Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Кадры для местного самоуправления: проблемы и пути их решения

В октябре с.г. состоялась встреча профессорско-преподавательского состава РАГС и ректоров региональных академий госслужбы с министром регионального развития Российской Федерации Владимиром Яковлевым, посвященная вопросам реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Журнал «ГС» предлагает вниманию читателей краткое изложение выступления министра и некоторых участников встречи, а также ответы В. Яковлева на вопросы.

Владимир ЯКОВЛЕВ — министр регионального развития РФ

Для Российской Федерации реформирование местного самоуправления является важнейшим направлением реформирования всей системы публичной власти.

Одной из основных задач реформы местного самоуправления является вопрос подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров муниципальных служащих.

По состоянию на сегодняшний день общее количество муниципальных образований в России составляет 24 510. Возросшее более чем в два раза количество муниципальных образований влечет за собой решение сложнейшего вопроса — подготовки кадров как для вновь созданных, так и для имеющихся муниципальных образований, служащие которых должны быть адаптированы к новым реалиям федерального законодательства.

При этом следует учитывать и то, что объем работы по подготовке высших управленческих кадров федеральной государственной службы в 2006 году возрастет также более чем в 1,5 раза, поскольку профессиональную переподготовку и повышение квалификации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные служащие будут проходить 1 раз в 3 года, а не в 5 лет, как было ранее.

В настоящее время подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляют 156 учебных заведений, разных по типу и статусу, в числе которых университеты, институты, научно-образовательные центры и центры дополнительного профессионального образования, расположенные в 81 субъекте Российской Федерации.

Наиболее значительная роль в области подготовки государственных и муниципальных служащих сегодня принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

По поручению Правительства Российской Федерации рабочая группа, состоящая из представителей Российской академии государственной службы, Академии народного хозяйства, Финансовой академии, Санкт-Петербургского государственного университета и других учебных заведений, разработала предложения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для реализации нового закона о местном самоуправлении. Эта деятельность должна состоять из трех элементов:

1. Плановая подготовка, включающая подготовку молодежи в вузах для работы в муниципальных органах, то есть обучение на очных отделениях лиц, не имеющих опыта работы в органах местного самоуправления и специального образования.

2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих по специальным программам, связанным с вопросами реализации 131-го Федерального закона.

3. «Чрезвычайная» подготовка и обучение всех муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц, а также специальная подготовка заинтересованных лиц в рамках реформирования местного самоуправления в связи с вступлением в силу 131-го Федерального закона. Особенно необходимо уделить внимание подготовке глав муниципальных образований и муниципальных финансистов.

Подготовка кадров для органов местного самоуправления может осуществляться на трех уровнях:

1-й уровень — Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации в Москве — для подготовки высшего кадрового звена муниципальных образований, а также высшего звена преподавателей учебных заведений, осуществляющих подготовку государственных и муниципальных служащих;

2-й уровень — региональные академии, институты повышения квалификации, филиалы и представительства филиалов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в субъектах Российской Федерации — для подготовки среднего кадрового звена муниципальных образований, а также преподавателей;

3-й уровень — межмуниципальные (региональные) центры профессионального обучения муниципальных кадров городских округов и муниципальных районов в административных центрах субъектов Российской Федерации и муниципальные центры профессионального обучения муниципальных кадров поселений — в городах и центрах муниципальных районов, которые будут готовить муниципальные кадры с учетом местных особенностей.

Учитывая общее количество муниципальных служащих, текущий уровень их профессиональной подготовки и территориальное распределение, обеспечить комплексную подготовку кадров и дальнейшее сопровождение их деятельности возможно в рамках единого подхода с помощью создания сети региональных учебно-методических центров подготовки кадров и Федерального центра поддержки и сопровождения работы органов местного самоуправления.

Работа должна осуществляться по следующим направлениям:

* разработка учебно-методического комплекса;

* подготовка высококвалифицированного научно-педагогического состава;

* создание сети региональных учебно-методических центров для подготовки кадров;

* создание Федерального центра поддержки и сопровождения.

