Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Формирование кадрового состава государственной службы Российской Федерации

Наталья АНТОШИНА — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Волго-Вятской академии государственной службы (г. Н. Новгород)

Актуальность заявленной темы определяется отсутствием единой согласованной системы обучения государственных служащих и, как следствие, снижением уровня профессионализма работников государственного аппарата.

К сожалению, в очередной раз приходится констатировать отсутствие специального механизма работы по кадровым вопросам на государственной службе как на уровне конкретного органа государственной власти, так и на уровне государства. Нет закрепленных принципов и критериев подбора, расстановки, развития, оценки, продвижения, стимулирования кадров государственного аппарата, определенных параметров при решении кадровых проблем и формировании кадрового состава этой категории работников.

Кроме того, до сих пор нет ясности (и законодательство этому способствует) относительно специфики обучения и подготовки кадров для государственной службы как особого вида профессиональной деятельности.

Принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 г., которым определены основные базовые положения по формированию кадрового состава госслужащих, заставило вновь обратиться к этой теме.

Формирование кадрового состава на государственной службе должно быть приоритетным государственным направлением. Понадобятся годы, чтобы он стал действительно постоянным, профессионально подготовленным контингентом работников, стремящихся получить личные перспективы на государственной службе, что, в свою очередь, обеспечивается гарантированным служебным продвижением, материальными условиями.

Уже сегодня необходимо выработать концепцию государственной кадровой политики, в которой четко были бы определены основные требования по обеспечению стабильности кадрового состава, эффективному перемещению кадров, повышению профессионализма, и, конечно, обучению работников государственного аппарата.

Следует согласиться, что «первичным» при формировании кадрового состава органа государственной власти является профессиональная подготовка служащего, которая предопределяет его соответствие замещаемой должности, способствует должностному росту и прямо влияет на эффективность и результативность его профессиональной деятельности.

Проблемы профессионального обучения кадров для государственной службы должны рассматриваться в комплексе, через призму проблем, накопившихся в системе образования государства.

Прежде всего нужно четко представлять, в чем состоит сегодня суть профессионального обучения, подготовки кадров, каковы особенности образования персонала для государственного аппарата, кто осуществляет эту подготовку, каков уровень качества образовательных услуг в данной сфере.

С научно-правовой точки зрения, профессиональная подготовка кадров для государственной службы рассматривается в широком и узком смысле. Можно говорить о подготовке кадров по основным и дополнительным образовательным программам или сузить ее до уровня только дополнительного образования, т.е. говорить о профессиональной подготовке, повышении квалификации и о стажировке государственных служащих.

При соответствующей системе отбора кадров через конкурсные и другие процедуры основными критериями должны стать определение соответствия квалификационным требованиям по должности (справедливости ради отметим, что законодательством они установлены и на практике это используется) и, что самое важное, учет знаний (пусть только теоретических, не апробированных на практике) в области государственного управления.

Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышать квалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно, обучение каждого госслужащего должно носить постоянный характер, т.е. осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний, полученных в результате «базового» образования, и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности. В этой связи необходимо разработать специальные методики обучения государственных служащих, замещающих государственные должности в конкретных органах государственной власти. По сути, речь идет об индивидуальных программах дополнительного профессионального обучения этой категории работников.

В данном контексте еще раз подчеркнем необходимость установления системного нормативно закрепленного подхода, который выражался бы в единых государственных стандартах, принципах, требованиях к учебным учреждениям по подготовке именно государственных служащих.

Система профессионального обучения кадров для государственной службы, на наш взгляд, должна быть представлена:

— определенными образовательными программами, ориентированными на государственное управление (в частности, обязательными специализациями должны быть отдельные государственные направления: государственно-правовая, государственно-экономическая, государственно-финансовая и т.п.);

— специальными государственными стандартами по отдельным специализациям (государственный стандарт должен выражаться и в установлении объема часовой нагрузки, и в определении содержания программ, связанного с новыми тенденциями государственного управления, и изучении накопленного опыта в данной сфере, и в принципах методологического обеспечения учебных курсов);

— учебными учреждениями, получившими право на подготовку работников для государственно-публичного сектора (в основе признания за конкретным учебным учреждением особого статуса должен лежать принцип его тесной взаимосвязи с органами государственной власти, подчинения задачам государственной службы);

— органами управления в данной сфере.

Эта система явится составной частью общей системы образования. Вместе с тем ей должна быть присуща определенная специфика всех названных элементов.

Обеспечение взаимодействия учебных учреждений и органов государственной власти, проведение единой государственной кадровой политики в стране — задача, которая должна быть возложена на специальный орган управления государственной службой Российской Федерации. Пока такой орган отсутствует, но перспектива его создания законодательно уже закреплена.

Обобщая проблемы в этой сфере, выделим самые значимые, решения которых не требует отлагательства:

1. Снижение уровня профессионализма государственных служащих.

2. Неразвитость системы профессионального обучения государственных служащих.

3. Неопределенность организационного механизма профессионального обучения кадров для службы.

4. Отсутствие сети специализированных (базовых) учебных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, выполняющих функции обеспечения органов власти квалифицированными кадрами.

5. Формирование системы государственного заказа на подготовку кадров для государственной и муниципальной службы и целевая подготовка государственных и муниципальных служащих по выполнению функций и задач органов власти.

6. Неэффективность управления профессиональным образованием в данной сфере.

7. Отсутствие эффективных средств и форм взаимодействия государственных органов и учебных учреждений при подготовке кадров для государственной и муниципальной службы.

8. Слабость разработки государственных образовательных стандартов профессионального образования и подготовки кадров для государственной и муниципальной службы.

9. Необходимость изменения основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования кадров для государственной и муниципальной службы, их адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Названные проблемы должны быть решены на уровне специального федерального закона, который как базовый нормативный акт установил бы общие принципы системы профессионального обучения и подготовки кадров для государственной, а возможно, и для муниципальной службы. Необходимость разработки такого документа диктует сама жизнь.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 3:03 пп