Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Социальная ответственность бизнеса как требование времени

Российский бизнес начинает ощущать несбалансированность своих общественных связей, когда основной упор делался на отношения «бизнес — власть». Отношения «бизнес — общество» оказались практически проигнорированы: бизнес, договорившись с властью, счел их несущественными. Сегодня пришла пора переоценить ситуацию.

Станислав СТРИЖОВ — кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и специального менеджмента РАГС

Некоторые исследователи, когда говорят о преимуществах капиталистической экономики, утверждают, что рынок сам по себе является школой социализированности, предоставляет те возможности и мотивы, которые требуют взаимодействия людей друг с другом с целью взаимного обогащения. Но поскольку рынок также налагает собственные правила социальной дисциплины, социализированность не просто спонтанно возникает там и тогда, где и когда государство решает отступить. Способность к социальному взаимодействию зависит от уже приобретенных навыков, заданных традиций и норм, которые сами в свою очередь во многом структурируют рынок. Следовательно, сама по себе успешная рыночная экономика не является причиной стабильной демократии, но вместе с ней доопределяется уже имеющимися факторами социального капитала. Если последних в избытке, то как рынок, так и демократическая политика будут успешно развиваться, и рынок сможет на деле взять на себя роль шкалы социального общения, усиливающей эффективность демократических институтов [1].

Эта точка зрения, высказанная известным социологом Ф. Фукуямой, может стать для нас отправной позицией в очередной попытке разобраться в сути того, что заставило и на Западе, и в России всерьез обратиться к вопросу о социальной ответственности бизнеса, что явилось основными причинами выдвижения данной проблемы на передний план.

Действительно, способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества, более того, потребность в их социальном взаимодействии, не предопределяется изначально.

В числе первых, кто поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса, был знаменитый Эндрю Карнеги. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое — принцип благотворительности, второе — принцип служения [2, с.189-190].

В конце 60-х и в начале 70-х годов XX века в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается в следующем: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды.

Тогда же возник широкий спектр подходов в трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. С одной стороны, это теория корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни жителей страны, а с другой — теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон), утверждающая, что бизнес ответственен только за увеличение дохода своих акционеров [3].

Между данными крайними позициями существует множество промежуточных. Это и теория просвещенного эгоизма, согласно которой, расходуя на социальные и благотворительные программы, корпорация, уменьшая текущую прибыль, задает благоприятную социальную среду для устойчивой прибыли в будущем; теория социально ответственного поведения, основанная на стремлении бизнеса повысить свой социальный статус посредством осуществления благотворительных и социальных программ [4].

При этом между представителями вышеуказанных концепций идет острая полемика. Так, сторонник теории корпоративного эгоизма Д. Хендерсон называет концепцию социально ответственного бизнеса «обманчивой» и «разрушительной», так как она базируется «на сомнительных или ложных допущениях», которые ведут «к росту затрат и ухудшению результатов» деятельности корпораций [5].

В научной литературе понятие социальной ответственности бизнеса трактуется как добровольный вклад бизнеса, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума, в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах [2, с.81].

Другие авторы воспринимают ее как обязанность деловых кругов действовать в соответствии с решениями, которые в той или иной степени выходят за рамки непосредственных экономических интересов корпораций.

Третьей же группой теоретиков и практиков социальная и политическая ответственность бизнеса трактуется как настоятельная необходимость для корпораций и других частномонополистических ассоциаций осуществлять в рамках существующей экономической системы такие операции, которые отвечали бы интересам и потребностям различных социальных кругов и организаций.

Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно, как нам представляется, сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса.

Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия — с другой [2, с.146-147].

Концепция социально ответственного бизнеса рассматривает взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и в целом, тогда как понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) можно трактовать как операционализацию общей концепции. В материалах Европейской комиссии дается следующее определение корпоративной социальной ответственности: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Ассоциация менеджеров России дает следующее понимание социально ответственной компании: это компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях[6].

Крупнейшие ассоциации российского бизнеса — Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) в своих программах ввели как обязательное понятие социальную ответственность бизнеса. Так, на 13 съезде РСПП в ноябре 2003 года возглавлявший тогда РСПП А. Вольский пообещал Президенту РФ В. Путину превратить Союз в центр гражданских инициатив. Для координации усилий в этой области в РСПП был создан пост вице-президента «по социальной ответственности бизнеса».

Государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом, который заключается, прежде всего, в участии в «социальных программах государства в целом». По словам Президента РФ, особенно активное сотрудничество должно быть в таких сферах, как образование, здравоохранение, экология, регулирование потоков трудовой миграции, а также в обсуждении вопросов ипотечного кредитования и социальных проблем армии.

Однако с государством не все так просто, как кажется на первый взгляд. Оно по-прежнему не справляется с решением большинства социальных функций, а в бизнесе зачастую видит лишь «дойную корову», пригодную исключительно для того, чтобы кормить чиновников. Рынок социальных услуг закрыт для конкуренции, и перспективы его «раскрепощения» не ясны. Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров, губернатор Тверской области считает, что дальнейшее развитие отношений бизнеса и государства в области социальной политики может пойти по одному из трех сценариев. «Прежде всего, это традиционная для России бюджетозамещающая роль бизнеса, второй сценарий — идеальная модель конкурентного рынка социальных услуг. И третья, более реалистичная модель — бизнес выступает равноправным партнером государства, а государство, в свою очередь, является администратором и гарантом прозрачности правил игры на рынке социальных услуг» [7].