Единый учебно-методический комплекс

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка кадров во всех региональных учебно-методических центрах должна осуществляться по типовым образовательным программам, с учетом соответствующих квалификационных требований.

В состав единого учебно-методического комплекса будет входить система дистанционного обучения, обеспечивающая централизованный учебный процесс для большого количества территориально распределенных групп слушателей, предоставляя доступ к учебным материалам в электронном виде и ряду интерактивных учебных курсов.

Подготовка преподавательского состава

Подготовку высококвалифицированного научно-педагогического состава следует вести из числа преподавателей уполномоченных региональных вузов и специалистов федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Подготовка преподавателей будет осуществляться на базе РАГС, АНХ, ФА и СПбГУ.

Для каждого учебно-методического центра необходимо подготовить восемь преподавателей (четыре преподавателя для ведения теоретической подготовки и проведения консультаций и четыре преподавателя для проведения практических занятий с учебными версиями автоматизированных информационных систем).

В результате подготовки преподаватели получат актуальную информацию по преподаваемым курсам и современным педагогическим технологиям, навыки работы с учебными версиями программных продуктов и с системой дистанционного обучения.

Преподаватели получат необходимые методические материалы и инструментарий для проведения занятий в учебно-методическом центре.

Учебно-методические центры

Необходимость создания сети учебно-методических центров вызвана тем фактом, что в составе 24,5 тыс. муниципальных образований в Российской Федерации почти 13 тыс. — это вновь образованные муниципальные образования.

Подготовка должностных лиц и работников органов местного самоуправления должна осуществляться в регионах, без дальнего отрыва от места работы, по специализациям государственного и муниципального управления, муниципального права, финансам и другим направлениям.

Особое внимание должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей муниципальных образований и служащих финансовых органов.

Федеральный центр поддержки и сопровождения

Федеральный центр поддержки и сопровождения является основным связующим элементом, осуществляющим оперативное управление, информационную и технологическую поддержку и сопровождение функционирования учебно-методического комплекса и сети учебно-методических центров.

Федеральный центр поддержки и сопровождения обеспечивает мониторинг, анализ и контроль, централизованный сбор, обработку и предоставление информации и сведений о ходе выполнения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и обратную связь федеральных органов исполнительной власти с региональными и муниципальными органами.

Федеральный центр поддержки и сопровождения ведет необходимые базы данных, программные продукты по соответствующим учебным курсам и иные ресурсы, обеспечивающие хранение, передачу данных и функционирование всех информационных систем, задействованных в работе системы.

Мероприятия по созданию системы включены в Федеральную целевую программу государственной поддержки местного самоуправления. Средства на их реализацию предусмотрены в предложениях на корректировку федерального бюджета на 2005 год, которые сейчас рассматриваются в Государственной думе.

Сумма финансирования согласована с Минфином России.

Мероприятия должны быть утверждены Правительством Российской Федерации, сейчас заканчивается их согласование с заинтересованными министерствами.

Министерство регионального развития РФ направило запросы в Минобрнауки России, губернаторам всех субъектов Российской Федерации, а также в региональные академии государственной службы с просьбой представить конкретные предложения по учебным заведениям, которые могут стать учебно-методическими центрами. Такие предложения поступают.

Следует сказать, что 2005 год можно было бы назвать годом создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации реформы местного самоуправления, но для этого еще предстоит очень много поработать.

Из выступлений участников встречи с министром регионального развития Российской Федерации В. Яковлевым

В. Лоскутов — ректор Уральской академии государственной службы: «Я думаю, что в нашей системе существует значительный потенциал, который позволит справиться с проблемой подготовки кадров муниципального уровня. И тем не менее… Если все вузы Уральского федерального округа (УФО) подключатся к этой проблеме, то мы сможем реально осуществить подготовку кадров только по части повышения квалификации на 60%. Сегодня нам надо объединять усилия. Наблюдая за поведением разных субъектов образовательных услуг, которые хотели бы этой проблемой заниматься, я сделал вывод, что сейчас мы идем в разные стороны, хотя потенциал для объединения у нас, безусловно, существует.

