Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

МОДЕЛЬ CAF ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПУБЛИЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Дмитрий МАСЛОВ — кандидат экономических наук, директор Научного центра

бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета
CAF В ЕВРОПЕ

В последние годы мировая практика менеджмента в организациях бюджетной сферы, в том числе в органах государственной исполнительной власти и местного самоуправления, указывает на явную тенденцию к заимствованию из бизнеса моделей и методов, обеспечивающих устойчивость и конкурентоспособность коммерческим компаниям. Эффективность в бюджетной сфере
становится синонимом эффективного государства. Ее главным мерилом выступает качество публичных услуг, а «качество» понимается как степень удовлетворения потребностей каждого гражданина в отдельности и общества в целом.

Для улучшения качества публичных услуг и повышения эффективности деятельности организаций бюджетной сферы в 2000 году в Европе под эгидой Еврокомиссии в Европейском институте административного управления (EIPA) была разработана «Общая схема оценки» (Common Assessment Framework — далее модель CAF), которая сегодня успешно внедряется во многих европейских странах. В ее основу положена широко известная бизнесмодель делового совершенства Европейского фонда управления качеством (модель EFQM) [1].

Применение CAF предполагает комплексное обследование деятельности организаций бюджетной сферы на основе диагностической самооценки. Кроме того, CAF представляет собой инструмент сравнительного анализа (бенчмаркинга) институциональных систем европейских государств, а также механизм для определения и распространения лучших практик публичного менеджмента.

Сегодня в 27 европейских странах CAF является неотъемлемым элементом государственных программ реформирования систем управления в организациях бюджетной сферы. Обычно внедрение модели CAF в практику публичного менеджмента происходит на уровне правительственных инициатив. Как правило, CAF рассматривается органами власти в качестве элемента программ административной реформы или как основа для разработки целевого плана улучшений в отдельных областях бюджетной сферы. Национальные орга-низации/агентства, отвечающие за распространение и содействие продвижению CAF в европейских странах, в большинстве правительственные и относятся к финансовым министерствам или министерствам, в компетенцию которых входят вопросы реформирования и развития государственной службы.

Применение модели CAF позволяет на государственном уровне решать следующие задачи:

■ повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти различных уровней;

■ внедрение в практику государственного и муниципального управления принципов менеджмента качества, таких как ориентация на потребителя, процессный подход, принятие решения на основе фактов;

■ создание инфраструктуры для бенчмаркинга, обмена опытом и изучения лучшей зарубежной и национальной практики управления в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления.

Сегодня более 1800 европейских организаций являются зарегистрированными пользователями модели CAF. Согласно опросам 9 из 10 пользователей CAF начинают деятельность по совершенствованию именно в результате самооценки по критериям этой модели. В европейском и мировом масштабах развитию модели CAF способствует сотрудничество ее пользователей в рамках Европейской сети административного управления EUPAN. Кроме того, одним из существенных стимулов для развития CAF в Европе станет появление в 2010 г. института внешней независимой оценки организаций, применяющих модель CAF.

CAF В РОССИИ

Несмотря на то, что целевой аудиторией для CAF являются страны Евросоюза, некоторые государства Ближнего Востока, Китай, Бразилия проявляют интерес к ней как эффективному инструменту совершенствования систем управления в организациях бюджетной сферы.

Первым, кто в СНГ обратил серьезное внимание на потенциал модели CAF, оказалась Россия. В 2006 г. на основе «Общей схемы оценки» в Ивановской области была разработана концепция системы оценки эффективности деятельности аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления «Эффективная публичная служба» (ЭПУС) [2]. В рамках концепции ЭПУС был предложен комплексный подход к решению задач административной реформы в Российской Федерации на основе реализации принципов непрерывного совершенствования деятельности, ориентации на потребите-ля/гражданина, вовлечения служащих в процессы административной реформы и улучшения качества государственных и муниципальных услуг. Модель ЭПУС успешно прошла апробацию в аппарате Избирательной комиссии Ивановской области [3]. Но основные преимущества системы ЭПУС лучше всего видны при вовлечении как можно большего числа государственных и муниципальных органов в самооценку по критериям модели (а их — 28). Модели CAF

и ЭПУС позволяют сравнивать показатели эффективности разнотипных органов управления различных уровней публичной власти, а также обмена опытом при помощи современных коммуникационных технологий.

Поддержку развитию моделей CAF и ЭПУС оказывает Всероссийская организации качества (ВОК). С февраля 2008 г. ВОК является национальным представителем ресурсного центра EIPA/CAF в России. При ВОК создан Комитет по качеству в государственном и муниципальном управлении. В июле 2008 г. в Москве был организован первый тренинг-семинар для представителей государственной и муниципальной власти, а также экспертов в области менеджмента качества по применению модели CAF.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА ПО РАЗВИТИЮ CAF В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СНГ

В сентябре 2009 г. Научный центр бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (НЦБС ИГЭУ) совместно с Программой развития ООН (UNDP /RCPAR), в лице Регионального центра по реформированию государственного управления в странах Центральной, Восточной Европы и СНГ, начал реализацию общей международной инициативы по развитию модели CAF в странах Восточной Европы и СНГ. Она получила название «Улучшение качества менеджмента в сфере государственного управления через применение модели CAF» (Improving quality of public

management through application of the CAF model — IQUAL).

Участниками проекта являются Отдел организационной работы и политики государственного управления Администрации Президента Кыргызстана, Агентство по делам государственной службы Республики Казахстан, Министерство благосостояния Латвии и Министерство административного управления Словении. Россию представляет НЦБС ИГЭУ, который является экспертным центром UNDP/RCPAR в России по вопросам административной реформы, а также правительство Ивановской области, как экспериментальная площадка по апробации методов и инструментов CAF в Российской Федерации. Партнером проекта выступает ресурсный центр CAF Европейского института административного управления (EIPA).

