Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Екатерина Трунина — доцент кафедры гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, кандидат юридических наук, советник государственной гражданской службы 3 класса

Таможенная служба России является важным государственным институтом, что обусловлено, прежде всего, ее особой ролью в экономическом развитии и защите экономической безопасности страны. Доля таможенных платежей ежегодно формирует доходную часть бюджета почти на 40%. Так, по итогам 2008 года таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 4694,5 млрд рублей, что составило более 50% доходов федерального бюджета, административных таможен России [1]. Осуществляя правоохранительные функции, таможенники проводят большую работу по выявлению и пресечению фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации, борьбе с уклонением от уплаты необхо-
димых платежей. Только в 2008 году таможенными органами было возбуждено более 4,9 тыс. уголовных дел, 83,7 тыс. дел об административных правонарушениях [1].

Эффективность деятельности службы во многом определяется ее кадровым составом, что обусловливает практическую значимость и важность исследования вопросов прохождения службы в таможенных органах.

Предпринятое в стране реформирование системы государственной службы кардинально изменило порядок прохождения службы в таможенных органах, а также правовой статус таможенных служащих. Вместе с тем процесс преобразований продолжается, что нашло отражение в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [2].

Предстоящее принятие федерального закона о правоохранительной службе делает актуальным не только мониторинг произошедших изменений правового регулирования таможенной службы, но и определение правовой концепции осуществления правоохранительной службы в таможенных органах.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит понятия «таможенная служба», несмотря на широкое использование в научной литературе, а также нормативных правовых актах по таможенному делу. Анализ показывает, что оно используется в двух значениях: как система таможенных органов [3] и как вид государственной службы [4]. Ряд авторов предлагают рассматривать таможенную службу в узком и широком смысле. При этом «совокупность таможенных органов, органов таможенной охраны, иных звеньев и структур, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела, а также правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах, лабораториях, вычислительных центрах, НИИ, вузах и иных учреждениях таможенного профиля — широкое понимание таможенной службы РФ», а «вид государственной службы, то есть только порядок и условия прохождения ее в таможенных органах РФ есть узкое понимание таможенной службы» [5].

Нормативно определенным является понятие «служба в таможенных органах», которое по смыслу идентично понятию «таможенная служба» в узком смысле слова. Так, статья 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 № 114-ФЗ устанавливает, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации [6].

Для характеристики таможенной службы как особого вида государственной службы на современном этапе необходимо обратиться к истории ее правового регулирования. Становление ее в качестве особого вида государственной службы связано с принятием 21 июля 1997 года Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который закрепил правовые и организационные основы ее прохождения в таможенных органах, а также специальный статус сотрудников таможенных органов.

Переломным моментом для таможенной службы стало принятие 30 июня 2002 года Федерального закона № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», согласно которому за счет сокращения должностей сотрудников вводились должности федеральной государственной службы и должности работников бюджетной сферы [7]. Вместе с тем закон не установил критерии, по которым осуществлялось бы разделение должностей на категории.

Фактически сотрудниками остались только должностные лица правоохранительного блока таможенной службы (структуры, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, силовым обеспечением, а также авиационные, морские и воздушные подразделения) и руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно [8].

Стало очевидным, что разделение должностей таможенной службы произошло не по их функционально-целевому предназначению. Это, на наш взгляд, нарушило принцип деления должностей государственной службы. Абсолютно нелогичным выглядит сохранение статуса сотрудников за начальствующим составом таможенных органов независимо от направления деятельности. Так, осуществляя единые задачи и функции, начальник отдела фискального блока являлся сотрудником, а его подчиненные — федеральными государственными служащими. Или, например, начальник отдела таможенной статистики крупной таможни — сотрудник, а начальник отделения таможенной статистики в таможне меньшей численностью — федеральный государственный служащий, т.е. статус сотрудника зависит исключительно от численности структурного подразделения.

Таким образом, с принятием Закона № 78-ФЗ таможенная служба была поделена на два вида службы: а) на должностях сотрудников и б) на должностях федеральных гражданских служащих. Соответственно возникло две категории должностных лиц таможенных органов. Статья 3 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ) установила, что должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов) или классные чины.

В то же время закон прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими. Дальнейший анализ норм Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» вызывает еще больше вопросов.

Например, преамбула ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» гласит, что закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц этих подразделений. То есть данный закон должен регулировать службу всех категорий должностных лиц таможенных органов. Однако из текста закона следует, что распространяется он только на сотрудников таможенных органов.

Статья 2 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» гласит, что законодательство об этой службе основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса РФ, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения таможенной службы. Следовательно, служба федеральных гражданских служащих таможенных органов, осуществляемая в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не относится к службе в таможенных органах, что является необоснованным и недопустимым. Федеральные гражданские служащие таможенных органов оказываются как бы вне правового поля регулирования законодательства о службе в таможенных органах, утеряв с ним всякую правовую связь.

Разница в правовом регулировании двух категорий должностных лиц повлекла за собой различие в порядке прохождения службы в таможенных органах, отразившееся как на правовом статусе должностных лиц, так и на пакете социальных гарантий.