В результате предстоящего резкого роста рынка образовательных услуг для служащих муниципалитетов, мне кажется, может существенно упасть качество образования. Нужно подумать, чтобы в государстве в системе образования существовали какие-то конструкции, которые бы отвечали за качество образования на этом уровне. У нас в УФО по инициативе полпреда создан экспертный совет, который будет лицензировать все программы и методические материалы, предназначенные для подготовки муниципальных кадров. И на рынок они выйдут только после коллективного одобрения.

Уже в течение года мы используем разработку, подготовленную РАГС, — 500-часовую программу для муниципальных кадров. Она идет очень эффективно, но, я думаю, что надо идти дальше и глубже. Не подумать ли нам о создании российских и региональных центров, которые бы в режиме on-line работали для служащих муниципалитетов, оказывали бы консультативные, образовательные и другие услуги? Муниципалитеты, используя технологии Интернета, должны в любое время суток иметь возможность получить от нас квалифицированную помощь. Если бы такая система была создана, многие проблемы решались бы для них значительно эффективнее.

В этом году в Челябинском, Тюменском и Пермском университетах были созданы институты повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Там, конечно, квалифицированные кадры, но это не те кадры, которые готовы специально работать с муниципалитетами. У них нет необходимого опыта. И если никто не будет заниматься повышением квалификации этих педагогических кадров, то, я думаю, что эту тему мы благополучно завалим через 1-2 года. Здесь система РАГС должна проявить инициативу.

Сейчас в УАГС получают профильное высшее образование 1500 муниципальных служащих. В этом году три наших филиала — Оренбург, Челябинск, Пермь — попросили нас на 1/3 увеличить план приема, потому что к ним волной пошли муниципальные кадры. Так, в Оренбургский филиал из числа избранных в муниципальные образования людей поступили получать профильное высшее образование 7 кандидатов наук. То есть люди понимают, что им нужны знания. Но следует заметить, что в основном они идут за счет собственных средств. И здесь нужно подумать о том, чтобы предусмотреть, может быть, какие-то налоговые льготы для людей, которые занимают определенные должности и за свои деньги приходят получать профильное образование».

Е. Бойко — ректор Сибирской академии государственной службы: «Хочется отметить, что у нас в Сибирском округе новый полномочный представитель Президента РФ А.В. Квашнин вопросы подготовки кадров в рамках ФЗ-131 поставил еще в прошлом году. При этом получилось так, что наша академия оказалась единственной из региональных академий, которая Министерством образования была определена как базовая академия по специальности «Государственное и муниципальное образование». Это дало нам возможность собрать у себя всех преподавателей вузов округа (у нас 19 вузов и 21 филиал) и создать научно-методический совет, через который «прогоняем» учебные программы, разрабатываемые для системы повышения квалификации.

В этот переходный период власти субъекта нашли возможности использовать свои региональные деньги для обучения муниципалов, но мы понимаем, что с 1 января 2006 года это пойдет явно с нарушением бюджетного кодекса в связи с разграничением полномочий. Более того, полагаю, следует подумать и о том, что с 1 января вступит в силу новая редакция Закона (вернее, фактически даже новый закон) «О закупке продукции для государственных и муниципальных нужд». И вот те же самые муниципальные образования, чтобы потратить свою бюджетную копейку на обучение своих кадров, должны будут объявлять конкурс. Это значит, что во все наши 4000 муниципальных образований нам придется посылать всю конкурсную документацию. Этот процесс, как представляется, необходимо упростить».

В заключение В. Яковлев ответил на вопросы участников встречи.

В. Чичканов — проректор по научной работе — директор Института научных исследований и информации РАГС: «Вы знаете, что, к сожалению, у нас нет долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, но субъекты имеют такие стратегии на 10-25 лет. Ваш взгляд на эту проблему».

