Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Инновационный проект на государственном предприятии: проблемы и опыт

Одновременно с активными изменениями в общественной и экономической жизни России постепенно меняются и наши представления о приоритетах и способах управления предприятиями. В первую очередь это связано с переходом к рыночным отношениям. В настоящее время ужесточились требования к осуществляемым финансово-экономическим, социальным, коммерческим, организационным, техническим др. изменениям на предприятиях – по заранее установленным целям, требованиям к временным параметрам, стоимости, риску и качеству конечных результатов. Такие целенаправленные изменения и понимаются под «проектом».

Одним из значимых факторов обеспечения стабильности и устойчивого развития любой страны является эффективное управление государственными предприятиями, которые занимают прочное место в экономических структурах государств, обеспечивают их потребность в наиболее значимой продукции, служат своего рода стабилизирующей осью всей многоукладной экономики. Проблемы повышения эффективности деятельности государственных предприятий, оптимизации структуры государственного сектора, изменения организационных форм предприятий (слияние и объединение госпредприятий, образование международных государственных организаций) могут быть решены в   кратчайшие сроки с помощью успевших себя зарекомендовать методов проектного управления инновациями.

Масштабы деятельности государственных предприятий настолько велики, что успехи или провалы в управлении инновационными проектами могут оказать существенное влияние на развитие процесса инновационных преобразований на предприятиях в различных отраслях экономики. Поэтому исследование проблем управления инновационными проектами на государственных предприятиях приобретает особую актуальность.

Управление инновационным проектом на государственном
предприятии
– это процесс целенаправленного воздействия на отдельную подсистему государственного предприятия, осуществляемый для перехода данной подсистемы в новое качественное состояние к заранее установленному сроку, с использованием ограниченных ресурсов, посредством внедрения инновационных знаний.  Конечной целью управления является повышение эффективности удовлетворения общественных потребностей производства продукции (товаров, услуг), имеющей стратегическое значение, а также для обеспечения национальной безопасности государства.

Внедрение передовых технологий во всех отраслях экономики, вызвавшее качественные сдвиги в организации производственного процесса, настоятельно требует применения новых, более гибких и динамичных способов управления хозяйственными единицами. К сожалению, государственные предприятия, как за рубежом, так и в России, не оказали изначально ожидаемого положительного воздействия на развитие экономики. Это было обусловлено общими тенденциями развития экономики: появлением новых организационно хозяйственных форм (в частности, института корпорации), новых бизнес-процессов (диверсификации, аутсорсинга), которые не получили своего развития в государственном секторе экономики. Революционные изменения в технологиях – коммуникационных, информационных, космических, биологических, химических и т.д. – явились стимулом для переоценки роли государства в экономике в целом и его функционирования в качестве предпринимателя – собственника в частности. При этом сторонники новой либеральной философии исходили из необходимости резкого ограничения государственного предпринимательского сектора, допуская в основном лишь косвенное влияние государства на экономические процессы. Их основополагающим тезисом являлся тот, что наиболее способной к динамичному развитию может быть только самонастраивающаяся, т.е. частная экономика, избавленная от излишней государственной опеки. Их оппоненты, напротив, утверждали и утверждают, что функционирование государственного сектора, не раз игравшего решающую роль в критические для рыночной экономики периоды и не раз позволявшего ей обретать второе дыхание, должно и впредь оставаться в арсенале средств, используемых государством для поддержания ресурсного, социального и институционального равновесия экономики. Однако неоспоримым явился и тот факт, что на рубеже 80-90-х гг., под напором новых технологий в систему государственных регуляторов рыночного пространства пришлось вносить серьезные коррективы, а также и то, что наиболее уязвимым звеном этой системы оказались государственные предприятия. Потребовалось широкомасштабное внедрение технологий проектного управления инновациями для осуществления качественного перехода государственных предприятий к новым рубежам. Все более четко стали прослеживаться совершенно новые признаки построения организации, позволяющие сделать ключевой вывод о трансформации в отношениях собственности, распределении ресурсов, управлении персоналом, контроля – о трансформации института корпорации в целом, и государственной корпорации, в частности.

Written by admin

Январь 31st, 2012 | 12:37 пп