Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи | Материалы

РОЛЬ ШЕРПОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ»

Илона ЛЫСЫХ — аспирантка кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета
«Большую восьмерку» сегодня, как и раньше во время существования ее предшественницы — «Большой семерки», называют по-разному: «Совет директоров», «Клуб мировых лидеров», «Новый центр глобального управления», «Мировое правительство». В современной, достаточно четко структурированной системе международных отношений эта организация стоит особняком и занимает особенное положение. Ее нельзя отнести к категории традиционных — специализированных и региональных — международных организаций. Роль «Большой восьмерки» в международной системе определяется, прежде всего, реальным политическим, экономическим и военным весом ее участников. В составе Клуба — четыре из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти «официальных» ядерных держав. Члены Клуба, в первую очередь западные государства, обладают в совокупности правом решающего голоса в ключевых международных финансовых институтах — МВФ, Всемирном банке, ЕБРР, Парижском клубе кредиторов. Так, в МВФ совокупная квота «Восьмерки» на начало 2000 года составляла 49,62 процента. На долю стран-участниц «Восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства.

Общеизвестно, что все встречи в рамках «Восьмерки» (с момента первого собрания в Рамбуйе в 1975 г.) проходят в формате «без галстуков». Ее решения носят характер политических обязательств государств-участников, но не имеют юридической силы. Неформальный характер деятельности и относительная свобода от сложного бюрократического аппарата позволили главам стран-участниц встречаться друг с другом, согласовывать политику, выдвигать совместные инициативы и взаимодействовать в личной обстановке.

Однако за «ореолом абсолютной неформальности» стоит необходимость соблюдения внушительного количества формальностей и инструкций. Эту основную функцию исполняют специально назначенные помощники глав государств-членов Восьмерки — шерпы*.

___

*Шерпы (тиб., вайли shar pa) — народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгма, а также в Индии. Основные занятия -торговля и участие в восхождениях на горные вершины в качестве носильщиков и проводников [1]. В Гималаях шерпами и сегодня называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. http://ru.wikipedia.org/wiki

В контексте рассматриваемой темы шерпы — это доверенные лица руководителей стран-членов «Большой восьмерки». Шерпы отвечают за контакты с коллегами из зарубежных государств, формирование повестки заседания и подготовку саммита «Большой восьмерки», когда их страна является председателем.

Свое политическое значение слово приобрело не случайно. Учитывая, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке -это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на такой встрече проблемах.

Не будет преувеличением сказать, что в проведении саммитов шерпы играют ключевую роль. Именно им обязаны главы государств возможностью в неформальной обстановке обсуждать актуальные проблемы мирового сообщества в рамках ежегодных саммитов.

До 1997 г. руководители России не имели своего шерпа, т.к. наша страна проходила долгий путь интеграции в Клуб. Тем не менее глава государства поручал одному из своих помощников координацию работы по отношениям с «Большой семеркой», а в последующем — внутри «Восьмерки». Как правило, это были руководители Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Семеркой», позже их сменили руководители Межведомственной комиссии по участию Российской Федерации в «Восьмерке». Этапной оказалась встреча в Денвере в 1997 г., в ходе которой произошло становление «Восьмерки» в сферах международной политики, экономики (отчасти) и глобальных проблем. Выразилось это в том, что Россия стала полноправным участником обсуждения данной тематики, и все документы саммитов стали с тех пор разрабатываться при ее непосредственном участии.

Необходимо отметить, что на должность шерпа, как правило, назначались опытные политические деятели, харизматичные личности, дипломаты, умеющие принимать адекватные решения в различных ситуациях. По справедливому замечанию журналистов, ученых и общественных деятелей из многих стран мира подготовка к саммиту, заседание «Восьмерки», разработка итогового коммюнике — тонкая дипломатическая, политическая игра, на исход которой в определенной мере влияют шерпы.

В рамках теории принятия внешнеполитических решений австралиец Р. Ричардсон выделяет психологическое направление, которое в полной мере доказывает, что личностные качества и особенности политических деятелей оказывают прямое влияние на принятие внешнеполитических решений [2].

