Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Общественный идеал как объект воздействия государственной информационной политики

Общественный идеал — явление вполне реальное, он «живет» в душе народа, в общественном сознании россиян. Но он не отражен ни в программах политических партий и общественных объединений, ни в Конституции РФ, ни в других нормативных документах, регламентирующих жизнь государства и общества.

Он недостаточно изучен общественной наукой. Такая ситуация опасна, и она должна быть исправлена — на политологическом, политическом и правовом уровнях.

Кирилл МАРКЕЛОВ — кандидат филологических наук, доцент кафедры информационной политики РАГС

Общественный идеал как объект воздействия государственной информационной политики выбран для научного исследования на основе анализа законов развития общественных отношений, в частности закона экономии социальных усилий, отражающего два вектора социального развития: 1) вектор минимизации общественных затрат, суть которого состоит в том, что на условную единицу производства общество затрачивает все меньше необходимого времени; 2) вектор исторического движения от более трудоемких к менее трудоемким способам производства: от ручного труда — к машинам, от счет — к калькулятору, от печатной машинки — к компьютеру и т.п. [1]

Французский антрополог П. Бурдье доказал, что аналогичные законы действуют и в области культурной организации социума: в конкурентной борьбе выигрывают те социальные образования, которые тратят меньше времени на согласование совместных действий, разъяснение коллективных целей, а также на то, чтобы общественно полезные действия совершались с «минимальным психологическим напряжением». Отсюда возникло понятие «коллективного символического капитала», к которому Бурдье относил коллективную память, общественные цели, проекты, культуру, духовную сферу социума [2].

Общественный идеал (консолидированное понимание и ощущение людей, образующих социум, того, как должно быть устроено общество в совершенстве; глубинный запрос социумом образцовой схемы общественного устройства) является наиболее важным элементом символического капитала нации, который необходимо защищать, восстанавливать и корректировать. Исходя из этого мы выделяем три функции государственной информационной политики в отношении общественного идеала: 1) защитная; 2) реабилитационная; 3) корректировочная.

Дадим краткое обоснование этих функций.

Обобщение работ по информационным войнам [3] позволяет сделать следующий вывод: чтобы устранить геополитического конкурента с мировой арены, можно затеять с ним тотальную «горячую» войну, последствия которой непредсказуемы. Но можно пойти более надежным и малозатратным путем — создать условия для разрушения общественного идеала конкурента и превратить нацию в рыхлую аморфную массу, неспособную ощущать себя как единое целое. История ХХ века наглядно показывает: основным оружием уничтожения общественного идеала являются средства массовой информации и коммуникации (СМИ и МК). Только они могут воздействовать на общественное сознание синхронизованно и единомоментно. Одно из основных социальных открытий прошлого столетия состоит в том, что символический капитал можно уничтожить не только реально, но и виртуально, придав ему негативный имидж и изгойский социальный статус. Вот здесь-то СМИ и МК и превращаются в оружие, с помощью которого формируется представление о надежных и ненадежных банках, демократических и недемократических режимах, президентах-диктаторах и президентах-либералах. Информационная война дешевле войны «горячей», и, как показывает опыт развала СССР, намного эффективнее. Именно поэтому одной из важнейших функций государственной информационной политики является защита общественного идеала нации от негативных информационно-психологических воздействий.

Поскольку общественный идеал россиян находится в реальных условиях «столкновения цивилизаций», экономических, идеологических, информационно-психологических войн, то возникает естественная необходимость проводить его восстановительную терапию. Имеется в виду не догматичное восстановление идеалов «допетровской Руси», «дореволюционной монархии» или советского строя сталинской эпохи. Попытка такого восстановления вредна и опасна. Речь идет о восстановлении ядра общественного идеала (исторически сложившихся социальных идей, свойственных российскому социуму: социальной справедливости, общинности и соборности, святости и сакральности, свободы и вольницы, сильной государственности и др.), при критической деформации которого возникает опасность гибели нации и разрушения государственности. Роль информационной политики в таком восстановлении становится приоритетной.