— Это очень важный и, наверное, главный вопрос. До сих пор развитие экономики в нашей стране шло слишком размягченно, размеренно, каждому по чуть-чуть. Была политика выравнивания. И она, наверное, была возможна в условиях, когда многие территории просто не могли выживать без поддержки федерального бюджета. Мировая и европейская практика показывает и подтверждает, что необходимо создавать опорные точки, переходить к поляризованному развитию, тогда экономика будет развиваться гораздо активнее. Мы подготовили Концепцию регионального развития и пространственную схему развития нашей страны, доложили 30 июня на заседании Правительства Российской Федерации. Оно одобрило направления нашей деятельности. Не могу сказать, что все с восторгом воспринимают идею перехода от выравнивания к поляризованному развитию, тем не менее такое предложение нами было высказано. Оно одобрено, к концу года мы сделаем доклад в Правительство Российской Федерации.

В настоящее время мы рассматриваем стратегии развития территорий. Могу сказать, что из 89 субъектов Российской Федерации стратегии развития в лучшем случае есть в 20 регионах и то требуют доработки. В остальных территориях есть так называемые планы социально-экономического развития с большими пожеланиями, чтобы дали на что-то, чтобы это что-то развивалось. Жизнь от этого не улучшится. Поэтому необходима четкая и понятная стратегия, которая должна быть увязана с развитием государственных направлений. Если стратегии региональные совпадают с приоритетами федерального центра, то во многом будет движение.

В. Попов — зав. кафедрой информационной политики РАГС: «Будет ли адекватное информационное сопровождение ФЗ №131? Будут ли поставлены задачи перед государственными СМИ, не получится ли как с известным законом о льготах?»

— Пока, к сожалению, получается так, как было на 1 января этого года по монетизации льгот. Мы перед Правительством РФ конкретно поставили такую задачу, подготовили медийный план, каким образом сопровождать любой закон, касающийся рынка доступного жилья или ФЗ № 131. Первые средства все-таки выделяются. К сожалению, 28 млн рублей на сопровождение программы, которые выделены по этому году, — сумма мизерная, если учитывать стоимость секунды-минуты в телевизионных программах. Без центральных каналов эту работу провести очень сложно. Тем не менее первый шаг уже сделан, и есть подтверждение и Администрации Президента РФ, и Правительства РФ, что в любых ситуациях исполнение закона возможно только тогда, когда будет его правильное информационное сопровождение.

В. Михайлов — зав. кафедрой внешнеполитической деятельности РАГС, член коллегии Министерства регионального развития РФ: «Устранен ли параллелизм формирования системы местного самоуправления по субъектам Федерации, включая республики?»

— 131-й Федеральный закон и сопровождающие его законы предусматривают четкое разделение полномочий. Я полагаю, что параллелизма не будет. На сегодняшний день во многих случаях он еще присутствует, потому что более высокий уровень власти считает всегда, что ему виднее, что он лучше может исполнить любую задачу. Это относится и к федеральному центру, который до недавнего времени считал, что из Москвы виднее, и поэтому распределял функции, замыкая большую их часть на себя. Сегодня выяснилось, что управлять всеми функциями он не в состоянии. И таких функций очень много. Мы более 100 полномочий из федерального центра подготовили для передачи в регионы.

В. Калягин — директор Владимирского филиала РАГС: «У нас прошли выборы. По договоренности с губернатором во вновь образованных муниципальных образованиях выделено несколько категорий служащих, которых мы начинаем обучать с ноября, так как с 1 января они уже приступят к работе. Правильно ли я Вас понял, что в результате уточнения бюджета в ГД появятся федеральные средства, которыми мы уже сможем в этом году воспользоваться?»

— Федеральные средства уже появляются, так как они пошли в уточненный бюджет. Таким образом, их частичное использование, безусловно, уже возможно. Однако объемы использования должны быть уточнены в вашей общей программе.

Written by admin

Ноябрь 5th, 2018 | 1:27 пп