Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Повысить требования и обеспечить гарантии

На вопросы наших читателей отвечает постоянная ведущая рубрики референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор А.С. Карпенко.
—    Анастасия Степановна, прокомментируйте, пожалуйста, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Как изменится положение пенсионеров, которым назначена пенсия за выслугу лет?

—    Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 187-ФЗ) направлен на совершенствование отдельных вопросов пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее -федеральные гражданские служащие), и повышение уровня их пенсионного обеспечения.

В частности, внесенные изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) предусматривают пересмотр оснований, по которым федеральные гражданские служащие при увольнении со службы имеют право на пенсию за выслугу лет. Это сделано с целью приведения оснований увольнения в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Наряду с этим уточнен перечень случаев, при которых выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается:

■    в период прохождения государственной службы Российской Федерации;
■    при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, и должности муниципальной службы;
■    во время работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных (гражданских) служащих.

При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Изложена в новой редакции статья 21 Федерального закона № 166-ФЗ, регулирующая вопросы, связанные с порядком определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных гражданских служащих.

—    А почему нужно было менять эту статью?

—    Необходимость вызвана тем, что размер пенсии за выслугу лет напрямую зависит от размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), при увеличении которой происходит уменьшение размера пенсии за выслугу лет. К настоящему времени в результате поглощения трудовой пенсией пенсии за выслугу лет часть федеральных гражданских служащих фактически получает только трудовую пенсию. С целью исправления сложившейся ситуации изменено ограничение по среднемесячному заработку, который учитывается для определения размера пенсии за выслугу лет, — с 2,3 должностного оклада на 2,8 должностного оклада (при сохранении условий предоставления права на пенсию в зависимости от продолжительности стажа государственной службы). Это позволит увеличить размер пенсии примерно на 22 процента.

При этом порядок определения среднемесячного заработка, учитываемого при исчислении пенсии за выслугу лет, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон № 187-ФЗ содержит положение, позволяющее осуществлять перерасчет пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих в случае увеличения продолжительности стажа гражданской службы и (или) последующего после назначения пенсии за выслугу лет замещения не менее 12 полных месяцев должности федеральной гражданской службы с более высоким должностным окладом.

—    Изменились ли еще какие-то статьи закона?

—    Да, статьей 2 Федерального закона № 187-ФЗ внесено изменение в пункт 3 части 1 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающее уточнение основания приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В частности, указанная правовая норма дополняется следующими основаниями: в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 187-ФЗ все ранее назначенные пенсии за выслугу лет подлежат перерасчету с 1 января 2009 г. Перерасчет затронет все категории федеральных гражданских служащих, в том числе и тех лиц, среднемесячный заработок которых не достигает 2,8 должностного оклада. В этом случае перерасчет будет производиться путем увеличения среднемесячного заработка на коэффициент 1,22 и последующего его ограничения 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 187-ФЗ).

При этом снижения уровня пенсионного обеспечения бывших федеральных гражданских служащих не произойдет, поскольку размер ранее назначенной им пенсии в случае его уменьшения в связи с перерасчетом, предусмотренным Федеральным законом № 187-ФЗ, сохранится впредь до возникновения у них права на получение пенсии в большем размере вследствие ее увеличения или индексации в установленном порядке.

—    Анастасия Степановна, в редакцию поступил вопрос, который касается выплаты окладов за классный чин юстиции государственным гражданским служащим, имеющим классные чины юстиции, присвоенные им в соответствии с Положением об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1992 года № 1506-1.

—    В первом номере журнала «Государственная служба» за 2009 год комментировался вопрос, связанный с практикой применения Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (далее — Указ № 1554). Наш комментарий вопросов, связанных с применением этого Указа, продолжит консультант Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы Дмитрий Сергеевич МЯКИНЧЕНКО.

—    В случае если лица, имеющие классные чины, присвоенные в соответствии с Положением, поступают на службу в один из государственных органов, перечисленных в п. 1 Указа № 1554 (Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний и их территориальные органы, аппараты федеральных судов, Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации), на должности государственной гражданской службы, квалификационным требованием по которым является юридическое образование, им присваиваются классные чины юстиции согласно таблице соответствия, утвержденной пунктом 5 Указа № 1554. Размеры окладов за классные чины юстиции установлены в приложении к этому указу.