Основная цель проекта IQUAL — повышение эффективности административных реформ в странах-партнерах через развитие принципов менеджмента качества в практике административного управления на основе модели CAF. Специфическими целями проекта IQUAL являются:

■    предоставление возможности экспертам и практическим пользователям модели CAF в странах-партнерах обменяться опытом, идеями, применяемыми подходами для совместного роста;

■    привлечение внимания правительственных структур Российской Федерации различных уровней, вовлеченных в процессы административной реформы, к модели CAF как простому и эффективному инструменту улучшения качества публичного менеджмента, широко применяемому в странах Евросоюза;

■    создание фундамента для дальнейшего развития модели CAF в Европе и странах СНГ через механизмы сетевого взаимодействия и бенчмаркинга, посредством установления рабочих контактов, издания книги лучших практик CAF на английском языке и языках стран-партнеров, разработки типовой программы обучения CAF в странах СНГ.

РОССИЯ В CAF

Первый семинар-тренинг IQUAL состоялся в сентябре 2009 г. в Риге и носил название «Модель CAF в действии». В семинаре приняли участие сотрудники различных министерств Латвийской Республики, Администрации Президента Кыргызстана, пользователи модели CAF из Словении. От Российской Федерации были представители правительства Ивановской области, Контрольносчетной палаты и Избирательной комиссии Ивановской области. Участники ознакомились с самооценкой и оценочной системой модели CAF, методами совершенствования системы управления государственных организаций на ее основе, лучшей практикой применения в общественном секторе. Кроме того, программа включала визиты в Банк Латвии, Министерство финансов и Министерство благосостояния, где был представлен практический опыт применения модели.

По результатам визита в Латвию правительство Ивановской области совместно с Научным центром бенчмаркинга и совершенствования ИГЭУ начали разработку плана мероприятий по апробации модели CAF в Ивановской области, а также подготовку к весенней международной конференции пользователей модели CAF, проведение которой запланировано на апрель 2010 г. в России.

Следующим мероприятием проекта в октябре 2009 г. стал визит в Словению. Эта страна является одним из лидеров Евросоюза по числу зарегистрированных пользователей модели CAF. Участникам IQUAL продемонстрирован полный спектр применения CAF — от министерства до муниципалитета, от сферы государственного управления до применения методов самооценки в деятельности полиции. По результатам визита начата подготовка «Книги лучших практик», которая обобщит и систематизирует европейский опыт по улучшению качества публичного менеджмента на основе применения модели CAF.

Несмотря на предпринимаемые в России меры по улучшению качества государственного управления в рамках административной реформы, многие ее целевые показатели не достигнуты. Это заставляет серьезно задуматься о механизмах совершенствования публичного менеджмента. Возможно, обеспечение качества в государственном масштабе не должно основываться только на принципах контроля, а запускаемый сегодня правовой механизм оценки эффективности и качества государственного и муниципального управления не должен быть исключительно карательным инструментом. Оценка эффективности «по результатам» без учета оценки «реально имеющихся возможностей» не может претендовать на объективность. А соответствие государствен-ной/муниципальной услуги критериям спущенного сверху стандарта/регла-мента уже давно не является достаточным аргументом при оценке качества этой услуги. Здесь необходимо ясное понимание принципа обеспечения и улучшения качества публичных услуг «от потребителя/гражданина», когда ожидания гражданина являются основополагающими при разработке стандарта, а оценка качества основывается не столько на показателях выполнения бюрократических процедур, сколько на удовлетворенности населения предоставленной услугой.

Модель CAF предлагает комплексный подход к оценке эффективности управления в организациях бюджетной сферы не только на принципах контроля, т.е. соответствия результатов запланированным целям, но и позволяет определить, насколько успешно были использованы возможности, которые имеются у организации и ее руководителя. Кроме того, CAF по духу является позитивным, мотивирующим инструментом повышения эффективности и качества. Недаром при оценке по критериям модели определяются не «слабые стороны», а «области для улучшений».

Литература

1.    Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM. М: РИА «Стандарты и качество», 2008.

2.    Маслов Д.В., Короленко А.Ю., Смирнов В.В. Система «ЭПУС» как механизм повышения эффективности государственного и муниципального управления // Государственная служба. 2007. № 6. С.70-81; Маслов Д.В., Короленко А.Ю., Смирнов В.В. Система оценки эффективности деятельности аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления «Эффективная публичная служба» (ЭПУС). М: Флинта: Наука, 2006.

3.    Маслов Д.В. От качества власти к качеству жизни: инициативы государства и «точки роста» // Стандарты и качество. 2007. №5. С.76-80.

 

Региональный центр UNDP по административным реформам (RCPAR) является 5-летним проектом, инициированным европейским офисом Программы развития ООН в Братиславе и финансируемым правительством Греции. Цель RCPAR — развитие профессиональной экспертной сети по вопросам административных реформ и содействие различным формам взаимодействия между странами Центральной и Восточной Европы со странами СНГ (CEECIS). UNDP рассматривает RCPAR в качестве ключевого центра по поддержке региональных программ реформирования государственного управления на ближайшие годы. Проект RCPAR концентрируется на четырех тематических областях: a) усиление процессов разработки политики и координации; b) улучшение государственного управления финансами; c) повышение эффективности деятельности персонала в общественном секторе; d) улучшение качества публичных услуг. www.rcpar.org

Written by admin

Декабрь 6th, 2018 | 2:39 пп