Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Режим разработки: решения приняты

Постоянные читатели журнала «Государственная служба» регулярно обращаются к рубрике «Вопрос -ответ» за разъяснениями сложных правовых, организационных, методических вопросов профессиональной деятельности. Сегодня с читателями общаются заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, ответственный секретарь Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы, кандидат политических наук Сергей Дмитриевич САВЧЕНКО и заместитель начальника департамента по вопросам реформирования и развития государственной службы Управления, кандидат экономических наук Сергей Петрович ХОМА.
Первые несколько вопросов мы задали Сергею Дмитриевичу САВЧЕНКО.

—    Сергей Дмитриевич, какие решения приняты на очередном заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы, которое состоялось 14 октября 2009 г.?

—    На заседании Комиссии были рассмотрены следующие вопросы:

1.    О проектах нормативных правовых актов по реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2.    О правовом регулировании порядка и условий присвоения звания «Ветеран государственной службы».

3.    Об организации в Минздравсоцразвития России эксперимента по проведению стажировок федеральных государственных гражданских служащих.

4.    Об эксперименте по разработке и исполнению программы по профессиональному развитию государственных гражданских служащих в государственном органе.

5.    О результатах конкурсов на право заключения государственных контрактов по выполнению в 2009 году мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)».

Работа по подготовке проектов нормативных правовых актов по реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проводится по плану-графику, утвержденному Комиссией 16 апреля 2009 г., и соответствующему поручению Правительства Российской Федерации от 4 июня 2009 г. Предусмотрена разработка и представление в Комиссию 12 проектов нормативных правовых актов, ответственными за подготовку которых являются Минздравсоцразвития России — 10 документов и Минэкономразвития России — 2.

На заседании Комиссии рассмотрены проекты указов Президента Российской Федерации «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение» (далее — проект указа о договорах на обучение) и «Об обеспечении транспортного обслуживания федеральных государственных гражданских служащих». По результатам обсуждения решено работу над проектами указов считать завершенной и направить их в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для юридической экспертизы и редактирования.

Кроме того, рассмотрен и одобрен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления и размере дополнительной выплаты лицам, заключившим договоры на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы», раскрывающий отдельные положения проекта указа о договорах на обучение.

Комиссия признала завершенной работу над проектом указа Президента Российской Федерации, регулирующим вопросы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий и специальных званий правоохранительной службы. Вместе с тем не до конца решенным остается вопрос о включении классных чинов прокурорских работников в прилагаемую к указу таблицу соотношения в связи с неопределенностью отнесения службы в органах прокуратуры к тому или иному виду государственной службы. Вопрос прорабатывается дополнительно.

При рассмотрении проектов указов Президента Российской Федерации «О соотношении должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации», «О соотношении классных чинов федеральной государственной гражданской службы и классных чинов государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации», подготовленных Минздравсоцразвития России, членами Комиссии отмечено, что в данной редакции проекты не в полной мере соответствуют сложившейся в субъектах Российской Федерации правоприменительной практике. В частности, есть противоречия с законодательством в бюджетной сфере, не изучены финансовые последствия их издания. Заключение комиссии: дальнейшая работа над указанными проектами является нецелесообразной.

При обсуждении вопроса о ведении сводных реестров должностей гражданской службы и гражданских служащих подчеркнуто, что это потребует привлечения дополнительного персонала и увеличения финансовых расходов. Поэтому до определения практического назначения ведения таких реестров нецелесообразна дальнейшая работа над проектами указов «О порядке ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации» и «О порядке ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». Необходимо подготовить обоснованные предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство о государственной службе.

Комиссия приняла к сведению информацию Минздравсоцразвития России о подготовке проекта указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о кадровом резерве на федеральной государственной гражданской службе». Этот проект требует дополнительной проработки, прежде всего — для выявления возможностей совмещения механизмов формирования кадрового резерва на гражданской службе и ведения информационной системы федеральных кадровых порталов, при этом необходимо учесть опыт функционирования сайта Федерального портала управленческих кадров.

—    Сергей Дмитриевич, наших читателей, особенно молодых, недавно пришедших на государственную службу, интересует, как развивается система государственных гарантий на гражданской службе. Ведь это тоже сфера деятельности Комиссии?

—    Да, Комиссия продолжает работу и в этой сфере. Так, для завершения проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих служебным жильем», в том числе в целях обеспечения ротации кадров, признано целесообразным подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Также решено до вступления в силу федерального закона об обязательном медицинском страховании отложить разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «О санаторно-курортном обслуживании федеральных государственных гражданских служащих».

