Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи | Материалы

ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Сергей КУРДЯЕВ — соискатель кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС
В Конституции РФ отражено право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Средством его реализации выступает социальная политика государства, от ее выполнения в конечном итоге зависят состояние здоровья населения и перспективы его изменения.

Само понятие «политика» по методологии Т. Парсонса определяется как целенаправленная, преобразующая деятельность, связанная с мобилизацией и использованием тех или иных видов общественных ресурсов. А социальная политика понимается как целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия [1] . И.А. Григорьева рассматривает социальную политику как «деятельность государства и/или общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества» [2]. По мнению В.Н. Ярской, суть социальной политики заключается в интеграции механизмов и способов, посредством которых правительство, власть различных уровней влияют на жизнь населения, стремясь к стабильности и равенству [3].

Очевидно, что социальная политика объективно имеет в своей основе коммуникативно-информационную составляющую. Отсюда с необходимость возникает необходимость информационного обеспечения социальной политики, которая реализуется в процессе выполнения социальной функции информационной политики. Информационная же политика по определению есть система целенаправленных коммуникативноинформационных действий [4].

Учитывая единство и различия государственной социальной политики и государственной информационной политики, следует отметить, что у них единое ядро — государственная власть, которая имеет коммуникативные связи или отношения людей по поводу того, чтобы быть ее субъектом. Между субъектами и объектами власти устанавливается взаимодействие в форме политической коммуникации, где первичные субъекты — социальные группы [5].

Социальная политика — многоуровневое понятие, которое помимо собственной институциональной сущности отражает социальную сферу жизни общества, обусловленную потребностью физического и культурного воспроизводства, и деятельность таких институтов, как социальная защита, образование, культура, средства массовой информации и коммуникации, здравоохранение и др.

Информационно-коммуникативные механизмы реализации социальной политики характеризуются рядом трудностей: нехваткой финансовых средств; слабостью организационного и управленческого потенциала; разрывом между декларируемыми целями и задачами социальной политики и их реальным осуществлением; противоречиями между различными уровнями власти (федеральной, региональной и муниципальной) в реализации социальных программ; несоответствием между необходимыми новыми информационно-коммуникативными технологиями и современным состоянием государственного и муниципального управления; отсутствием опережающего информационного эффекта и должного информационного обеспечения проводимых социальных реформ.

Перечисленные трудности имеют прямое отношение и к социальной политике в сфере общественного здоровья, но основная методологическая сложность сводится к тому, что традиционно социальная политика рассматривала человека как пассивный объект своей деятельности и не требовала
от него активного отношения к состоянию своего собственного здоровья.

Новые социально-экономические условия поставили социальные группы и индивида перед необходимостью быть включенными в социальную политику в качестве равноправных акторов и партнеров государства, что позволит обеспечить мобилизацию внутренних ресурсов и изменение мотивации, способствуя тем самым значительному повышению эффективности социальной политики в сфере здравоохранения.

По мнению специалистов, социальная политика государства неадекватна состоянию здоровья населения, уровень которого неудовлетворителен. Ситуация, сложившаяся в области здравоохранения и здоровья населения, представляет угрозу успешному выживанию и активному развитию России. Каждое следующее поколение россиян рождается менее здоровым и менее жизнеспособным [6].

Проблемой номер один в социальной политике государства остается фактическое невосприятие здоровья населения в качестве экономического и социального капитала, несмотря на то, что, по мнению экономистов, именно человеческий капитал, обеспеченный за счет инвестиций в образование, воспитание, здравоохранение, является важнейшим фактором экономического роста страны. По оценке Всемирного банка, которая относится к 192 странам мира, на долю физического капитала (накопленные материально-вещественные фонды) приходится в среднем 16% общего богатства, на долю природного капитала — 20%, на долю человеческого капитала — 64%. Для России же эти пропорции составляют соответственно 14, 72 и 14%. Качество человеческого капитала обусловливает конкурентоспособность рабочей силы, российского бизнеса, производительности труда и развития экономики в целом.

К сожалению, в России объектом социальной политики в сфере здравоохранения являются массовые заболевания и группы людей, подверженных им. Здоровая часть населения, здоровый человек находятся вне поля внимания здравоохранения до тех пор, пока у них не появятся какие-либо заболевания. И чем серьезнее, тяжелее эти заболевания — тем больший интерес, экономический и научный, они представляют для здравоохранения.

Основными задачами социальной политики в сфере повышения уровня индивидуального и общественного здоровья, на наш взгляд, являются:

■    формирование потребности в здоровье у различных социально-демографических групп;

■    помощь в осознании ценности здоровья для каждого человека и общества в целом;

■    обеспечение достойного уровня и качества жизни всем социальным слоям;

■    усиление контроля над состоянием окружающей среды;

■    внедрение различных форм и методов обучения заботе о здоровье, здоровьесберегающих технологий в систему школьного образования;

■    усиление роли СМИ в формировании потребности в здоровье, пропаганде здорового образа жизни.

Решение указанных задач в значительной степени зависит от наличия идеологии здоровья, которая должна стать ядром социальной и информационной политики. Сохранение, развитие и совершенствование здоровья предполагает наличие единой управленческой структуры, призванной преодолеть ведомственную разобщность, разрыв в системе социальных коммуникаций между субъектами, ответственными за состояние общественного здоровья. Своими документами Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) поставит перед странами мирового сообщества задачу пересмотра государственных политик в области охраны здоровья, возлагая ответственность не на органы здравоохранения, а на правительство в целом при активном участии населения [7].

