Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

НЕРАЗВЛЕКАТЬ, А СОТРУДНИЧАТЬ

На состоявшемся в июле этого года заседании Государственного совета, посвященного проблемам реализации государственной информационной политики, прозвучало выступление губернатора Ивановской области М.А. Меня, обратившее внимание общественности на состояние информационно-коммуникативной среды, в которой воспитывается подрастающее поколение. Естественно, возникло желание узнать, что же делается в самом этом субъекте по части противодействия масскультуре. И даже беглый просмотр Интернета и прессы убеждает в проведении областной администрацией наступательной молодежной политики, теснящей заполонившую страну попсу во всех ее проявлениях. Судите сами.

Несколько лет подряд правительством области совместно с Ивановским региональным отделением партии «Единая Россия» проводится областной конкурс «Славим Россию». Он объединяет два государственных праздника — День народного единства и День России: 4 ноября проходит открытие конкурса, а 12 июня — гала-концерт победителей.

Для поклонников эстрады организуются межрегиональные рок-фестивали «Антифабрика», цель которых — противопоставить «Фабрике звезд» хорошую молодежную музыку. Кроме местных коллективов, в нем участвуют рок-группы «Черный обелиск», «Черный кофе», «Моральный кодекс».

В мае этого года ивановцы провели уже III Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Председательствует в оргкомитете губернатор области, а президентствует на фестивале Инна Чурикова. Мероприятия проходят не только в областном центре, но и в Шуе, Кинешме, Юже и Юрьевце — на родине великого русского режиссера. На фестивале работают мастер-классы и творческие лаборатории, проводится Международная научная конференция — «Феномен Андрея Тарковского в контексте мирового кинопроцесса». На нее съезжаются до полусотни ученых из разных стран.

В сентябре 2009 г. в Ивановском доме национальностей прошел «круглый стол» «О формах развития дружественных межнациональных отношений в молодежной среде». В его работе принял участие губернатор, заместитель председателя областного правительства, а также участники Первой областной параспартакиады и представители национально-культурных автономий Ивановской области. Обсуждались перспективные формы взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти, основные ориентиры в обеспечении
межнационального мира и национального единства на территории страны и Ивановской области.

Ивановцы уже успели обсудить итоги Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», прошедшей в Ярославле в сентябре этого года. Буквально на следующий день состоялось совместное заседание совета Общественной палаты Ивановской области и совета ректоров местных вузов на тему «Эффективная модель регионального развития в современном государстве». В разговоре участвовали губернатор, зам. председателя правительства области, а также депутаты областной Думы и члены молодежного правительства.

Что импонирует в стиле ивановских управленцев — так это стремление работать вместе с народом. В конце прошлого года, например, совет Общественной палаты области обратился к предпринимателям, общественным организациям с просьбой принять участие в обсуждении такой, казалось бы, специальной темы, как размещение социальной рекламы. Попутно активисты обратили внимание некоммерческих организаций, социально ориентированных бизнес-структур и сообществ предпринимателей на проблемы, снижающие эффективность реформы в муниципальной сфере: на несовершенство законодательной базы, бюджетного и налогового законодательства, необеспеченность функций полномочий материальными и финансовыми средствами, дефицит квалифицированных кадров.
Проводимые в муниципальных образованиях комиссиями Палаты «круглые столы», информационные встречи стали площадкой изучения общественного мнения и передового опыта, конструктивного диалога представителей власти и населения, поддержки гражданских инициатив. Интересны темы публичных обсуждений и «круглых столов» в муниципальных образованиях:

■    в Вичуге и Вичугском районе: «Одаренные дети глубинки. Создание благоприятной обучающей и воспитывающей среды для раскрытия и становления таланта»; «Проблемы трудовой занятости молодежи»;
■    в Пестяковском районе: «Взаимодействие власти и общественности в вопросах социальной поддержки семей с детьми и старшего поколения»;
■    в Лухском районе: «Возрождение малых городов, поселков и сел на основе духовно-культурного наследия»;
■    в Ильинском районе: «Взаимодействие власти и общественности в вопросах гражданского и патриотического воспитания молодежи».

В Год семьи в России члены Палаты вместе с добровольными помощниками провели в муниципальных образованиях благотворительные акции помощи многодетным семьям, семьям, взявшим на воспитание детей-сирот, а также муниципальным детским садам и отделениям временного проживания престарелых граждан.

Как видим, ивановскому губернатору было о чем рассказывать на заседании Государственного совета. Но он остановился только на проблемах.

 

Выступление губернатора Ивановской области М.А. МЕНЯ на заседании Государственного совета 17 июля 2009 г.