Процесс глобализации наложил серьезный и необратимый отпечаток на экономическую, политическую, культурную, информационную сферы России. Если с этим фактором не считаться, то можно оказаться в хвосте мировой гонки за геополитическое лидерство, обеспечивающее приоритетный доступ к людским, природным, технологическим, а главное — информационным ресурсам. Именно поэтому задача корректировки общественного идеала должна стать приоритетной для российских властей в ближайшие десятилетия. Подчеркнем, что речь идет не о «шоковой терапии», а о частичной и осторожной адаптации фундаментальных ментальных ценностей, лежащих в основе общественного идеала, под быстро меняющиеся условия окружающего мира, по сути, о катализе адаптивных качеств нации. Главным катализатором этого процесса должна стать информационная сфера общества, а главным инструментом — государственная информационная политика.

В связи с взрывным развитием СМИ, МК, мультимедийных технологий, Интернета государственная информационная политика приобретает сегодня особый статус, сопоставимый со статусом «ядерной реакции», которая может давать свет и тепло, но может уничтожать целые регионы планеты. Чем обернутся СМИ и МК для народа — оружием уничтожения, фактором защиты, инструментом корректировки общественного идеала — зависит от содержательной стороны информационной политики, проводимой государством. Этой причинно-следственной зависимостью, имеющей неоднозначное решение, и определяется актуальность темы проводимого научного исследования.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что общественный идеал современной российской нации должен стать, с одной стороны, мотивационным ядром жизнедеятельности социума и основной управленческой парадигмой государственной власти (в том числе и в сфере информационной политики), а с другой — основным объектом воздействия государственной информационной политики.

Данная гипотеза опирается на мотивационную теорию поведения, зародившуюся в физиологии и перешедшую затем в общественные науки. Согласно канадскому физиологу Г. Селье, человек без жизненных целей впадает в уныние, чувствует себя ничтожным, у него развиваются дистресс и апатия [4]. Как считает российский демограф, профессор И.А. Гундаров, главным деструктивным фактором, вызывающим преждевременную смертность людей и снижение общей продолжительности жизни в национальном масштабе, являются не материальные лишения сами по себе, а чувство закрытой перспективы, порождающее историческую безнадежность [5]. По мнению профессора В.Д. Попова, все это приводит к фрустрации, апатии, тревоге, страху за будущее, агрессии, а в итоге — к психическим и физическим заболеваниям личности и общества [6].

Как повод для научной дискуссии мы выдвигаем несколько положений:

1. Катастрофическая демографическая ситуация, в которой находится современная Россия, стагнация экономики, упадок нравственности, деградация социальной и духовной сфер, коррупция на всех уровнях власти предопределили необходимость создания социальной теории, связывающей историческое выживание российской нации с наличием в обществе здорового позитивного консолидирующего общественного идеала, на основе которого — через государственную информационную политику — можно выстраивать систему государственного управления, опираясь на стратегические цели общественного развития.

2. Общественный идеал в явной или скрытой форме присутствует у каждой нации, в том числе и у россиян. На онтологическом уровне в современной России он выражен идеями:

* социальной справедливости, понимаемой большинством россиян как набор определенных социальных установок: отрицание сверхбогатства, равенство представителей всех сословий в служении отечеству, равенство всех граждан перед законом, принцип вознаграждения «по труду» и пр.;

* свободы и вольницы, предполагающей в большей степени свободу духа, чем свободу предпринимательства, вероисповедания, слова и прочие «свободы», свойственные западной демократии. Эта идея, по мнению А. Бакунина, Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Булгакова, характеризуется тягой к перемещению в большом материковом пространстве, нежеланием признавать рамки и ограничения, бунтарством, юродством, духовным скитальчеством;

* святости и сакральности, основанной на иррациональной вере в некие высшие принципы, которые касаются не только религии, но и светской жизни, распространяются на экономические отношения и даже на политику. Отсюда иррациональная вера во власть, хорошего царя, которого народ противопоставлял плохим боярам, идеалы коммунизма, народного президента, справедливые реформы и т.п.;

* общинности и соборности, уходящей истоками в крестьянскую, скотоводческую, ремесленническую общину (артель), которая коллективистские ценности ставила выше личностных; соборность — духовная сторона коллективизма, а общинность — ее бытовое, хозяйственное воплощение;

* сильной государственности, выросшей из исторической необходимости формирования мощного социального инструмента защиты народов России от внутренних невзгод и внешних посягательств.

