информации о реализации данной программы через средства массовой информации, Интернет и т.д.

Необходимо совершенствование законодательной базы антиэкстремистской и антитеррористической деятельности, создание принципиально новой системы управления операциями против экстремистских проявлений. На этом фоне Государственной думой в 2008 году были внесены изменения и дополнения в Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в частности конкретизируется толкование, что понимать под экстремистской деятельностью (экстремизмом), экстремистской организацией, экстремистскими материалами (ст.1). В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» изложены основные принципы борьбы с экстремизмом, установлена процедура предупреждения о недопустимости распространения через средства массовой информации и осуществления экстремистской деятельности.

Таким образом, для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства, общественных организаций для преодоления этнической дискриминации, нетерпимости, экстремизма как со стороны приезжих, так и принимающего сообщества. Что касается органов государственной власти и местного самоуправления, то в целостной системе правовых и административных задач прежде всего необходимо:

■    последовательно обеспечивать конституционные права, гарантирующие равенство граждан любой расы и национальности;

■    обеспечить эффективную правоприменительную практику по части предупреждения и наказания преступлений, связанных с разжиганием национальной и религиозной вражды и розни;

■    подвергать правовому преследованию тех, кто осуществляет акты насилия по этническому или религиозному принципам;

■    конкретизировать федеральное законодательство и ведомственные нормы в области миграции, осуществлять защиту прав мигрантов, снижать риски, связанные с миграцией;

■    организовать подготовку государственных служащих, в том числе работников органов правопорядка, в области культуры межэтнических отношений, знаний культуры, религий, обычаев и традиций российских народов и народов в бывшем СССР, обучить их методам борьбы с проявлениями групповой напряженности и конфликтов, по их предупреждению, специфике работы среди населения со сложным этническим и религиозным составом.

Борьба, предупреждение всяческих экстремистских проявлений должна стать приоритетом социальной политики. Только такими усилиями государства и общества можно создать действенный заслон распространению ксенофобии, национального, политического, религиозного экстремизма, угрожающих стабильности и безопасности России.

Литература

1.    Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности. М., 2007. С.18-19.

2.    Добрынина В., Кухтевич Т. Экстремизм как проявление дивиантности и деликвиантности //Наука, культура, общество, 2006, № 7. С.22.

3.    Обзор Московского бюро по правам человека // Гражданский диалог. 2009. № 1(5).

4.    Аминов И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм в России. М., 2007. С.6.

5.    Толерантность против ксенофобии. Зарубежный и российский опыт. Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М., 2007. С.140.

6.    Азербайджанский Конгресс, 10 апреля 2009.

7.    Гражданский диалог. 2009. №1(5). С.28.

8.    О проявлениях экстремизма и ксенофобии в Российской Федерации в 2008 г. Доклад: мониторинг и аналитика Московского бюро по правам человека. М., 2009.

9.    http://www.Kremlin.ru/appears/2008 /02/06/2234

Written by admin

Январь 6th, 2019 | 2:53 пп