Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Когда принят закон

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 1 февраля 2005 года вступил в силу, и уже возможно попытаться оценить некоторые предварительные результаты его реализации в Аппарате Государственной думы и обозначить назревшие проблемы, нуждающиеся в разрешении.

Журнал «ГС» обратился с такой просьбой к руководителю Аппарата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации А.Н. Лотореву и сегодня публикует его статью.

Для осуществления подготовки работников Аппарата Государственной думы (далее по тексту — Аппарат ГД) к введению нового законодательства о государственной гражданской службе мы организовали для них повышение квалификации по специальным профессионально ориентированным учебным программам: «Государственное управление: правовое регулирование государственной гражданской службы»; «Актуальные проблемы государственного управления: административная реформа и ее взаимосвязь с реформой государственной гражданской службы». Также был подготовлен комплексный План по реализации положений данного ФЗ в Аппарате ГД.

В соответствии с ним на настоящий момент уже разработано и утверждено около десяти нормативных актов, в числе которых:

* Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата ГД и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

* Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим в Аппарате ГД.

* Примерные формы служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате ГД.

* Перечень тестов для сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата ГД.

* Положение о конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате ГД.

Аппарат ГД одним из первых приступил к проведению квалификационных экзаменов и присвоению классных чинов гражданским служащим. Учитывая, что проведение квалификационных экзаменов в государственных органах еще пока не началось, утвержденный и апробированный в Аппарате ГД порядок проведения квалификационных экзаменов для присвоения классных чинов гражданским служащим — это наше «ноу-хау», методику которого мы планируем в дальнейшем развивать и совершенствовать.

Проведение квалификационных экзаменов

Перед сдачей квалификационного экзамена для присвоения первого или очередного классного чина для гражданских служащих, которые работают в Аппарате ГД на постоянной основе и не имеют классного чина, либо имеющийся у них классный чин не соответствует замещаемой ими должности, был проведен комплекс подготовительных мероприятий.

В информационной сети Государственной думы «Интранет» на странице Управления государственной службы и кадров была размещена необходимая информация, в том числе перечень тестов для сдачи теоретической части квалификационного экзамена.

До проведения квалификационного экзамена более 200 гражданским служащим была предоставлена возможность пройти пробное тестирование с использованием электронной компьютерной программы первого этапа (теоретической части) квалификационного экзамена.

В итоге из 295 гражданских служащих, в отношении которых было принято решение о проведении квалификационного экзамена, 216 гражданским служащим был присвоен классный чин. С начала работы нынешней сессии Государственной думы работа аттестационных комиссий продолжена и обеспечен поэтапный прием экзамена у тех, кто по разным уважительным причинам не успел это сделать.

В Аппарате ГД также была проведена необходимая работа по присвоению классных чинов без проведения квалификационного экзамена гражданским служащим, с которыми заключается срочный служебный контракт. Это работники секретариатов Председателя Государственной думы, его заместителей, аппаратов депутатских фракций и др.

Заключение служебных контрактов

В соответствии с Федеральным законом и Указом Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» были разработаны и утверждены Председателем Государственной думы формы служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате, а также определен представитель нанимателя — Председатель Государственной думы либо руководитель Аппарата Государственной думы — для конкретных должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате.

Заключение служебных контрактов с государственными гражданскими служащими Аппарата проводится поэтапно. Началась работа по заключению срочных служебных контрактов с гражданами Российской Федерации (государственными гражданскими служащими), впервые или вновь поступающими на государственную гражданскую службу в Аппарат ГД, а также с государственными гражданскими служащими, достигшими возраста 60 лет или старше. Затем эта работа была продолжена с другими государственными гражданскими служащими Аппарата при переназначении на другую должность, при присвоении классного чина и других изменениях.

При проведении работы, связанной с заключением служебных контрактов в Аппарате ГД, мы столкнулись со следующими проблемами.

Во-первых, вышеназванный указ Президента Российской Федерации обязал в трехмесячный срок обеспечить переоформление трудовых договоров, заключенных ранее с государственными служащими, в служебные контракты. Как показала практика, это очень малый срок для такой работы в Аппарате ГД, где более 1500 гражданских служащих.

Во-вторых, до приведения наименований должностей в штатном расписании Аппарата в соответствие с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, который до сих пор не утвержден, в служебных контрактах используются прежние наименования должностей, установленные Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года № 981 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 1634). В них не определяется категория должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, к которой относится должность, замещаемая гражданским служащим, а также установлены старые условия оплаты труда.

Помимо этого, вступление в силу указов Президента Российской Федерации о Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы и денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих потребует внесения соответствующих изменений во все заключенные служебные контракты, которые, согласно утвержденной Президентом Российской Федерации примерной форме служебного контракта, должны будут оформляться на основании распоряжений Председателя Государственной думы либо руководителя Аппарата путем заключения дополнительных соглашений в письменном виде. При этих обстоятельствах процедура заключения служебных контрактов значительно усложнится, фактически предстоит выполнить двойной объем работ, связанных с их заключением.

