Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Инновационный проект на государственном предприятии: проблемы и опыт — часть 2

Рассмотрим некоторые типичные проблемы в управлении инновационными проектами, с которыми сталкиваются государственные предприятия, обращаясь к опыту Франции, Великобритании и ряда других стран.

Сейчас уже не вызывает сомнений то, что в «чистом» виде рыночной экономики не существует – это вызвано тем, что помимо частного сектора в ней в том или ином виде представлен и государственный. Размеры и влияние госсектора в разных странах различны. В отличие от США и Японии, где государственное вмешательство в экономику является менее значительным, Германия, Австрия, Франция, Италия, Португалия, Великобритания, скандинавские и другие развитые страны обладают весьма развитым государственным сектором, который активно влияет на воспроизводственные процессы, на осуществление проводимой экономической и социальной политики. В общем, любая модель смешанной экономики предполагает более или менее активное участие государства в экономических процессах[1].

Опыт Франции и Великобритании представляет для нас интерес потому, что   общие проблемы, стоящие перед российской экономикой, практически сопоставимы с теми, которые вставали перед этими государствами в кризисных ситуациях – неэффективность управления, падение производства, слабые позиции промышленного капитала по сравнению с финансовым, недостаточное инвестирование в промышленность и множество других серьезных экономических и социальных проблем.

Ни в законодательстве Великобритании, ни во Франции, несмотря на то, что в течение всей истории их развития государственный сектор играл весьма значительную роль, не было и не существует сейчас единого определения «государственного предприятия», или «предприятия государственного сектора», или даже «предприятия с государственным участием». В данной статье в качестве государственного автор рассматривает «любое предприятие, в котором государство, государственные органы или учреждения, другие государственные предприятия являются владельцами, раздельно или совместно, прямо или косвенно, части капитала»; размер этой части «либо превышает половину капитала предприятия, либо, оставаясь не основной частью в капитале предприятия», позволяет государству самим фактом своего существования или в сочетании со специфическими правами иметь реальную власть над предприятием[2].

Если говорить о государственном секторе Великобритании в целом, то на протяжении довольно длительного времени он был достаточно обширным и имел существенное влияние на развитие национальной экономики, практически полностью вобрав в себя такие базовые отрасли, как энергетика, транспорт, связь, производство стали и т.д. В результате политики минимизации государственного вмешательства в экономику и максимального сокращения государственного сектора, проводившейся последние два десятилетия, Великобритания оказалась в числе стран ЕЭС (наряду с Люксембургом), удельный вес государственного сектора которых является наименьшим. Так, если в конце 1982 г., удельный вес госпредприятий Соединенного Королевства составлял 16,2% общего числа предприятий, то к концу 2000 г. он насчитывал уже менее, чем 5%.

К числу наиболее значительных государственных корпораций в Великобритании относятся,  в частности, The Bank of England, напрямую подотчетный государственному казначейству, британская телерадиовещательная корпорация (British Broadcasting Corporation — BBC), государственная корпорация The Post Office и агентства по развитию Шотландии и Уэльса (The Scottish and Welsh Development Agencies), которые также являются организациями, контролируемыми правительством Великобритании, и финансируемыми напрямую казначейством[3]. По отношению к ним осуществляется политика максимального приближения целей их функционирования к целям функционирования организаций в частном секторе экономики.

В противоположность Великобритании Франция всегда в значительной мере придерживалась политики, известной под названием «дирижизма» и государственный сектор в которой на протяжении всей истории играл весьма заметную роль.  Несмотря на мероприятия по приватизации, Франция  сегодня входит в число стран Европейского Союза (наряду с Италией, Португалией и Грецией), где удельный вес государственного сектора является наибольшим (до 15%). Характерной чертой «приватизации по-французски» является преобладание так называемой частичной приватизации (в настоящее время во Франции нет практически ни одной приватизированной компании, где бы государство не являлось акционером) и наибольший удельный вес зарубежных инвестиций в ходе ее осуществления.

В результате во Франции сложилась модель смешанной экономики с отсутствием четкой границы между государственным и частным сектором, а также существованием обширной зоны, в которой в различных пропорциях переплетаются частная и государственная собственность. Две формы собственности постепенно перестают существовать параллельно, а становятся все в большей степени органично соединенными друг с другом.

Одним из основных аргументов, выдвигаемых противниками государственного предпринимательства в пользу уменьшения госсектора и передачи государственных предприятий в частные руки, является проблема так называемой низкой эффективности госпредприятий. Вопрос этот, во всяком случае, применительно к Франции, является достаточно спорным и к нему нельзя подходить однозначно, так как в различных сферах экономики дело обстоит по-разному. Например, во Франции за последние несколько лет наибольшие успехи в плане роста производительности труда, применении наукоемких производств и внедрении инноваций были достигнуты в отраслях, где решающую роль играет государство, а именно: в аэрокосмическом комплексе, ядерной энергетике, телекоммуникационных системах и др.

Например, сектор телекоммуникаций во Франции не менее эффективен в плане издержек функционирования и качества предоставляемых услуг, чем его частные аналоги в других европейских странах»[4]. Франция также занимает передовые позиции в области цифровой связи. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), она занимает третье место в этой области.


[1] А. Рассадина. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании). «Экономист», 2002 — №6. С. 9.

[2] Там же. С. 10.

[3] Там же. С. 11.

[4] France Telecom: a’l’ecoute du marche.//Nouvel economiste. – P., 1997, № 1083. Р. 53.

Written by admin

Январь 31st, 2012 | 12:30 пп