Говоря о сегодняшних взаимоотношениях бизнеса с властью и обществом, можно отметить, что ожидания общества несколько иные, чем ожидания власти.

Имеющееся количество примеров из практики российского бизнеса позволяет нам сделать вывод, что в настоящее время существуют четыре общие модели его социального поведения.

Первая модель — это город-комбинат. От советского времени осталось очень много таких населенных пунктов, в которых вся жизнь зависит от одного градообразующего предприятия.

Вторая модель — добровольно-принудительная благотворительность. Ее символ в Москве — храм Христа Спасителя. Практически в каждом регионе есть какой-то яркий объект, который послужил символом такого рода модели.

Третья модель — это торг. Крупный бизнес торгуется: нефтяная скважина в обмен на северный завоз в больницы и школы.

Четвертая модель — модель социального партнерства. Отметим, встречается сегодня реже, чем три вышеупомянутые.

Разница в понимании социальной ответственности бизнеса российскими и западными деловыми кругами заключается в том, что в России компании выносят на первый план в социальной ответственности и социальной отчетности, как правило, разовые проекты (как инструмент управления репутацией), западные компании рассматривают социальную ответственность и отчетность как длительный и непрерывный процесс конструктивного, взаимовыгодного и устойчиво развивающегося взаимодействия работодателя со всеми участвующими сторонами: наемными работниками, клиентами, общественными организациями и органами власти региона.

Так, многие социально ответственные корпорации в Европе (и не только) создают внутренние комитеты или комиссии по этике и/или социальной ответственности, задачей которых является объединение широкого круга связанных с компанией организаций и людей для участия в разработке стратегии развития корпорации в вопросах корпоративной этики и социальной политики в отношении наемного труда и общества в целом, политики по охране окружающей среды, создания эффективного кодекса корпоративного управления, соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями и персоналом. Именно такое представление о социальной ответственности бизнеса существует у большинства зарубежных организаций и компаний, популяризирующих и реализующих идеи социальной ответственности и гражданского партнерства, к которым принадлежит и крупнейшее объединение корпораций США «Бизнес за социальную ответственность» (Business for social Responsibility): «Достижение коммерческого успеха способами, основанными на этических принципах, уважении к человеку, обществу и окружающей среде» (цит. по определению Green Paper Евросоюза корпоративной ответственности, принятого большинством стран Евросоюза).

Почему именно сейчас заговорили о социальной ответственности бизнеса? Почему данная проблема становится одной из самых серьезных среди бизнесменов Запада, да и в России к ней в последние годы проявляется значительный интерес? Ответ на эти вопросы можно найти, если проанализировать экономические причины выдвижения проблемы социальной ответственности бизнеса на первый план. И здесь необходимо выделить следующие:

— осознание как западным, так и значительной частью российского крупного бизнеса ущербности неолиберальной философии «чистого рынка», ее негативного воздействия не только на состояние общественных отношений, социальную стабильность, но и на чисто экономические результаты деятельности корпораций. Экономическая эффективность и получение прибыли не могут быть единственной целью цивилизованного бизнеса;

— меняющаяся роль государства, которая связана с дерегулированием, произошедшим в 80-е годы практически во всей Европе, а в более поздние сроки затронувшим и Россию;

— глобализация;

— новая стадия научно-технологической революции, формирование постиндустриального, информационного общества, общества, основанного на знаниях;

— изменение в условиях новой экономики характера потребителя: сегодня он может получить полную информацию о корпорации, и для него далеко небезразлично, как она ведет себя по отношению к потребителям и поставщикам, по отношению к окружающей среде;

— появление новых тенденций в финансовом секторе, проявляющихся в том, что инвесторы прежде чем предоставить инвестиции, должны получить полную информацию о корпорации, включающую не только экономические показатели, но и уровень социальной ответственности корпорации во всех аспектах ее проявления.

Сегодня в России происходит формирование отчетливо выраженных региональных интересов финансовых групп. Отметим и еще одну специфическую для российского бизнеса особенность: исследования показывают, что в массовом сознании крупный бизнес — объект концентрации отрицательных значений и оценок. Само накопление денег в нынешних условиях признается делом несправедливым, а концентрация «неправедных» денег — тем более.

О проблеме обеспокоенности бизнесменов отношением к ним общества было заявлено еще в 1995 г. на Втором конгрессе российских предпринимателей: «Нас не любят» — так в общем можно резюмировать высказывания участников форума на тему «Предприниматель и общество» [8]. И хотя на конгрессе была принята Хартия бизнеса России, задачей которой фактически является формирование положительного имиджа предпринимателя, нельзя сказать, что отношение общества к российским бизнесменам с тех пор существенно изменилось.

Литература

1. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. англ. / Ф. Фукуяма. М.: ООО «Издательство «АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. С.579.

2. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: Материалы заседания «круглого стола»/ Под общ.ред. В.С. Комаровского, Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2005.

3. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profit // New York Times. 1970. 13 Sept., 33. P.122—126.

4. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М., 2004. С.246—247.

5. Хендерсон Д. Нужна ли социальная ответственность бизнесу? // Бизнес и общество. 2003. № 15. С.24—26.

6. Материалы конференции «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха», раздел 2 (Аналитические и методические материалы). М., 2003. 28 марта. С.76.

7. Фетисов А. Второй конгресс российских предпринимателей: тенденции, проблемы и неясные перспективы // Бизнес и политика. 1995. № 11. С.29.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:50 пп