Первым, еще советским шерпой стал в 1991 г. опытнейший дипломат Е. Примаков. В последующие годы (с 1992 по 2008 гг.) в этой должности были: П. Авен, Б. Фёдоров,
A.    Шохин, Е. Ясин, А. Чубайс, В. Каданников, B.  Потанин, А. Лившиц, А. Шаповальянц, А.Илларионов, И. Шувалов, А. Дворкович (с 19 мая 2008 г. по настоящее время).

С 1996 г. шерпы назначаются распоряжением Президента РФ. В 1995 г. министр экономики Е. Ясин, став шерпой, предложил идею создания специальной межведомственной комиссии по участию РФ в «Большой восьмерке». Первым руководителем этой комиссии и первым официальным шерпой был назначен А. Лившиц, занимавший этот пост с 1997 г. по 1998 г.

С именем А. Илларионова связана история, получившая огласку как в политических кругах, так и в СМИ. Он был назначен на упомянутую выше должность 26 мая 2000 г., работая до этого экономическим советником Президента РФ. Вхождение России в «Восьмерку» было одним из главных внешнеполитических достижений первого российского президента Б. Ельцина.

А. Илларионов, в отличие от предшественников, на посту шерпы скептически рассматривал перспективы России в «Восьмерке». Так, в октябре 2003 г. он заявил, что даже после запланированной на 2006 г. в Москве встречи лидеров «Восьмерки» Россия не станет полноправным членом организации ведущих индустриальных государств. Это послужило поводом ограничения его полномочий с 2004 г. Готовить материалы по председательству России в «Восьмерке» в 2006 г. было поручено помощнику президента по внешней политике С. Приходько. Вместе с тем А. Илларионов еще оставался шерпой. Однако после ряда провокационных публичных высказываний, идущих вразрез с официальной политической линией государства, его полномочия были прекращены, а на это место назначен опытный экономист и чиновник И. Шувалов [3].

История с А. Илларионовым не могла быть иной, ибо, как заметил бывший шерпа и министр финансов А. Лившиц: «Помимо профессионализма главное требование к шерпе — абсолютное доверие лидера государства». В «Большой восьмерке» «проводники» не занимают высоких министерских постов, но являются сотрудниками аппарата президента. Регламент их работы нигде не прописан. Между собой они встречаются один раз в 2-3 месяца. «Только они присутствуют на встречах президентов “Восьмерки” в узком составе, и только к ним могут обратиться президенты за последним советом», —  говорит шерпа в 1995-1996 гг., бывший министр экономики Е. Ясин.

Его экс-коллега по должности и представитель России в «Восьмерке» в 1994 г. А.Шохин отмечает, что полпред президента сводит воедино позиции Министерства иностранных дел и Министерства финансов, доносит их до главы государства и «фактически является в “Восьмерке” его alter ego». Но ни один российский шерпа, по мнению Шохина, не пользовался полным доверием бывшего Президента РФ В. Путина, который предпочитал самые сложные и деликатные вопросы с «Восьмеркой» разрешать сам [4].

Методология международных отношений часто оперирует понятием «процесс принятия решений» (ППР), и в его контексте

—    понятие «лицо, принимающее решения» (ЛПР). Применительно к деятельности шерпов, безусловно, нельзя утверждать, что они являются таким ЛПР -это прерогатива главы государства. Однако при анализе ППР в первую очередь учитывается круг лиц, окружение самого ЛПР, которые играют важнейшую роль и влияют на ход и итог событий. В этом смысле именно шерпы представляют собой тот своеобразный «фильтр», который пропускает всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на процесс принятия внешнеполитического решения, и выдает своему руководителю (ЛПР) самое емкое и важное для дальнейшего итогового действия.

В международных отношениях при анализе ППР распространен метод теории игр — теории принятия решений в конкретном социальном контексте, где понятие «игра» распространяется на все виды человеческой деятельности, которая базируется на теории вероятностей и представляет собой конструирование моделей анализа прогнозирования различных типов поведения акторов [4]. В данном случае речь идет о переговорных процессах — крайне важном элементе деятельности шерпов, где они выступают в роли проводника национальных интересов. Согласно теории игр, рассматривая шерпов в качестве игроков, особенно ясно видно, что они нередко сталкиваются с проблемой взаимозависимых решений, существования ранее принятых странами по отношению друг к другу обязательств, непредсказуемости, вытекающей из действия других, необходимости безукоризненного следования внешнеполитическому курсу.