Как один из важнейших субстратов формирования российского общественного идеала выделен эсхатологический мотив мироощущения и мировоззрения россиян, суть которого сводится к архитипической устремленности в день завтрашний, к приоритету будущего перед настоящим, историческому подвижничеству и альтруизму.

Наличие в массовом сознании современных россиян перечисленных социальных идей и мотивов подтверждается результатами всероссийских социологических опросов, проводимых различными социологическими центрами и институтами в период с 2002 по 2005 гг.1

Одна из основных задач государственной власти состоит в том, чтобы в критическое для нации время реализовать общественный идеал в виде позитивной идеологии, основным субстратом которой должны стать единые для нации — поддержанные и одобренные большинством — стратегические цели развития.

3. Общественный идеал выполняет две важнейшие социальные функции: мотивационную и коммуникативную. Он является фактором социального целеполагания — маяком общественного развития, компасом, показывающим направление эволюции государства и общества. В то же время он способствует осуществлению в обществе коммуникации на всех уровнях, но только в том случае, если он одинаково «властвует» над всеми слоями общества, включая политическую, экономическую и культурную элиту страны. В современной России между собой борются два идеала общественного устройства — «традиционистский», отражающий потребность народа в реализации идей социальной справедливости, сильной государственности и др., и «модернистский», отражающий потребность властной элиты в реализации идей классического либерализма (сверхбогатство, независимость от контроля со стороны общества, корпоративная мораль и пр.). Каждый из идеалов создает автономное коммуникативное пространство, что не позволяет государству и обществу полноценно функционировать и развиваться. Для преодоления коммуникативного разрыва необходимо, во-первых, изменить курс развития страны в сторону реализации традиционных для России общественных идеалов, и, во-вторых, разработать концепцию государственной информационной политики, основное предназначение которой состоит в формировании и информационном сопровождении новой консолидирующей государственной идеологии, отражающей традиционные общественные идеалы России и учитывающей глобальные социальные тенденции. Новая государственная идеология призвана помочь восстановлению единого коммуникативного пространства страны и способствовать наведению коммуникативного «мостика» между властью и народом, а также различными частями общества.

4. Для того чтобы воздействие государственной информационной политики на общественный идеал было успешным и результативным, необходимо разработать теоретико-прикладные принципы и механизмы формирования и реализации государственной информационной политики. Одна из фундаментальных задач науки состоит в подведении теоретической базы под разработку этих важнейших принципов и механизмов. В качестве стержневого предлагается использовать социально-информациологический подход, акцентирующий внимание на исследовании информационно-коммуникативной сущности любых социальных отношений, в том числе внутри треугольника «власть — СМИ — общество» [7]. На этой основе формулируются теоретико-прикладные принципы формирования государственной информационной политики и в качестве важнейшего практического механизма воздействия государственной власти на общественный идеал предлагается создание: а) информационно-аналитического центра, разрабатывающего стратегию и тактику государственной информационной политики; б) государственного медиа-холдинга, воплощающего на практике теоретико-прикладные разработки этого центра.

Процесс формирования и функционирования государственного медиа-холдинга должен контролироваться Наблюдательными советами, Общественной палатой, Парламентом и, конечно же, главным гарантом Конституции — Президентом Российской Федерации. Проект этого решения необходимо широко обсуждать в прессе с участием самых различных слоев населения. Только при общенациональном консенсусе этот проект будет иметь право на реализацию.

Литература

1. Clark C. The Condition of Economic Progress. Macmillan, 1940; Fuchs V. The Service Economy. N.Y., 1968; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

2. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. С.101-103.

3. Кара-Мурза С. Потерянный разум. М., 2005; Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 1999; Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000; Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1999; Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. М., 2003 и др.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. М.,1982. С.65-79.

5. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. 2001. № 5.

6. Попов В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ. М., 2005.

7. Попов В.Д. Социальная информациология — наука XXI века. М., 2004.

1 Опросы проводились на следующие темы: «Ценности социальной справедливости в массовом сознании россиян». Социологический центр РАГС. М.,2003; «Новая Россия: десять лет реформ». Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук (ИКСИ РАН). М., 2002; «Российский средний класс: динамика изменений (1999-2003 гг.)». ИКСИ РАН. М., 2003; «Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998 – 2004 гг.)». ИКСИ РАН. М., 2005; «Собственность в жизни россиян: домыслы и реальность». ИКСИ РАН, 2005.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:49 пп