Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Евгений МОРОЗОВ —  военный политолог

МЕТОДИКА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

Сущность геополитического синтеза — моделирование геополитических процессов, захватывающих объект рассмотрения, т.е. государство, регион и т.п.

Эта работа начинается с определения государственной мощи страны, устанавливаемой в процессе интегрирования демографического, морально-политического, военного, экономического и научного потенциалов. Величина государственной мощи выражает возможности государства в соотношении с другими государствами и также представляет собой потенциал, т.е. возможности страны во всех видах конкуренции с другими странами (коалициями).

Военная мощь есть интегральная величина, получаемая на базе демографического, морально-политического, военного, военно-экономического и военно-научного потенциалов. Она выражает возможности страны в военном противостоянии с другими странами (коалициями) относительно их военной мощи и представляет собой определенную часть государственной мощи.

Данный этап, строго говоря, относится уже не к области геополитического анализа, но к области геополитического синтеза, то есть получения определенных интегральных величин на основе детального изучения потенциалов (возможностей). Но, как правило, для ведения реальной политики этого недостаточно. Потенциал, как таковой, никогда не может быть реализован полностью, на все 100%. Речь идет только о большей или меньшей степени его реализации. Чтобы установить эту степень для каждого конкретного случая, аналитик должен провести коррекцию результатов своего анализа и синтеза на основе изучения условий применения государственной (военной) мощи и наличия инструментов для их реализации.

Не меньшее значение имеет темп реализации потенциала. Можно вспомнить наш собственный пример 1941 г. или более свежий — арабо-израильские войны (те из них, которые велись классическим способом). Арабские коалиции всегда обладали совокупным военным потенциалом, в разы превышающим израильский, но темп ввода и степень реализации израильского многократно превышали арабский. В результате еще до более или менее полного ввода в военные действия сил арабских коалиций израильтяне уже наносили им такие поражения, что продолжение войн становилось невозможным.

Следует отметить, что геополитический синтез не отделяется от геополитического анализа каким-то временным или организационным промежутком. Он ведется параллельно с анализом по мере выполнения некоторых начальных условий, и оба процесса идут параллельно.

Так, на этапе синтеза анализируются географическое положение и природные условия страны. Важное значение имеет определение относительных значений ключевых участков и зон территорий (акваторий) для разных видов государственной и национальной (общественной) деятельности. С учетом географического положения и природных условий вносятся, как правило, существенные коррективы в результаты анализа на более ранних этапах. Эти моменты либо затрудняют, либо облегчают деятельность государства и общества по достижению национальных целей, и учет их влияния составляет важную, зачастую определяющую, часть геополитического синтеза.

И наконец, приходит время важного этапа синтетической работы -оценки инструмента реализации государственной мощи. Роль такого инструмента играет инфраструктура — совокупность сооружений и обслуживающих их организаций, предназначенная для реализации какого-либо вида деятельности.

Для примера можно рассмотреть инфраструктуру военную. Она делится на две части: военную и общего назначения. Инфраструктура общего назначения — это та часть не специально военной инфраструктуры государства, которая применяется или может применяться для обеспечения нужд военной деятельности, например транспортная система, необходимый и неотъемлемый элемент военной инфраструктуры.

Объекты военной инфраструктуры можно разделить на объекты, непосредственно обеспечивающие ведение боевых действий, и объекты, обеспечивающие повседневную деятельность войск.

Ясно, что от степени развития военной инфраструктуры напрямую зависит успешность любого вида военной деятельности. Поэтому определение ее возможностей для достижения целей общества и государства, а также любой отрасли их деятельности составляет один из наиболее важных этапов геополитического синтеза.

Этим, в конечном счете, завершается формирование основ геополитического синтеза. Внесение коррективов в результаты после изучения инфраструктуры страны (региона) позволяет аналитику получить окончательные величины государственной (военной) мощи в применении к каждому конкретному случаю и, соответственно, выдать рекомендации как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

После этого начинается непосредственное определение влияния геополитических закономерностей на политику государств. Мы можем использовать целый ряд методов, но в любом случае главным среди них будет изучение геополитического давления. Это одна из основных категорий геополитики, интегральная величина, объединяющая большое количество разнородных элементов.

Геополитическое давление характеризует взаимное положение государств и иных социально-политических организмов, предопределяет развитие этих отношений и взаимосвязанного состояния государств. Например, именно геополитическое давление формирует границы государств, которые фактически являются мембранами, разделяющими зоны различных величин геополитического давления (условно обозначим их как территории А и В). Но оно действует в различных, если можно так выразиться, «агрегатных состояниях»: в одних формах непосредственно сталкиваясь с давлением соседнего геополитического организма, в других — осуществляя «осмотическое» или диффузионное проникновение в зону меньшего давления.