После такого изменения основного критерия успешности социальной политики — перехода от ориентации на расходы, выделяемые на нужды здравоохранения, к ориентации на здоровье конкретного человека — существенно возросла роль мониторинга здоровья. Исследования состояний общественного сознания (общественного мнения, социального самочувствия и социального настроения), учет мнения людей об их здоровье и факторах, влияющих на него, социально-экономической и культурно-этнической обстановки на местах невозможны без проведения мониторинга процессов, происходящих в этой сфере.

Важнейшим направлением улучшения качества здоровья населения является повышение его информированности и формирование соответствующих потребностей, что может быть достигнуто через систему образования, а также СМИ и массовых коммуникаций. Ценности культуры здоровья, пропаганда самосохранительного поведения — вот главные задачи этих социальных институтов. Население, не получающее систематической информации, оказывается неспособным управлять своим образом жизни, поведением, оценивать степень и характер воздействия окружающей — социальной и физической — среды на здоровье.

Результаты проведенного нами в июле 2009 года экспертного опроса руководителей лечебно-профилактических учреждений, специалистов окружных управлений и Департамента здравоохранения г.Москвы показали: больше половины опрошенных (51,8%) считает, что население получает объективную информацию о политике государства в сфере общественного здоровья через телевидение; 28,9% — из сети Интернет и 7,2% — из прессы.

Отвечая на вопрос о степени убедительности разъяснения в СМИ смысла проводимой государством политики в сфере здравоохранения, 33,7% респондентов ответили -«скорее не убедительно» и 25,3% — «совершенно не убедительно». Оценивая вклад СМИ в формировании установки на здоровье как жизненной ценности, 79,6% экспертов дали ответы: «негативный» (16,9%), «скорее негативный» (24,1%) и «недостаточно позитивный» (38,6%).

Когда речь идет об управлении здоровьем, то здесь на первое место выходит проблема информационного взаимодействия, коммуникации с индивидом, в результате которых у него формируется потребность сохранить и укрепить здоровье и свое своих близких. Если же такой потребности не формируется, государство может закрепить на правовом уровне ответственность за здоровье самого человека. В ряде стран уже предпринимаются попытки лишения человека бесплатных медицинских услуг, если он не следует установленным правилам само-сохранительного поведения, на обучение которым государством затрачены определенные средства.

Одним из компонентов управления здоровьем является обучение здоровью, что обеспечивает в конечном итоге контролируемую грамотность индивида и возможность разделения с ним ответственности за конечный результат — его текущее состояние.

Эффективное управление сферой здравоохранения предполагает наличие обратной связи, которая выражается в результатах измерения субъективных оценок здоровья человека, его информированности, оценки деятельности структур здравоохранения. Субъективная информация, получен-
ная от конкретных индивидов, становится критерием для оценки эффективности органов управления, социальной политики в целом. Этот эффект дает возможность оперативно получать сведения о распространении тех или иных медико-социальных факторов, не прибегая к дорогостоящим исследованиям на основе выборочных опросов населения. Таким образом, появляется возможность измерять ситуацию со здоровьем на местном, территориальном уровне и на ее основе оказывать управляющие воздействия в рамках социальной и информационной политик, формирующих социальные нормы и фактически обеспечивающих то или иное состояние здоровья.

Нынешняя ситуация в сфере индивидуального и общественного здоровья нуждается в существенном улучшении. Для этого целесообразна разработка государственной идеологии здоровья и распространение ее через различные социальные институты — семью, школу, средства массовой информации, здравоохранение.

Только информированный человек, обладающий навыками заботы о здоровье, имеющий соответствующую потребность, а также живущий в обществе, где здоровье является самодостаточной ценностью, сможет обеспечить сохранение и приумножение собственного здоровья, а также здоровья своих близких.

Для этого важным является формирование информационной политики в ее органическом единстве с социальной, что в свою очередь предполагает:

■    учет коммуникативно-информационной составляющей социальной политики;

■    формирование государственной идеологии здоровья;

■    переход от биомедицинской к социальной, а далее — к социально-информаци-ологической парадигме, где объектом системы здравоохранения выступает не «больной человек» и «болезни», а «здоровый человек» и «здоровье», информированный, обладающий навыками заботы о здоровье, навыками самосохра-нительного поведения;

■    включение в социальную и информационную политику в сфере здоровья индивидов и социальных групп в качестве равноправных акторов и партнеров государства;

■    применение информационно-коммуникативных стратегий сохранения общественного здоровья нации.

Литература

1.    Social Policy / Ed. By Baldlock J. et al. N.Y.: Oxford University Press. 1999. P. 21.
2.    Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. 2003. с. 41.
3.    Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. Т.1.
4.    Информационная политика. Учебник. Под общ. Ред. д.ф.н., проф. Попова В.Д. М.: РАГС. 2003. С. 36.
5.    Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина. М. 2006, С. 21-24.
6.    Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России // СОЦИС, 1998. № 11. С.123.
7.    К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний. М., 1997. С. 1.

Written by admin

Январь 6th, 2019 | 2:42 пп