Если указанные лица принимаются на должности, по которым не устанавливается названное квалификационное требование (юридическое образование), им присваиваются классные чины государственной гражданской службы на основании таблицы соответствия, утвержденной пунктом 6 Указа № 1554. В этом случае оклады за классные чины государственной гражданской службы устанавливаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Указ № 763) с момента присвоения.

В случае если названные лица поступают на службу в один из государственных органов, не перечисленных в п. 1 Указа № 1554, им присваиваются классные чины государственной гражданской службы в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»*. Размер оклада за классный чин государственной гражданской службы устанавливается в соответствии с Указом № 763 с момента его присвоения.

____
* См. журнал «Государственная служба» № 1 за 2009 г.
—    Анастасия Степановна, наш журнал систематически публикует материалы о культуре публичной деятельности чиновников. Летом Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» был внесен ряд изменений в ранее действующий документ, регламентирующий этическую сторону государственной службы. В чем их суть?

—    Действительно, Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 814 (далее — Указ № 814) внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (далее — Указ об общих принципах). Новую редакцию Указа об общих принципах прокомментирует главный советник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кандидат экономических наук Сергей Петрович ХОМА.

—    Издание Указа № 814 вызвано необходимостью приведения положений Указа об общих принципах в соответствие с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и терминологией, используемой в законодательстве Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В новой редакции изложена преамбула Указа об общих принципах, из которой исключено положение о том, что данный документ действует впредь до принятия федеральных законов о видах государственной службы. Кроме того, уточнен круг лиц, на которых распространяется действие Указа об общих принципах: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации.

По сравнению с ранее действующей редакцией Указа об общих принципах в новую редакцию дополнительно включены такие, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим при исполнении должностных обязанностей. В частности, государственные служащие должны:

■    уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

■    соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

■    принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.

Кроме того, Указом № 814 для государственных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношении к другим служащим, дополнительно включено новое требование к служебному поведению — принимать меры по предупреждению коррупции.

—    Анастасия Степановна, еще одна актуальная для государственных служащих тема — деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В редакцию поступают вопросы, связанные с их практической деятельностью.

—    Как мы отмечали в номере 3 журнала «Государственная служба» в настоящее время только заверщается создание таких комиссий. Практика их деятельности в государственных органах еще не сложилась, но их работа в последнее время активизируется в связи с реализацией положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Практику деятельности указанных комиссий комментирует советник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кандидат юридических наук Татьяна Владимировна НЕЧАЕВА.

—    Наиболее типичными основаниями для проведения заседаний комиссий являются:

■    непредставление или представление гражданскими служащими недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

■    нарушение гражданскими служащими установленного порядка выполнения иной оплачиваемой работы;

■    участие гражданских служащих в деятельности органов управления коммерческими организациями;

■    нарушение гражданскими служащими законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

■    несоблюдение гражданскими служащими этических норм, конфликтные ситуации;

■    несоблюдение гражданскими служащими установленных правил работы со служебной информацией. Другим основанием для работы комиссий является

контроль за реализацией пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей запрещается выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Не во всех государственных органах ведется учет гражданских служащих, выезжающих за рубеж во время предоставленного им отпуска, подписавших договоры об оформлении допуска к государственной тайне с обязательствами о согласовании с руководителями государственных органов своего выезда в зарубежные страны по вопросам, не связанным с их служебной деятельностью.

Основанием для рассмотрения на комиссии является конфликт интересов, связанный с подчиненностью гражданских служащих, состоящих в родственных отношениях, работой родственников в подконтрольных гражданским служащим организациях.

Имеется практика рассмотрения на комиссиях материалов, свидетельствующих о присвоении почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств и вручении наград иностранных государств в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему без письменного разрешения представителя нанимателя.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на соответствующие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов возложены полномочия по даче согласия на замещение гражданским служащим должности в коммерческой или некоммерческой организации в течение двух лет после его увольнения с гражданской службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в обязанности служащего, замещавшего определенные специальным перечнем должности. Порядок дачи согласия комиссией устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, соответствующие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматривают материалы проверок, если в ходе них были установлены обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении государственным служащим требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению.

Кроме того, представляется целесообразным рассмотрение указанными комиссиями заявлений служащих о непредставлении по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Written by admin

Январь 5th, 2019 | 3:12 пп