В соответствии с решением Комиссии от 16 апреля 2009 г. Минэкономразвития России подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С его появлением не нужно будет готовить уже запланированные проекты указа и постановления о показателях эффективности и результативности деятельности государственного органа и профессиональной служебной деятельности федеральных государственных служащих, а также оплате их труда в зависимости от этих показателей.

С учетом результатов проведенных ранее экспериментов в Минэкономразвития России и в Минздравсоцразвития России по введению систем оплаты труда в бюджетной сфере, обусловленной показателями эффективности и результативности, признано целесообразным определить общие требования к формированию и оценке выполнения этих показателей. Минэкономразвития России поручено доработать проект федерального закона.

—    Особый интерес у государственных служащих вызывает вопрос правового регулирования присвоения престижного звания «Ветеран государственной службы», а также дополнительные меры социальной поддержки ветеранов-управленцев. Как Комиссия оценивает степень правовой обеспеченности этой сферы?

—    Действительно, эта тема тоже была предметом обсуждения Комиссии. Как известно, Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» закреплены следующие категории: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Статьей 6 устанавливается, что ветеранами государственной службы могут быть лица, имеющие государственные награды, почетные звания либо награжденные ведомственными знаками отличия, а также стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, за работу в государственных органах, в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы. К этому же перечню относятся лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей государственной службы. Этой же статьей закона предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания определяются Президентом Российской Федерации.

Однако до настоящего времени указ Президента Российской Федерации, определяющий порядок и условия присвоения звания ветерана государственной службы, не издан. Поэтому Комиссия рассмотрела вопрос о своевременности подготовки соответствующего проекта.

При обсуждении темы, с учетом мнений членов экспертной группы при Комиссии и заинтересованных государственных органов, были определены приоритетные позиции:

■ во-первых, для подготовки проекта указа необходимо привести положения Федерального закона «О ветеранах» в соответствие с законодательством о государственной службе в части, касающейся видов государственной службы. Изменения в указанный федеральный закон могут быть внесены только после принятия федеральных законов «О правоохранительной службе Российской Федерации» и «О военной службе Российской Федерации»;

■ во-вторых, присвоение звания «Ветеран государственной службы» без введения соответствующих мер социальной поддержки нецелесообразно. В то же время в условиях объективно обусловленных ограничений объема федерального и региональных бюджетов на 2010-2012 годы установить дополнительные расходные обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не представляется возможным;

■ в-третьих, нуждается в дополнительной проработке вопрос о присвоении ветеранских званий судьям, лицам, проходившим государственную службу в органах прокуратуры, а также замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы.

Обращаю внимание читателей журнала на то, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» установлены Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы». Кроме того, во всех субъектах Российской Федерации действует механизм присвоения звания «Ветеран труда», которое может быть присвоено большинству лиц, претендующих на получение звания «Ветеран государственной службы». При этом для ветеранов обеих категорий законами субъектов Российской Федерации предусмотрены меры социальной поддержки, финансируемые из региональных бюджетов.

По итогам обсуждения Комиссия приняла решение отложить подготовку проекта указа Президента Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия присвоения звания «Ветеран государственной службы», до 2012 года.

Ряд вопросов редакция адресует Сергею Петровичу ХОМЕ.

—    Сергей Петрович, нам известно о случаях, когда служащим в течение 6 месяцев не присваивается первичный классный чин государственной гражданской службы на том основании, что они замещают должность менее года и не подали заявления о проведении внеочередного квалификационного экзамена. Правомерен ли такой подход?

—    По нашему мнению, в кадровом подразделении неверно истолковали часть 2 статьи 49 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Установленные этой нормой сроки проведения квалификационного экзамена (не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года) применяются в отношении конкретного гражданского служащего, а не являются сроками проведения квалификационного экзамена в государственном органе в целом.

Такая позиция подтверждается пунктом 7 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113, позволяющим присваивать первый классный чин после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то по истечении трех месяцев после назначения на должность федерального гражданского служащего.

—    Возможна ли выплата компенсации за неиспользованные отпуска гражданским служащим во время прохождения гражданской службы?

—    Частью 13 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ специально предусматривается возможность выплаты гражданским служащим денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при прекращении служебных отношений.

Вопросы выплаты указанной компенсации при прохождении гражданской службы Федеральным законом № 79-ФЗ прямо не урегулированы. В таких случаях согласно статье 73 Федерального закона № 79-ФЗ применяются нормы трудового права.

В соответствии со статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Следует учитывать, что в названной статье содержатся случаи, при которых не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (к примеру беременным женщинам).

Таким образом, выплата денежной компенсации гражданскому служащему за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, может быть произведена на основании его письменного заявления.

Written by admin

Декабрь 5th, 2018 | 7:00 пп