Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Взаимодействие власти и предпринимательства в развитии экономики города

Михаил ПАВЛЕНКОВ — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры управления, экономики и финансов Дзержинского филиала ВВАГС

Унифицированный подход к проведению экономических реформ, не учитывающий условия конкретных территорий, совершенно неприемлем. Поэтому программа реформ города не может ограничиваться системой унифицированных мероприятий. Необходимо принимать во внимание специфику регионов в осуществлении структурной инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики и, кроме того, переносить ряд направлений реформы на городской уровень — особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природных ресурсов. Следует также децентрализовать процессы управления реформой, активизировать экономическую деятельность на местах, разрабатывать специальные программы проведения реформ в городе как часть региональной программы.

Городская политика должна охватывать весь комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, осуществляемых федеральными и региональными государственными органами. В то же время практика показывает, что интересы отдельных предприятий далеко не всегда совпадают с интересами города. В этом смысле городская политика должна представлять собой своеобразный компромисс между интересами города и интересами предприятий.

Исходя из целей городской политики формируются и ее задачи. В нашем случае — применительно к г. Дзержинску Нижегородской области — они таковы: реконструкция экономики, модернизация инфраструктуры, оздоровление экономической среды; преодоление депрессивного состояния предприятий; стабилизация социально-экономического положения; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры; стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств; формирование научного химического центра для внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

Основными источниками реализации экономических и социальных программ должны стать собственные средства предприятий и организаций, банковские кредиты, средства бюджетов города и области. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия для привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов.

Одним из методов стимулирования экономики, воздействующим на оживление производства и осуществление структурной перестройки, может быть использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в прогрессивные производства, требующие новых инвестиций. Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям финансировать ускоренную модернизацию своего производства. В целях повышения инвестиционной активности в регионах целесообразно прибегать к выплатам инвестиционных премий за сооружение объектов, практиковать гарантии на получение ссуды (как на правительственном уровне, так и на уровне региональных органов исполнительной власти), способствовать созданию территориальных и межпроизводственных акционерных обществ для строительства объектов, в которых заинтересован город.

Для успешного решения задач необходимо обеспечить рациональное сочетание конкретных подходов к решению проблем и общих принципов функционирования рынка, общих правил взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Должны получить развитие различные формы экономической интеграции через ассоциации для координированного решения важнейших задач социально-экономического развития, в том числе таких, как:

— разработка и реализация программ экономического и социального развития, создание для этого необходимых фондов;

— осуществление мероприятий, направленных на развитие производств в новых условиях, институциональные преобразования;

— объединение сил и средств для использования новейших технологий;

— изучение рынка труда, содействие в трудоустройстве и переподготовке кадров;

— разработка и осуществление совместных программ по возрождению культуры, охране окружающей среды.

Переход от директивно управляемой экономики к рынку означает прежде всего изменение форм и содержания планирования. Меняется само назначение планирования. Если в директивно управляемой экономике план выступал как совокупность командно-распорядительных решений, обязательных для всех хозяйствующих субъектов, то в рыночной экономике план приобретает индикативный характер и перестает подчинять себе весь процесс управления. Из инструмента оперативного управления он превращается в инструмент принятия стратегических решений. При этом понятие «стратегический» связывается не с долгосрочностью принимаемых решений, а с их характером. План-прогноз становится основой для выработки рациональной экономической политики, отражающей стратегию и позволяющей избежать значительных потерь, связанных с негативной динамикой социально-экономических процессов, и достигнуть поставленных целей развития.

Цель — обеспечение комплексного социально-экономического развития города. В свою очередь, комплексность предполагает развитие отраслей, связанных с удовлетворением материальных и духовных потребностей населения, проживающего на данной территории, а также осуществление мероприятий по охране окружающей среды.

Назначение — обоснование направленности перспектив развития, предоставление информационного материала для выработки экономической политики и принятия конкретных управленческих решений. Логика должна определяться требованием целостного комплексного представления о социально-экономической ситуации на прогнозный период.

При разработке комплексного плана-прогноза особое значение приобретает выбор методов расчета планово-прогнозных показателей. Если при составлении прогнозов допущены ошибки, а на основе прогноза разрабатываются определенные мероприятия, то и сами мероприятия будут неверными. Конечно, прогноз в экономике всегда связан с риском, так как ошибки вполне вероятны, но от того, насколько обоснован выбор метода прогнозирования, зависит величина этой ошибки.

План-прогноз не может разрабатываться как свод показателей предприятий. Такой подход был, мягко говоря, не совсем верным и в условиях централизованного директивного планирования.

Теперь в основе показателей лежат лишь намерения самих предприятий и их представление о том, как будет развиваться ситуация, с одной стороны, на рынке используемых ими сырья и материалов, а с другой — на рынке производимой ими продукции. Чаще всего за этими представлениями не стоит ничего, серьезных маркетинговых исследований на большинстве предприятий еще не проводится.

В нынешних условиях меняются и содержание прогноза, и подходы к нему. При административно-приказной системе управления прогнозирование применялось в нормативной форме, т.е. определялось, что нужно сделать, чтобы достигнуть определенной цели к конкретному сроку. В этом выражалась логика распределительного планирования. Сейчас необходимо разработать поисковые прогнозы, определяющие значение параметров на определенный срок при прогнозируемых условиях. Другими словами, речь идет о «двойном» прогнозе: во-первых, прогнозе изменения основных факторов и, во-вторых, прогнозе изменения самих параметров. Естественно, ни в том, ни в другом случаях нельзя положиться на зависимости, сложившиеся в прошлые периоды, так как ситуация нестабильна, находится в состоянии постоянного качественного изменения. Кроме того, в моделях нельзя учесть социальный фактор, играющий особо важную роль во время реформ.

Поэтому в переходный период при разработке прогнозов должны применяться статистические методы, методы логического моделирования и экспертные оценки. Они предполагают не только использование полного объема соответствующей статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на правительственном уровне, а также анализ их возможного влияния на уровень экономической активности и объемы материальных и финансовых ресурсов.

В отдельных случаях можно применять расчеты на основе коэффициентов эластичности, которые показывают изменение одной величины в зависимости от изменения другой. Коэффициенты эластичности могут использоваться, в частности, при прогнозировании спроса на потребительские товары. Известно, например, что спрос на товар зависит от его цены, дохода потребителя и цен на другие взаимозаменяемые товары. Изменение же требуемого потребителем количества определенного товара по отношению к изменению цен характеризует коэффициент эластичности спроса от цены.

По нашему мнению, основным направлением социально-экономической политики органов самоуправления г. Дзержинска на ближайшие 10 лет должны стать:

* содействие реализации федеральных и областных программ;

* поддержка межотраслевых экономических связей между предприятиями на основе долгосрочных контрактов и целевых соглашений;

* стимулирование процессов реструктурирования промышленных предприятий;

* восстановление торгово-экономических связей предприятий области и предприятий стран СНГ;

* привлечение к сотрудничеству с областным промышленным комплексом ведущих корпораций страны;

* формирование и размещение областных правительственных заказов на поставку социально значимой продукции;

* развитие форм организационного взаимодействия между органами власти и управления и основными акционерами-собственниками и директорским корпусом;

* создание научно-технического центра химической отрасли;

* создание комплексной программы развития города.

Эти направления должны быть отражены в программе устойчивого развития города.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:47 пп