Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи | Материалы

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ

Виктория Зубко — аспирантка кафедры менеджмента РАГС

Компании обладают разнообразными ресурсами и способностями, образующими интеллектуальный капитал — постоянное конкурентное преимущество, которое увеличивает стоимость компании [1].

Для его успешного развития необходимо сбалансированное инвестирование во все составляющие интеллектуального капитала одновременно, поскольку только в комплексе они поддерживают друг друга, создавая при этом синергетический эффект. Одним из наиболее эффективных механизмов сбалансированного развития всех составляющих интеллектуального капитала — человеческой, организационной, отношений — является политика социальной ответственности бизнеса.

Социальная ответственность компании — это «добровольный вклад бизнеса, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума, в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах» [2]. Компании, которые принимают политику социальной ответственности, ставят своей целью отвечать нуждам и запросам многочисленных заинтересованных сторон, которые могут оказать влияние на увеличение стоимости компании.

В современных условиях все большее количество российских компаний ведут социально ответственную деятельность (СОДК), активно пропагандируя, широко информируя и предоставляя максимально прозрачную информацию о ее результатах (корпоративные социальные отчеты).

Инвестиции в СОДК дают как внешние, так и внутренние выгоды. Внутренние ассоциируются с развитием новых ресурсов и способностей, связанных с ноу-хау и культурой компании, в то время как внешние проявляются в укреплении отношений с заинтересованными лицами и улучшении репутации компании. Когда СОДК играет ключевую роль в миссии организации или предприятия, это видно внешним заинтересованным сторонам — государству, партнерам, инвесторам, клиентам — и способствует получению определенных выгод, в том числе и при конкурентной борьбе [3], а в конечном итоге приводит к росту стоимости компании.

Благодаря СОДК человеческий капитал компании возрастает: привлекаются лучшие специалисты, снижается текучесть кадров, используются новые технологии, улучшается качество продукции и услуг, что приводит к развитию интеллектуального капитала и повышению прибыльности компании. Кроме того, СОДК усиливает мотивацию служащих, преданность и лояльное отношение к компании, а значит укрепляет отношения и доверие между компанией и ее служащими. Развитие СОДК помогает улучшить способности и повысить компетентность служащих при
помощи обучающих программ и возможности ротации кадров. В целом, такая деятельность привлекает к компании все больше и больше внимания со стороны потенциальных клиентов и инвесторов.

Велико влияние социально ответственной деятельности компании на развитие ее организационного капитала, повышение уровня организационной заинтересованности. Если компании решают повысить свою ориентированность на заинтересованных лиц, уделять больше внимания их потребностям, они изменяют стратегию и процесс принятия решений, учитывают интересы всех задействованных сторон, чтобы прийти к общему пониманию. При этом они улучшают свои знания, способности и возможности достижения лучших результатов в будущем. Другие положительные эффекты касаются внедрения внутренней системы контроля качества, соблюдения правил охраны труда и окружающей среды. Особенно важны такие социально ответственные меры, как инвестирование в научно-исследовательскую деятельность, связанную с окружающей средой.

СОДК существенно влияет на развитие капитала отношений — увеличение количества потенциальных клиентов, поддержание устойчивых и долгосрочных отношений с постоянными партнерами, потребителями, клиентами и инвесторами, что в целом усиливает позицию бренда компании. Например, в отношениях с поставщиками явно просматриваются выгоды СОДК, выраженные в разработке стратегии сотрудничества и доверительных отношений с ними, в улучшении репутации компании, в увеличении уровня заказов товаров или услуг, производимых и предоставляемых компанией.

СОДК улучшает и финансовую репутацию бизнеса, что отмечается аналитиками. Компании, имеющие высокие рейтинги корпоративной социальной ответственности, привлекают внимание инвесторов, оказывая положительное влияние на ее финансовые показатели и стоимость.

Кроме того, укрепляются доверительные отношения между компанией и заинтересованными лицами и улучшаются внутренние управленческие процессы. При этом социально ответственная компания следует по пути, который позволяет генерировать и привлекать новые ресурсы и возможности, связанные с сетью отношений, к которой принадлежит компания.

СОДК может влиять на увеличение нематериальных ресурсов компании, даже если в некоторых случаях это не очевидно (табл. 1).

Таблица 1. Влияние корпоративной социальной ответственности компании на развитие ее интеллектуального капитала.
Человеческий капитал Организационный капитал Капитал отношений
■ Усиление мотивации

■ Развитие навыков и компетентности сотрудников

■ Увеличение лояльности сотрудников

■ Увеличение безопасности и улучшение здоровья работников

■ Привлечение квалифицированного персонала

■ Уменьшение текучести кадров

■ Усовершенствование управленческих процессов

■ Усовершенствование внутренней системы коммуникации

■ Увеличение уровня прозрачности компании

■ Положительные изменения в корпоративной культуре

■ Усиление организационной заинтересованности

■ Улучшение репутации компании

■ Привлечение новых клиентов ■ Увеличение лояльности кли

ентов

■ Усиление сотрудничества

■ Увеличение внимания инвесторов

■ Увеличение внимания финансовых аналитиков

■ Увеличение доверия рынка

Вся социально ответственная деятельность компании укрепляет доверительные отношения между ней и заинтересованными лицами: внутри компании развивает человеческий капитал, вне ее — капитал отношений, а также улучшает управленческие процессы внутри компании, то есть увеличивает организационный капитал. Таким образом, происходит одновременное положительное влияние социально ответственной деятельности компании на развитие всех трех видов ее интеллектуального капитала.

Ключевым механизмом сотрудничества с потенциальными партнерами, поставщиками ресурсов, например инвесторами, является предоставление открытой информации о стратегии и результатах деятельности в виде корпоративных социальных отчетов. Они содержат сведения о нематериальных ресурсах, являющихся результатом положительного воздействия СОДК на интеллектуальный капитал. В результате целевая аудитория узнает о корпоративной социальной ответственности компании, что повышает ее репутацию.

Без таких отчетов вложения в социальную сферу могут быть незаметными и казаться не стоящими внимания заинтересованных сторон. СОДК совместно с общедоступной информацией о ней увеличивает возможность получить конкурентное преимущество и способствует долгосрочному росту ее стоимости.
Литература

1.    Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации: учеб. пособие / Под ред. ГапоненкоА.Л., Орловой Т.М. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003.

2.    Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: материалы заседания круглого стола / Под общ. ред. Комаровского В.С., Волгина Н.А.; РАГС при Президенте РФ, кафедра политологии и политического управления. М.: Изд-во РАГС, 2005.

3.    Passetti Emilio, Tenucci Andrea, Cinquini Lino and Frey Marco (2009): Intellectual capital communication: evidence from social and sustainability reporting. http://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=1443163

Written by admin

Декабрь 6th, 2018 | 3:46 пп