Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Структура Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Российская Федерация является демократическим и правовым государством с республиканской формой правления, в котором экономический суверенитет распространяется на всю территорию и где гарантируется единство рыночного пространства, позволяющее приобретать, уступать исключительные имущественные права и свободно использовать объекты интеллектуальной промышленной собственности.

Николай СЕННИКОВ — кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Структура органов государственной власти, регулирующих отношения интеллектуальной промышленной собственности, предполагает функционирование специального аппарата власти, обеспечивающего регистрацию, реализацию и охрану исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

В реализации прав интеллектуальной промышленной собственности государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Уполномоченные органы этих ветвей власти самостоятельны в выполнении своих функций управления отношениями данного вида собственности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам — это монопольно-полномочный орган государственной исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны, а также использования объектов интеллектуальной промышленной собственности, вовлекаемых в хозяйственный оборот, с учетом возможности реализации исключительных имущественных прав авторов, патентообладателей, общества и государства.

Структура упомянутой Федеральной службы определяет строение специального органа государственной власти, порядок осуществления функций исполнительной власти и совокупность устойчивых связей с другими государственными, негосударственными структурами в регулировании отношений интеллектуальной промышленной собственности.

Государственное регулирование правоотношений по поводу интеллектуальной промышленной собственности предполагает регистрацию прав на объект (исключительные имущественные права и личные неимущественные права) и предоставление защиты этих прав от несанкционируемого посягательства на них третьих лиц.

Эти функции непосредственно реализуются разделенными ветвями государственной власти, причем одна ветвь не должна подменять другую и исполнять не свойственные ей функции.

В нынешней ситуации Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам фактически вынуждена заниматься не соответствующими ее правоспособности законодательными и судебными функциями.

На это есть объективные причины. Во-первых, подготовка большинства нормативно-правовых актов непосредственно осуществляется в структурных ведомствах Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, поскольку это обеспечивает привлечение специалистов, работающих в рассматриваемой области общественных отношений. Во-вторых, при принятии судами решений по вопросам защиты прав интеллектуальной промышленной собственности учитываются квалифицированные экспертные заключения, подготавливаемые специалистами Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В сложившейся ситуации реализация функций исполнительной, законодательной и судебной власти в той или иной степени зависит от одной государственной структуры — Федеральной службы по интелектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Это нарушает основы конституционных принципов демократического устройства страны и затрудняет процесс введения объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот.

Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими органами государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации определяется Конституцией и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Организация деятельности государственной власти в России по поводу интеллектуальной промышленной собственности должна определяться федеративным устройством страны и единством государственной власти при структурной организации деятельности самостоятельных ветвей государственной власти. Это позволит перераспределить функции государственной власти, сосредоточенной у Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, и утвердить исходные положения конституционной государственной власти следующим образом.

1. Федеративное устройство России предполагает некую согласованную «двойственность» государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и договорами о распределении предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов Федерации, что обуславливает существование одновременно двух государственных властей — федеральной государственной и государственной субъекта Федерации.

Соответственно определяется порядок реализации власти, обеспечивающий наиболее полную гарантию соблюдения исключительных имущественных и личных неимущественных прав и свобод авторов, патентообладателей в отношениях использования объектов интеллектуальной промышленной собственности.

2. Каждый уровень государственной власти — и федеральный, и в субъекте Федерации — имеет определенную сферу государственного воздействия на общественные отношения интеллектуальной промышленной собственности. В соответствии с Конституцией РФ необходимо создать разветвленную структуру Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, предполагающую организацию сети региональных представительств в субъектах Федерации, которые были бы наделены определенными полномочиями и компетенцией.

Для осуществления своих полномочий федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы государственной власти по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, и осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным договором, в соответствии с федеральным законодательством.

