Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

«Профсоюзы — школа социального партнерства»

Уважаемый главный редактор! Хорошо известно выражение В.И. Ленина: «Профсоюзы — школа коммунизма».

Россия вместо коммунизма решила создать социальное государство. Об этом сказано в ст. 7 Конституции РФ. В. Васильев в своей статье «Органы власти и профсоюзы: пути взаимодействия» («Государственная служба». № 2, 2005 г.) обобщил известные данные о законодательной деятельности профсоюзов РФ в настоящее время. В чем же научная новизна исследования? Считаю, что это может быть овладение отечественными профсоюзами методологией социального партнерства. Поговорить об этом еще раз, думается, будет не лишним, имея в виду тот факт, что в октябре отмечается 100-летие профсоюзов России и 15-летие образования ФНПР.

Александр ЗАРЕЦКИЙ

Две первых фазы Промышленной революции (1750—1870 гг. «Век машин» и 1870—1945 гг. «Энергетическая революция») обозначили интенсивное функционирование эргатической системы «человек-машина». Возникло невиданное ранее локальное сосредоточение на фабриках, заводах людей и техники, которое объективно привело к разделению труда между людьми внутри технологических процессов производств. А. Смит отмечал: «…изобретение всех машин, облегчающих и сокращающих труд, следует, по-видимому, приписывать разделению труда» [Исследование о природе и причинах богатства народа. Антология экономической классики. М., 1993. С.87].

В свою очередь, разделение труда, наличие собственников средств производства (нанятых менеджеров) и работников определило появление особого вида отношений в человеко-машинной среде: социально-трудовых. В контексте этих отношений определилось и такое объективное явление, как социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение), который в социально-трудовой сфере может возникнуть по поводу конкретных трудовых проблем. Среди них:

* режим рабочего времени и сменности;

* оплата труда;

* установление и изменение норм выработки;

* неудовлетворительные санитарно-гигиенические и противопожарные условия труда;

* установление и соблюдение выплаты пособий работникам, которые пострадали в производственных условиях (несчастный случай или приобретенное профессиональное заболевание);

* предоставление отпусков и т.п.

Появление в конце XIX — начале XX вв. профсоюзов было определено объективно. Созданная в 1919 г. Международная организация труда (МОТ) включила в число своих приоритетных направлений деятельности взаимодействие и поддержку профсоюзных организаций. За время своего существования МОТ неоднократно проводила региональные конференции для стран — членов МОТ (среди них был СССР, а теперь — Россия). Например, в 1979 г. на III Европейской конференции принята специальная резолюция «О свободе объединений, правах профсоюзов и промышленных отношениях в Европе» [Костин Л.А. Международная организация труда. М., 2005. С.416].

В развитых странах у профсоюзных организаций накоплен значительный методологический багаж, который позволяет эффективно осуществлять посреднические функции между работниками и работодателями. Важно отметить позицию профсоюзов, ориентированную на социальное партнерство, а не только на защиту одной стороны. Вообще методология социального партнерства как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений сложилась лишь во второй половине ХХ в. и находит применение пока не во всех странах. Дело в том, что социальное партнерство — это объективный механизм регулирования социально-трудовых отношений в рыночной экономике, где обязательно появляются и взаимодействуют два основных участника (класса) таких отношений: собственники средств производства и наемные работники, которые вынужденно продают свою рабочую силу. У этих двух классов прямо противоположные интересы (работник заинтересован в наибольшем количестве профессионально пригодной для него работы и соответственно — в максимальной оплате за свой труд, а работодатель видит свой экономический интерес в выполнении работы наименьшим числом работников с наименьшими затратами на оплату их труда). Поэтому без специального социального механизма согласования интересов этих двух классов невозможно выстраивать никакие трудовые отношения. Роль такого механизма и выполняют профсоюзы совместно с государственными властными органами. Профсоюзы должны стать в России методологической школой социального партнерства. Здесь может быть полезным и опыт социальной работы в системе управления [Зарецкий А.Д. Социальная работа в системе управления // Государственная служба. 2005. № 2. С.140-143]. Теоретико-методологический потенциал социальной работы предполагает социализацию и ресоциализацию индивидов и социальных групп в систему социально-трудовых отношений, и это может быть использовано профсоюзами для развития технологии социального партнерства.

Недостаточная развитость профсоюзной работы в России начала прошлого века привела к взаимной непреодолимой неприязни между работодателями и работниками, закончившейся в конце концов в 1917 г. сменой общественно-политического строя в стране. Анализ экспертных оценок показывает, что в нынешней России созданы предпосылки для аналогичной ситуации. Старая советская соглашательско-конформистская профсоюзная система не претерпела сколь-либо заметных позитивных изменений. Несмотря на действующие в стране законы о легитимном функционировании независимых профсоюзов бюрократическая система властных органов не позволяет им развиваться по естественным социально-гуманитарным законам жизни. Не случайно В.В. Путин подверг отечественную бюрократию резкой критике и обратил внимание общества на невозможность использования в стране в полной мере потенциала гражданского общества [Послание Федеральному собранию Российской Федерации (Текст выступления Президента РФ В.В. Путина перед депутатами Федерального собрания в Кремле 25 апреля 2005 г.) // Российская газета. № 86 (3755). 2005. 26 апреля].

В свете рекомендаций Президента российской бюрократии необходимо перестроить свою деятельность по отношению к профсоюзам, в противном случае неизбежны непредсказуемые последствия. Можно рекомендовать такие направления деятельности:

* регулярное обсуждение проблем организации профсоюзного движения в стране на заседаниях Правительства РФ и региональных правительственных структурах;

* создание специальных теле- и радиоканалов или рубрик по освещению проблем организации и функционирования профсоюзных организаций в различных социально-экономических структурах;

* рассмотрение проблем организации деятельности профсоюзов в предпринимательских структурах на федеральном и региональных уровнях объединений промышленников и предпринимателей;

* обсуждение и принятие специальной концепции под названием «Организационно-политическая роль профсоюзов России в эффективной деятельности социального партнерства».

С уважением,

Александр Зарецкий — доктор экономических наук, профессор Сыктывкарского государственного университета

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 3:18 пп