Информационная составляющая государственной молодежной политики в настоящий момент, на наш взгляд, является как наиболее перспективной, так и наиболее проблемной. Только небольшую часть всего информационного пространства — интернет, телевидение, кино, печатные издания — можно отнести к проводникам государственной молодежной политики.

Безусловно, качество отечественных средств массовой информации нисколько не уступает передовым иностранным аналогам, а во многом, особенно в интеллектуальном аспекте, даже опережает их. Но эти показатели могут быть еще выше, поскольку наша страна по-прежнему остается одной из самых читающих в мире, и средний уровень кругозора молодого россиянина выше, чем у такого же среднестатистического молодого человека на Западе.

При этом необходимо обратить серьезное внимание на условия и правила игры на информационном рынке, главным критерием эффективности которого является коммерческая прибыль от проектов.

Одной из наиболее опасных тенденций является формирование так называемого человека потребления — среднего человека с определенным типом представлений о потребительском образе жизни.

Важно отметить и тот факт, что ежегодно государство затрачивает огромные бюджетные средства на поддержку деятельности многочисленных творческих объединений, культурных учреждений, где занимаются тысячи молодых талантливых людей. Но при этом правила игры таковы, что в течение последних лет эталоном молодежного творчества стали участники массовых медийных проектов, не имеющие ни достаточного уровня образования, ни творческих способностей. А использование соответствующих технических средств создает опасную иллюзию, что любых творческих высот и призвания можно достигнуть, не прикладывая к этому никакого труда, не имея ни капли таланта, ничего, кроме денег.

Аналогичное воздействие оказывают многочисленные телесериалы и массовая реклама, характер психологического влияния которых до сих пор еще недооценен.

Серьезную угрозу нравственности и молодежному сознанию создает и криминализация. Сейчас это не просто неформальная криминальная среда, а целая индустрия, включающая производство видео-, кино-, музыкальной и художественной продукции. Именно наличие подобной информационной индустрии способствует быстрой криминализации молодежи подросткового возраста.

Никакие профилактические меры не будут иметь серьезного эффекта без устранения причин формирования криминализованного сознания у современной молодежи. На наш взгляд, необходимо принимать экстренные меры по сокращению различной продукции, в том числе и сериалов, воспевающих так называемую, я извиняюсь, блатную романтику.

Кроме того, серьезные опасения вызывает и тот факт, что сегодня в обществе формируется априори негативный образ чиновника и правоохранителя, что заметно затрудняет привлечение талантливой молодежи на государственную службу, на работу в правоохранительные органы.

Необходимо отметить стратегическую важность недавно принятых решений о переходе на цифровой формат вещания и создание абонентского набора телеканалов, включая детско-юношеский телеканал, а также создание правительственного совета по отечественной кинематографии. Безусловно, принятые решения станут фундаментом в обеспечении качества отечественного информационного пространства и кинопродукции и откроют новые возможности для принципиально нового сотрудничества государства, деятелей культуры и представителей бизнеса.

В контексте вышесказанного хочу и предложить направления решений поставленных вопросов.

Во-первых, на наш взгляд, необходимо приступить к участию в формировании не только формата, но и содержания медиапродукции, ориентированной на молодежную аудиторию. Так, важно обеспечить создание продукции, направленной на воспитание социально позитивного образа жизни, пропаганду фундаментальных жизненных ценностей, нравственного самоопределения и патриотического воспитания молодежи.

Во-вторых, важно использовать ресурс правительственного совета по кинематографии и расширить его компетенцию с целью определения информационного воздействия на формирование общественного сознания молодого поколения, а также квалифицированно определять содержание информационной и кинопродукции в процессе перехода на стандарт цифрового телевидения.

В-третьих, важно обеспечить четкое выражение государственной информационной политики, что позволит государству перестать быть зрителем свободного рынка, основанного на коммерческой прибыли, при этом мы ни в коем случае не допускаем даже возможности появления государственной цензуры. Но государству не следует оставаться пассивным наблюдателем. Необходимо усиливать влияние на формирование ценностной ориентации информационного контента.

В-четвертых, в настоящее время, когда заметно возросло влияние традиционных конфессий, действующих на территории Российской Федерации, в первую очередь Русской православной церкви, у которой в последнее время значительно усилилось взаимодействие со средствами массовой информации, необходимо увеличить проведение совместных мероприятий и в общем деле — воспитании культурно-нравственных основ у молодежи, в том числе на примерах религиозных, исторических событий прошлого, обладающих несомненной духовно-нравственной ценностью.

В-пятых, при разработке нового информационного содержания необходимо учитывать передовой опыт регионов Российской Федерации, которые, безусловно, позволят максимально эффективно подходить к вопросам формирования сознания молодежи.

Written by admin

Январь 5th, 2019 | 4:50 пп