Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Нормативно-правовое регулирование целей развития кредитных отношений в Российской Федерации

Ответственность за регулирование кредитных отношений, как и формирование в целом финансовой системы, обеспечивающей финансовую безопасность страны, возложена на государственные органы управления.

Исходным пунктом анализа любой системы государственного регулирования является систематизация нормативно-правовой базы, в которой формализуются все теоретические и практические наработки и отражены все намерения государства в лице государственных органов относительно решения стоящих перед ним задач.

Асет ДЗИАБАЕВА — аспирантка кафедры конкретной экономики и финансов РАГС

Важнейшим условием обеспечения эффективности системы государственного регулирования является четкое определение объекта управления, представление его в виде системы, состоящей из конкретных элементов, а также его взаимосвязи с другими объектами управления, также имеющими представление в виде системы. Противоречивость же определения и структуризации объекта управления, напротив, свидетельствует о том, что предпосылки для создания эффективной системы государственного регулирования пока не созданы, поскольку нет ясности относительно того, какой объект должен подвергаться целенаправленному воздействию со стороны государства. В связи с этим представляется целесообразным исследовать вопрос, связанный с определением «кредитной системы» в российском законодательстве, и взаимосвязи этого понятия с другими составляющими, в частности с финансовой системой. Как отмечается в «Новой экономической энциклопедии», «денежно-кредитная политика и финансовая политика взаимосвязаны — состояние финансовой системы влияет на проведение денежно-кредитной политики, и наоборот. При этом организационно-правовые механизмы проведения этих видов политики серьезно отличаются, в частности, в том, что касается … целей, а также процесса их выработки и реализации» [1]. Эту позицию конкретизирует А.И. Полищук: «Кредитная и финансовая системы выполняют свою роль по четырем ключевым направлениям, которые их и объединяют и разъединяют: авансирование процесса воспроизводства; развитие сферы финансовых и кредитных услуг; совершенствование сферы финансового посредничества; стимулирование эффективного размещения денежных средств» [2].

В то же время вопрос о соотношении понятий «кредитная» и «финансовая» система решается не так однозначно. В зарубежной экономической науке, когда говорят о проблеме формирования и эффективного использования кредитных ресурсов, то чаще пользуются терминами «финансовая система» или «финансовые рынки». Например, Дж. Тобин в 1981 г. получил Нобелевскую премию по экономике «за анализ финансовых рынков и их связь с потреблением, занятостью, выпуском и уровнем цен». Фактически же Дж. Тобин занимался разработкой новой теории инвестиций, модели общего равновесия на рынках денег и капиталов и другими вопросами, которые в российской экономической науке попадают под определение «кредитной», а не «финансовой» системы.

В 1985 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике «за новаторский анализ сбережений и финансовых рынков» Ф. Модильяни, а в 1990 г. — Г. Марковицу, М. Миллеру и У. Шарпу «за новаторскую работу в области теории финансовой экономики» [1, с.350]. Все эти экономисты поднимали вопросы, касающиеся, в том числе, и развития кредитной системы. Например, Ф. Модильяни совместно с М. Миллером разработали теорему, согласно которой рациональный инвестор принимает во внимание будущую прибыльность компании, а не размер и структуру ее долга. Данная теория была изложена в совместной работе Ф. Модильяни и М. Миллера «Стоимость капитала, финансирование корпораций и теория инвестиций». В связи с этим можно сделать вывод о том, что вопрос о соотношении понятий «кредитная» и «финансовая» системы — являются ли они самостоятельными, хотя и взаимозависимыми системами, или же кредитная система является частью, подсистемой финансовой системы — еще не получил однозначного теоретического обоснования. В то же время российский подход находит свое отражение в российском законодательстве.

В «Договоре об образовании СССР», утратившим силу, но представляющим интерес с точки зрения развития представлений об исследуемом объекте государственного управления, используются такие понятия, как «монетная», «денежная» и «кредитная» системы, «установление» которых подлежало ведению СССР в лице его верховных органов [3]. С развитием экономической науки от употребления понятия «монетная система» в последующей законотворческой практике отказались.

В соответствии с п. ж статьи 71 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» именно Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики [4].

В статье 7 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» говорится о том, что «международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации» [5]. То есть разработчики закона различают экономическую, финансовую и кредитную системы Российской Федерации, но игнорируют существование денежной системы. Кроме того, принято считать, что экономическая система может быть представлена в виде множества различных подсистем, включая, в том числе, финансовую, кредитную и денежную. Правовая же система является формой отражения экономической системы в целом и ее отдельных составляющих. Следовательно, употребление в одном ряду таких понятий, как экономическая, правовая, финансовая и кредитная системы неправомерно.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» понятия «кредитной системы» как объекта управления или «кредитной политики» как обособленного направления экономической политики не используются. В соответствии со статьей 4 Банк России «проводит единую государственную денежно-кредитную политику»[6]. При этом в законе не определено понятие «денежно-кредитной политики», отсутствует раздел «Цели и задачи денежно-кредитной политики», не представлена систематизация инструментов государственного регулирования. То есть функция есть, а необходимое раскрытие содержания данной функции отсутствует.

Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что проблема государственного регулирования кредитной системы, обеспечивающей формирование и эффективное использование необходимых для развития российской экономики кредитных ресурсов, не получила еще достаточно системного и комплексного рассмотрения в законодательстве России, поскольку не имеет четкого определения объект управления, а также отсутствуют проработанные с применением известных в мировой практике методов цели реализации кредитной политики как составляющей экономической политики. Все это свидетельствует о необходимости продолжения исследований по данной проблеме, а также снятии противоречивости толкования понятийного аппарата в действующих нормативно-правовых актах. Представляется целесообразным теоретически разработать и отразить в законодательстве следующие вопросы:

— структура кредитной системы и закономерности ее построения;

— варианты изменения количественных пропорций кредитной системы;

— двойственная роль развития кредитной системы и направления снижения негативной стороны ее развития;

— взаимосвязь механизма формирования сбережений и кредитных ресурсов;

— формирование кредитного механизма, направленного на раскрытие возможностей использования кредитных ресурсов в обеспечении экономического роста предприятий и страны в целом.

Литература

1. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005. С.397-398.

2. Полищук А.И. Кредитная система: круг проблем, многообразие мнений. Электронный ресурс: http://vestnik.fa.ru/3(27)2003/6.html.

3. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (принят в г. Москве 30.12.1922 на I съезде Советов СССР) // Съезды Советов в документах. 1917 — 1936. Т. III. М., 1960. С.18.

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.11.2004) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). [Электронный ресурс]. М., 2005.

5. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 05.12.2001). [Электронный ресурс]. М., 2005.

6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004, с изм. от 23.12.2004) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002). [Электронный ресурс]. М., 2005.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 2:35 пп