Следует понимать, что геополитическое давление, с какой бы стороны оно ни производилось, не есть следствие чьей-то целенаправленной деятельности. Это процесс, носящий природный характер в такой же степени, как атмосферное давление. Но поскольку его акторами в значительной степени являются социумы, постольку, в отличие от атмосферного давления, оно поддается регулированию. Правда, регулирование геополитического давления, как все естественно-исторические процессы, характеризуется большой временной протяженностью, обычно не укладывающейся в общепринятые сроки экономического и политического планирования. Разработка национальной стратегии — это в первую очередь план регулирования геополитического давления, поэтому время действия этой стратегии — в нашем случае «до 2020 года» — имеет смысл только в том случае, если подразумевается прямое продолжение данной стратегии на последующие сроки.

Наиболее известен такой показатель геополитического давления, как демографический коэффициент. Его чаще всего толкуют как простое отношение численности населения к площади территории (плотность населения). На самом деле он тоже является интегральной величиной, включающей и коэффициент рождаемости, и коэффициент роста (убывания) населения, т.е. отношение прироста (убыли) населения к площади, и показатели качества населения — по образованию (соотношение числа лиц со средним и высшим образованием по отдельности к общей численности населения и площади), антропологическим данным, состоянию здоровья и другим показателям. При этом коэффициент демографического давления берется в динамике, т.е. сравниваются данные не одномоментно, а через определенные промежутки времени.

Далее учитывается коэффициент экономического давления. Вычисление этой, также интегральной, величины намного сложнее. Во-первых, берутся экономические данные регионов по отдельности и во всей их многообразной целостности с разбивкой по субтерриториям и на душу населения: продукция сельского хозяйства, добыча природных ресурсов, промышленная продукция, экономическая инфраструктура (в первую очередь — транспортная), состояние финансов, степень эффективности и пр. Особо, но в тесной связи с экономическим положением, оценивается состояние науки.

Во-вторых, проводится оценка взаимовлияния экономических процессов на территориях А и В. Здесь опять-таки выявляются коэффициенты-соотношения объемов экономической продукции и степени эффективности экономики, но они не являются определяющими. Гораздо более важную роль играет сравнение объемов и, самое главное, видов внешней торговли (в первую очередь между сопоставляемыми территориями) по денежному обороту и физическим объемам, объемов и видов обмена технологиями и степени взаимного финансового проникновения (инвестиций).

Можно отдельно определять оценку финансового взаимодействия территорий А и В — само по себе это уже даст картину чрезвычайно интересную, хотя и не полную. Подобная же работа проводится в сферах социальной (в том числе медицинской) и культурной. Не будем уж говорить о военном давлении, показатели которого, полагаем, более или менее общеизвестны.

Все упомянутые данные укладываются в рассмотренные нами обобщающие величины потенциалов, формирующих понятия военной, экономической и государственной мощи. Рассмотрим вкратце методику этой работы на примере Российской Федерации.

Проводя геополитический анализ РФ как геополитического организма, можно в первом, грубом приближении разделить ее на три основных региона. Системообразующим является Европейская Россия, в которой сосредоточено 72% всего населения РФ, мощный индустриальный, перерабатывающий и научный комплексы, сельскохозяйственные угодья, вполне достаточные для обеспечения жителей региона. Однако наличие полезных ископаемых в Европейской России не обеспечивает ее индустриального комплекса, а экология в плохом состоянии — природная среда перенапряжена.

Второй регион лежит между Уралом и Енисеем — условно его можно именовать «Сибирью», хотя с границами исторической Сибири он не вполне совпадает. В нем проживает около 20% населения РФ, он также имеет мощный индустриальный и научный комплексы, достаточные для него (даже избыточные) сельскохозяйственные угодья. Экологическая ситуация здесь в целом гораздо лучше, чем в Европейской России. Однако его главное качество -наличие огромных запасов полезных ископаемых и, шире, природных ресурсов. Сибирь — ресурсная база Федерации, без нее не смог бы работать индустриальный комплекс Европейской России; она же — основной источник экспорта.

Территории к востоку от Енисея -Дальний Восток — практически не имеют индустрии, населения и сельскохозяйственных угодий, но на них сосредоточены самые крупные в мире запасы природных ресурсов. Эта кладовая — залог развития России. Но именно поэтому она является чрезвычайно заманчивым призом (как отзывался об Индии А.Е. Снесарев -«самая большая военная добыча в мире»). Поэтому без коррекции геополитического давления нам не обойтись, и для национальной стратегии это является приоритетной задачей.

Итак, определяя в процессе синтеза геополитическое давление окружающего мира на Российскую Федерацию, можно сделать вывод, что наивысший коэффициент геополитического давления мы имеем в области Дальнего Востока. Еще раз повторю — коэффициент, а не абсолютную величину. Это связано с тем, что Дальний Восток (для простоты отождествим это понятие с Дальневосточным федеральным округом), в сравнении с другими округами Федерации, имеет максимально низкие показатели всех рассмотренных нами величин. Мало того, на его территории все эти показатели снижаются с 60-х гг. XX в., хотя на сопоставляемых с ним зарубежных территориях в целом наблюдается их подъем.