К особенностям службы сотрудников таможенных органов относятся: заключение срочного контракта, присвоение специальных званий, наличие специальных должностей, принятие присяги, ношение форменной одежды, прохождение в обязательном порядке государственной дактилоскопической регистрации, повышенные требования к состоянию здоровья при поступлении на службу, обязательное проведение ежегодной диспансеризации, особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и применения поощрения, основания увольнения и др.

По сравнению с государственными гражданскими служащими ФТС сотрудники таможенных органов пользуются более широким перечнем социальных гарантий. На них распространяются следующие льготы: оплата проезда сотруднику и члену его семьи к месту проведения отпуска и обратно, пенсионное обеспечение по выслуге лет, медицинское обслуживание по программе добровольного медицинского страхования, оплата в полном объеме листов временной нетрудоспособности, материальные компенсации в случаях гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с исполнением им должностных обязанностей и т.д.

Следует согласиться с мнением, что разрыв в правовом статусе должностных лиц таможенных органов, вызванный их искусственным делением на различные категории, разобщает коллективы, создает нездоровую морально-психологическую обстановку как в таможенных органах в целом, так и в их структурных подразделениях.

Статья 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закрепляет в качестве одного из принципов построения и функционирования системы государственной службы принцип единства ее правовых и организационных основ (СЗ. 2003. № 22. Ст. 2063). Обеспечение взаимосвязи видов государственной службы является приоритетным направлением, осуществляемым в рамках Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Однако с введением в таможенную службу федеральной государственной гражданской службы существовавшее ранее единство функционирования ведомства утрачено. Предусмотренные Законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» положения, индивидуализирующие таможенную службу как особый вид государственной службы, распространяются только на ее сотрудников.

Возникшая разобщенность в правовом регулировании таможенной службы, отсутствие взаимосвязи между ее видами усложняют прохождение службы в таможенных органах, что отрицательно сказывается на эффективности ее осуществления. К тому же до сих пор не принят нормативный документ о соотношении специальных званий и классных чинов, и это создает неопределенность в вопросе присвоения должностным лицам, перемещающимся внутри структурного подразделения со сменой вида таможенной службы, соответствующего классного чина либо специального звания.

В настоящее время в таможенных органах продолжается процесс сокращения должностей сотрудников. С 1 октября 2007 года до 1 января 2010 года численность сотрудников региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, организаций, находящихся в ведении ФТС, будет сокращена на 1445 единиц [9]. Однако ни цель подобного сокращения, ни критерии определения должностей, подлежащих сокращению, по-прежнему не определены, что не свидетельствует об упорядоченности и целенаправленности процесса реформирования ведомства.

Предстоящее принятие закона о правоохранительной службе должно, наконец, внести ясность в вопрос о должностях таможенной службы с учетом их функционально-целевого назначения, объема прав и обязанностей работников таможенных органов.

Как следует из Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», типовой перечень должностей правоохранительной службы будет устанавливаться указом Президента РФ. На основании его руководители уполномоченных государственных органов, учитывая особенности функционирования своего ведомства, станут утверждать свой перечень должностей правоохранительной службы. В связи с этим необходимо обозначить концепцию перехода таможенной службы на правоохранительную. Несомненно, она в полной мере должна отражать задачи и функции, реализуемые таможенными органами, круг прав и обязанностей должностных лиц таможенной службы.

Представляется, что понятие правоохранительной службы, содержащееся в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», дает основание говорить о возможности перевода всех должностей таможенной службы в должности правоохранительной службы. Таможенные органы являются военизированными и правоохранительными органами. На них возложены обязанности по обеспечению экономической безопасности страны, соблюдению законности и правопорядка при перемещении товаров через таможенную границу РФ, защите прав и свобод граждан, борьбе с административными правонарушениями и преступлениями в таможенной сфере. Отметим, что правоведы Е. Па-трашко и В. Щукин уже предложили отнести таможенную службу к правоохранительной.

Необходимо согласиться с мнением Ю. Федасовой, что существует острая необходимость в повышении правового статуса федеральных государственных служащих таможенных органов, его уравнения с сотрудниками путем принятия единого федерального закона, где регулировались бы вопросы прохождения службы всех должностных лиц таможенных органов с учетом особенностей таможенной службы [10].

Безусловно, таким законом должен стать закон о правоохранительной службе. Перевод таможенной службы в разряд правоохранительной разрешит обозначенные выше проблемы, связанные с нарушением принципа общности организационных и правовых основ прохождения службы в таможенных органах, и восстановит существовавшее ранее единство внутренней организации самой службы.

Литература

1.    Приказ ФТС России от 17 марта 2009 г. № 448 «О решении коллегии ФТС России от 27 февраля 2009 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год» // Опубликован не был.

2.    Собрание законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

3.    Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия. М., 1997. С.205-206., Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999. С.225.

4.    Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. М., 1993. С.10.

5.    Российское таможенное право: учебник /Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С.6.

6.    Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

7.    Собрание законодательства РФ. 2002. № 27. Ст. 2620.

8.    Письмо ГТК России «О переходе сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы» от 03.01.2002 № 01-06/60 // Опубликовано не было.

9.    Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35.Ст. 3637.

10.    Федасова Ю.В. Административно-правовая организация таможенной службы Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

Written by admin

Декабрь 6th, 2018 | 4:51 пп