Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Пределы транспарентности российской власти

Под транспарентностью мы понимаем базовую характеристику среды политического управления, обеспечивающую развитие демократии, гражданского общества путем открытости политической системы, процедуры принятия политических решений и общественного контроля над деятельностью органов власти и управления.

Галина ПЫЗИНА — аспирантка кафедры политологии и политического управления РАГС

В последнее время тема транспарентности власти стала весьма актуальной как для практики, так и для теории политического управления. Открытость власти, несомненно, является необходимым условием для построения гражданского общества. Вместе с тем она имеет определенные пределы, и по сути своей никакая власть не может быть излишне открытой для граждан. Как известно, особенности государственно-властной деятельности таковы, что государственные органы могут располагать информацией, распространение которой способно нанести гораздо больший вред интересам граждан, чем ее закрытость. В таких случаях открытость информации подлежит специальному регулированию.

В Российской Федерации существует два основания для ограничения транспарентности органов власти. В первую очередь речь идет о государственной тайне; во вторую — о служебной тайне. Рассмотрим подробнее эти ограничения транспарентности.

Государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. К государственной тайне, как правило, относят сведения, если они находятся в строгом соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну; если целесообразность их засекречивания подтверждена экспертной оценкой угрозы безопасности, принципу своевременности; если ограничение на распространение этих сведений установлено с момента их получения или разработки; если компетентными органами принято решение об отнесении сведений к государственной тайне и установлен соответствующий режим их защиты.

В Российской Федерации закрытый перечень конкретных видов сведений, которые могут составить государственную тайну, устанавливается Федеральным законом «О государственной тайне». Вместе с тем засекречиванию не подлежат сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии (это положение соответствует статье 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии), здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Следует подчеркнуть, что вопрос охраны государственных секретов регулируется довольно определенно и подробно. Качество законодательства об охране государственной тайны в целом позволяет избегать крупных правовых коллизий.

Наиболее сложным, с политической и правовой точек зрения, является вопрос о служебной информации. На практике понятие служебной информации нередко отождествляется с понятиями «коммерческая тайна» и «информация с ограниченным доступом». Теоретически эти понятия, конечно же, различаются.

Под коммерческой тайной (в соответствии с ФЗ «О коммерческой тайне») понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию. Государственная тайна, как уже отмечалось, достаточно четко регулируется российским законодательством, а вот законодательная дефиниция конфиденциальной информации отсутствует. В отдельных видах нормативных актов существуют лишь ссылки на то, что та или иная информация является конфиденциальной (см., например, Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Понятие «конфиденциальная информация» нередко отождествляется с понятием «служебная тайна».

Служебная тайна в российском законодательстве имеет практически неопределенный правовой режим, хотя и рассматривается в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, например в ст. 139 Гражданского кодекса РФ.

Указом Президента от 6 марта 1997 г. № 188 «О перечне сведений конфиденциального характера» служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами». Правда, какими федеральными законами — непонятно. По смыслу ст. 10 ФЗ «Об информации, информации и защите информации» служебная тайна относится к конфиденциальной информации. Самостоятельного закона о служебной тайне нет. Определение служебных сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, и порядок ограничения доступа к ним федеральными законами конкретно не установлены.

Систематизация отдельных положений различных законов, анализ имеющейся нормативно-правовой базы показывают, что к служебной тайне могут быть отнесены:

— сведения, которые не составляют государственную тайну и не противоречат перечню сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

— сведения, которые должны быть получены государственным служащим в силу исполнения им установленных законом обязанностей;

— сведения, доступ к которым может ограничиваться на основании федерального закона или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна), а также если информация является охраноспособной информацией другого лица, т.е. «чужой тайной».

Кроме того, служебную тайну органов власти может составить информация организационно-технического характера, которая не имеет сколько-нибудь существенного значения для реализации функции отчета органов власти перед обществом. Доступ к служебной информации может быть ограничен в целях исключения давления на должностных лиц в процессе принятия ими решений, реализации иных установленных законом обязанностей; ограничивается также доступ к служебной информации, преждевременное распространение которой может препятствовать установлению необходимых для принятия решения фактов.

К служебной информации можно отнести также охраноспособную информацию другого лица, которая стала известна государственному служащему в соответствии с реализацией им установленных законом обязанностей. Как известно, государственные органы отвечают за сохранность полученных на законном основании сведений о частной жизни лица; сведений, составляющих коммерческую тайну; сведений, составляющих профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, адвокатскую, тайну связи, тайну усыновления, тайну журналистского источника, тайну исповеди и др.).

Перечисленные основания служебной тайны все же не закрывают вопрос о необходимости совершенствования правового регулирования служебной тайны. В отсутствии этого возникает возможность неправомерного ограничения транспарентности власти и злоупотребления ею. Иными словами, в условиях необходимости повышения открытости власти и построения гражданского общества пределы транспарентности власти должны устанавливаться в виде исключений из правила открытости и только в отношении конкретного перечня видов информации, составляющих в соответствии с законом государственную или служебную тайну. Это ни в коем случае не снижая уровень транспарентности власти, позволит сохранить национальные и государственные интересы.

Литература

1. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

2. Федеральный закон «Об информации, информации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.

3. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. № 98.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:50 пп