Впрочем, это справедливо только для зарубежного Дальнего Востока в общем. Если судить по отдельным государствам, то КНДР и Монголия стагнируют опережающими темпами, США, Япония и Южная Корея находятся в точке бифуркации, и весь рост происходит за счет Китая. Основной ожидаемый результат геополитического давления на Российскую Федерацию (в данном случае Китая) — потеря Дальнего Востока.

Чтобы нас не заподозрили в подпевании газетным страшилкам, сразу объясним, что имеется в виду потенциальная возможность. Но она существует. Между тем владение Дальним Востоком является непреложным условием развития и, в конечном счете, самого существования России.

Опуская описание геополитического синтеза, остановимся прямо на проблеме снижения внешнего коэффициента геополитического давления. Достаточно ясно, что такой результат может быть достигнут только возрастанием с нашей стороны. Количественный рост населения Дальнего Востока и РФ в целом -важная составная часть этого процесса, но далеко не единственная и даже не главная. Действующая федеральная программа увеличения рождаемости не решит даже этой проблемы, поскольку, по расчетам демографов, способна только сократить на 100-150 тыс. убыль населения, составляющую почти миллион человек в год.

В любом случае, речь идет в первую очередь о повышении не количества, а качества населения. Это понятие, в его геополитическом истолковании, представляет собой сложную интегральную величину, определяемую антропологическими и медицинскими характеристиками, образованием и профессиональной квалификацией, культурным уровнем, социальным, финансовым и правовым положением. А особенность нашей ситуации в том, что о повышении этого показателя в Дальневосточном регионе серьезно говорить не приходится.

На наш взгляд, в целом по стране повышение качества населения, равно как и его количества, возможно только при внедрении широкого самоуправления, реально организованного до уровня поселка и городского квартала, с передачей в распоряжение самоуправляющихся общин местных ресурсов и предприятий местного значения, функций образования, культуры, правопорядка, фискальных и иных. Наша страна должна превратиться из федерации регионов в федерацию общин — только так мы добьемся требуемого результата.

Нет сомнений, что в полном объеме система самоуправления способна заработать только при разделении функций и прав национальных и диаспорных общин (как в России, так и за рубежом). В общем, речь идет о демократизации социальной жизни в РФ, но при этом демократизации не по либеральной, а по национальной модели. Отсюда первой задачей национальной стратегии, выпадающей на долю федерального правительства, становится перестройка его деятельности на формирование, обеспечение и защиту самоуправления в России.

Только подобная политико-социальная реформа сможет обеспечить всплеск социальной энергии, без которого справиться с системным кризисом в России будет невозможно. Только в этом случае мы сумеем рассчитывать на устойчивый рост рождаемости и снижение смертности, а равно и повышение качества населения при резком снижении возможностей колонизационной деятельности сопредельных государств и этносов на нашей территории. Разумеется, читатель вправе назвать подобные предположения фантастическими, поскольку подобная трансформация политического строя преследует цель выведения из властных структур коррумпированного бюрократического класса, принципиальный отказ от монетаристской политики и реализацию конституционных гарантий в полном объеме.

Геополитика не занимается предсказаниями, а находит вероятности. Вероятность обострения давления на Дальнем Востоке достаточно велика, но вероятность резкого подъема внутриполитической активности в России не менее велика, а это создаст новые вероятности и широкие возможности для нации.

К тому же, все наши рассуждения о проблеме Дальнего Востока служат всего лишь иллюстрацией к частично рассмотренным нами принципам геополитической методики разработки национальной стратегии. Поскольку мы не разбирали их полностью, то вместо стандартного резюме напомним, что иной методики, базирующейся на объективной основе, а не на интеллектуальных измышлениях, в нашем распоряжении попросту нет.

Нами рассматривалась методика, используемая в военном стратегическом планировании. Тем не менее она может быть полностью или частично применена и в любой другой сфере государственной или общественной деятельности, вплоть до того, чтобы сыграть роль методики маркетинга. Несомненно, она может изменяться в деталях — например, введение элементов, необходимых для конкретного, предпринятого в узкой сфере деятельности, анализа и изъятие элементов, для этого анализа излишних. Имеются перспективные пути развития этой методики — например, разработка и введение категорий культурного или ресурсного потенциала и пр. Но в целом данная методика отвечает поставленным перед ней задачам и может применяться в реальных условиях.

Трудность ее реализации — в огромном объеме работы, требуемом для получения качественного результата. Такой результат вряд ли смогут дать усилия одиночек и даже групп специалистов. Необходима развитая, разветвленная и хорошо обеспечиваемая государственная организация, наподобие Института геополитики РАН. Объективно потребность государства и общества в такой структуре существует, но нужна еще заинтересованность государства и общества в ней и результатах ее работы.

Written by admin

Январь 5th, 2019 | 5:24 пп