Следующим этапом этой работы должно стать заключение служебных контрактов с помощниками депутатов Государственной думы. На этой проблеме, являющейся специфичной для Аппарата ГД, позволю себе остановиться особо.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»» были внесены изменения в отдельные положения, касающиеся правового статуса помощников депутатов Государственной думы по работе в Государственной думе. При этом Аппарат ГД столкнулся с многочисленными проблемами. Они сводятся к следующему.

Данным Федеральным законом установлено, что помощник депутата Государственной думы, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории «помощники (советники)», замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы, и законодательство о государственной гражданской службе распространяется на такого помощника в полном объеме, причем форма исполнения обязанностей по этой должности (по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору) определяется непосредственно депутатом Государственной думы.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральным государственным гражданским служащим Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренной в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, в соответствии с актом о назначении на должность и по служебному контракту и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Должность «помощник депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по работе в Государственной думе», при условии ее замещения по срочному служебному контракту, по предложению Аппарата Государственной думы включена в проект Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Однако отсутствие до сих пор Реестра и условий оплаты труда по данной должности не позволяет осуществить работу по реализации норм Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»».

В условиях отсутствия основополагающих нормативных правовых актов, определяющих в установленном порядке статус помощников как государственных гражданских служащих, обостряется вопрос о порядке приема на работу помощников депутатов Государственной думы и их правовом положении. До сих пор замещение этой должности осуществляется на условиях трудового договора, в том числе при приеме на работу в качестве федеральных государственных гражданских служащих помощников депутатов Государственной думы.

Вопросы требуют решения

Как известно, одновременно с вступлением в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вышел ряд указов Президента Российской Федерации по вопросам прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации: об аттестации, о порядке сдачи квалификационного экзамена, о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, о классных чинах, несколько позже — об утверждении примерной формы служебного контракта и некоторые другие.

Однако до настоящего времени еще не издан ряд ключевых указов Президента Российской Федерации, необходимых для реализации положений названного Федерального закона и уже принятых указов, в частности, о Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих и др., в связи с чем работа по его практическому применению осложняется, а в ряде случаев представляется проблематичной.

Хотелось бы также затронуть еще одну нерешенную до сих пор проблему, связанную с реализацией Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являющуюся для меня, как руководителя Аппарата ГД, наболевшей, — это отсутствие утвержденных условий и порядка предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.

Ненормированный служебный день установлен Федеральным законом для всех гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп должностей, он вводится служебным распорядком, утвержденным руководителем государственного органа, по действующему перечню должностей, а для каждого конкретного гражданского служащего — служебным контрактом.

В настоящее время разработан и подготовлен к утверждению проект Служебного распорядка Аппарата ГД, которым предварительно определен перечень должностей гражданской службы, относящихся к ведущей, старшей и младшей группам Аппарата, при замещении которых гражданским служащим устанавливается ненормированный служебный день.

Однако необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом порядок и условия предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, работающим в режиме ненормированного служебного дня, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Поэтому этот отпуск может представляться только после вступления в силу соответствующего постановления об утверждении порядка и условий его предоставления. Таким образом, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, хотя и гарантируется федеральным законом для гражданских служащих, которым установлен этот режим, однако механизм его предоставления не утвержден, то есть в этой части федеральный закон до сих пор не может применяться.

При этом следует отметить, что по вопросу о должностях, включаемых в Перечень должностей, утверждаемый Президентом Российской Федерации, а также о продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный служебный день существуют различные мнения и уже принятые решения. Так, в ряде федеральных органов исполнительной власти дополнительный отпуск за ненормированный служебный день устанавливается всем федеральным государственным гражданским служащим. Что касается его продолжительности, то в принятых федеральными органами исполнительной власти собственных локальных нормативных актах она варьируется от 3 календарных дней (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14 мая 2005 г. № 94, зарегистрированный в Минюсте России 15 июля 2005 г. № 6795) до 12 календарных дней (приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 2 июня 2005 г. № 161, зарегистрированный в Минюсте России 4 июля 2005 г. № 6795). Учитывая такой диапазон размеров этого отпуска, представляется целесообразным установление более четких критериев его предоставления с учетом специфики выполняемых работ и необходимости исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Мы ждем, когда этот вопрос будет урегулирован соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

Значительная роль в этой работе отводится Учебно-методическому совету, созданному при руководителе Аппарата ГД. В нем наряду с ведущими специалистами Аппарата, большинство из которых имеют ученые степени и ученые звания, активно работают представители Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета — Высшей школы экономики, Российского государственного социального университета и другие ученые и специалисты.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:27 пп