3. На базе патентных информационных центров учреждаются удаленные представительские центры в субъектах, регионах Федерации для выполнения совместных полномочий исполнительной власти РФ на территориях по поводу интеллектуальной промышленной собственности. Удаленные представительские центры находятся в прямом подчинении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в полном соответствии с Федеральным законом № 95 от 04.07.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» (п.3 ст.11) и договорами о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. Компетенция и предметы ведения Федеральной службы и удаленных представительских центров в субъектах, регионах Федерации разграничиваются с учетом единства целей, задач государственного регулирования отношений по поводу интеллектуальной промышленной собственности. Положение о разделении ветвей власти и перераспределении полномочий определяется региональными особенностями развития хозяйственно-предпринимательских отношений каждого субъекта в отдельности на основании принципов, позволяющих реализовать приоритет прав и свобод человека и гражданина, свободу экономического предпринимательства.

Система органов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам определяет правоспособность региональных представительств в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, образуя единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Это позволит юридически упорядочить организацию общественных отношений, возникающих при создании, регистрации, введении в хозяйственный оборот и охрану прав интеллектуальной промышленной собственности, и регламентировать правовые средства, разрешенные законом по поводу установления правового режима использования изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

Правовой режим, поддерживаемый удаленными представительствами Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, предполагает регистрацию, проведение формальной экспертизы и предоставление права использования интеллектуального творческого результата на период проведения в Роспатенте экспертизы по существу. Это обеспечит более широкое применение данных объектов интеллектуальной промышленной собственности в отношении открытых для хозяйственного использования и секретных изобретений.

При проведении формальной экспертизы в удаленном представительстве Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам устанавливаются следующие обстоятельства для открытых изобретений:

1) количественное соответствие необходимых документов и правильность их составления для получения патента на изобретение;

2) соотносимость предмета заявки на получение патента с объектами, которые согласно закону могут быть признаны изобретениями;

3) подтверждение требования единства формулы изобретения;

4) определение не изменяют ли дополнительные материалы, приложенные к заявке, сущность заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности — изобретения (соблюдается ли порядок их представления);

5) установление соответствия указанной в заявке классификации изобретения;

6) проверка полномочия лиц, представляющих авторов, иных лиц, обладающих правом на заявку (доверенность, удостоверяющая полномочия патентного поверенного).

Для секретных изобретений устанавливаются: порядок признания заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности секретным изобретением, что обязывает введение в круг субъектов патентно-правовых отношений компетентного лица, обладающего соответствующими полномочиями; режим конфиденциальности и мер ответственности за разглашение сущности заявленного изобретения; запрет на открытое использование заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности, поскольку в случае признания объекта патентоспособным исключительные имущественные права принадлежат государству.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам проводит экспертизу по существу (патентную экспертизу) в отношении признания заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности патентоспособным изобретением. Это предполагает:

* проверку критерия новизны заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности;

* устанавление изобретательского уровня (для промышленного образца — оригинальность);

* определение промышленной применимости заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности;

* подтверждение соответствия заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности интересам общества, государства (секретные изобретения).

Поскольку экспертиза по существу на полезную модель не проводится, право на выдачу соответствующего патента предоставляется непосредственно удаленному представительству Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам.

В отношении промышленного образца экспертиза по существу проводится в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам.

Порядок выдачи патента на объект интеллектуальной промышленной собственности непосредственно осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам и предполагает:

1) публикацию в официальном бюллетене сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец автору (авторам), патентообладателю с указанием фамилий, имен, названия, формулы изобретения, полезной модели или перечня существенных признаков промышленного образца и его изображения (после внесения заявителем соответствующего размера патентной пошлины);

2) регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца в Государственном реестре изобретений РФ, Государственном реестре полезных моделей РФ, Государственном реестре промышленных образцов РФ;

3) выдачу патента на имя лица (лиц), которое было указано в тексте заявки. Форма патента и количество содержащихся в нем сведений устанавливаются Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам.

В условиях демократического осуществления государственных властных полномочий децентрализованная структура Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам обеспечит максимально полную возможность регистрации объектов интеллектуальной промышленной собственности с целью их эффективного вовлечения в хозяйственный, гражданский оборот и получения соответствующего коммерческого дохода авторами, правообладателями и будет способствовать функционированию конкурентоспособного рынка, развитию отечественного товарного производства и эффективному внедрению секретных изобретений в производство ВПК.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:31 пп