Кроме этого, достаточно весома роль шерпов как дипломатических стратегов. Роль стратегии в данном случае заключается в противостоянии давлению более сильных акторов, компенсировании возможных собственных слабых сторон исключительно дипломатическими средствами.

В своей практической деятельности шерпы находятся в постоянном взаимодействии с различными органами власти, коллегами из других стран, своими помощниками — су-шерпами.

Не позднее чем за год до начала председательства в стране составляется его концепция, в разработке которой активное участие принимает действующий шерпа. Он доводит концепцию председательства в «Восьмерке» до состояния комплексного документа, содержащего в себе основные предложения страны-председателя по намеченным приоритетам. В разработке документа также участвуют ведомства, агентства и службы данного государства, которые вносят свои предложения по вопросам, относящимся к их компетенции.

Определение приоритетов — одна из самых важных задач председателя, а значит и его главного помощника — шерпы. Это темы, входящие в сферу интересов каждого участника Клуба, а главное, они должны быть актуальными для всего мирового сообщества, делающими возможной разработку важных комплексных документов (заявления, инициативы, планы действия, декларации, действия).

Встречи шерпов обычно проходят 4-5 раз в год. Они руководят национальными командами в составе политических директоров, внешнеполитических и финансовых су-шерпов, а также представителей других министерств и ведомств, которые докладывают им о ходе реализации решений «Большой восьмерки». По каналу шерпов ведутся консультации, доверительный и оперативный обмен информацией по всем вопросам ее текущей деятельности.

Подготовительная работа завершается пленарным заседанием шерпов (иногда с привлечением су-шерпов и других экспертов), на котором утверждается повестка дня саммита и дорабатываются проекты совместных документов. Окончательное согласование текстов проектов документов проходит на пленарном заседании шерпов (обычно за 2-3 недели до встречи), после чего они передаются на рассмотрение глав государств и правительств и утверждаются в ходе саммита.

В этой связи важно отметить четкую работу российской команды, занимавшейся подготовкой прошедшего в 2006 г. саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Перед оргкомитетом во главе с И. Шуваловым стояла важная политическая задача -в рамках первого в России саммита «Большой восьмерки» еще раз доказать западным партнерам, что наше государство по праву занимает место в Клубе наиболее влиятельных стран мира, обозначить дальнейшие пути интеграции в «Восьмерку» в качестве одной из главнейших внешнеполитических задач [5].

Суммируя все аспекты и характеристики деятельности шерпов, представляется возможным дать в итоге такое определение этому институту: шерпы — это доверенные лица главы государства, отобранные по принципу добропорядочных личных качеств, как правило, занимающие политические должности в действующей структуре власти, не имеющие прямых интересов в сфере бизнеса и разделяющие текущую политику государства, основной задачей которых в данном статусе является подготовка первого лица к очередному саммиту «Большой восьмерки».

Главным инструментом в деле придания «Восьмерке» неформального характера стали именно саммиты, которые, по сути, являются своеобразным форумом личностей, в том числе личностей помощников лидеров — шерпов.

Однако возникает вопрос, насколько неформальным можно считать мероприятие, готовящееся за 360 дней до его начала, освещающееся ведущими журналистами мира, обходящееся казне хозяйке саммита в несколько миллиардов долларов США и обеспечиваемое охраной десятков тысяч полицейских?

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для принятия даже неформального решения на столь высоком уровне крайне необходим именно формальный и регламентированный подход. Деятельность шерпов лидеров России и других стран в рамках «Большой восьмерки» — этому прямое подтверждение.
Литература

1.    Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003. С.301-302.

2.    Примаков Е.М. Минное поле политики. М., 2007.

3.    Беккер А., Николаева А. В. Путин уполовинил обязанности А. Илларионова // Ведомости. 2005. 11 января.

4.    Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. С.71.

5.    Из интервью И. Кондакова. http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/28/qa_kondakov/

Written by admin

Январь 6th, 2019 | 2:47 пп