Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Управление экономическим взаимодействием бизнеса и государства

В современных экономических условиях система управления взаимодействием бизнеса и государства не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. О

на должна базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в процессе взаимодействия бизнеса и власти, но рациональная модель подобного развития пока не найдена. В стране разрабатываются и обсуждаются различные программы реформирования бизнеса, выстраиваются его взаимоотношения с государственными органами управления, реализуются меры по их воплощению. Несмотря на предпринимаемые усилия, экономические и социальные результаты взаимодействия бизнеса и государства не оправдывают ожиданий общества. Они не способствуют эффективному развитию бизнеса в реальном секторе экономики, а доходы, получаемые от его деятельности, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем. Необходимы новые подходы, позволяющие решать данную проблему адекватно требованиям времени.

Сергей ЕВТЮХОВ — кандидат экономических наук, соискатель кафедры общего и специального менеджмента РАГС

Концепция управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах должна включать методологию выявления современной природы связей бизнеса и власти, резервов их использования, ориентированных на усиление его социальных функций и реализацию экономических интересов общества; формирование инновационного управления взаимодействием бизнеса, общества и государства на основе участия населения в процессах гармонизации интересов; использование механизмов защиты социальных интересов общества, переориентирующих функции бизнеса и власти на экономически ответственную политику; создание системы цивилизованного бизнес — лоббирования, обеспечивающего не отраслевые, а корпоративные интересы бизнеса, общества и государства; оценку результатов взаимодействия бизнеса, общества и власти в решении проблем населения и эволюционные изменения ответственности бизнеса перед обществом за реализацию поставленных целей, связывающих социальные стандарты с традициями общества, обусловливающих их сохранение и развитие. Концепция предусматривает:

а) в области институциональных преобразований — создание условий, способствующих объединению преимуществ государства, бизнес — сообщества, институтов гражданского общества и населения, позволяющих получить комплексный эффект в результате реформирования процессов взаимодействия и направить его на реализацию экономических интересов общества;

б) в сфере взаимодействия бизнеса и государства — поэтапное восстановление функций государства, обеспечивающих его стратегическую роль в отношениях с бизнесом, поиск подходящего для России баланса конкуренции с государственным регулированием в данной сфере экономики; формирование управленческих, нормативных, экономических, финансовых и социальных механизмов, гарантирующих стабильность в отношениях бизнеса и государства;

в) во внутренней экономической политике развития бизнеса — реализацию национальной философии, социальных интересов общества; вовлечение населения в инновационное развитие бизнеса; повышение интеллектуальной направленности в развитии бизнеса;

г) во внешней экономической политике — использование системы стратегий завоевания ключевых позиций бизнес — структурами на внешних рынках и обеспечение реализации экономических интересов общества на долгосрочную перспективу; разработку крупномасштабных бизнес — проектов в экономических интересах общества; снижение зависимости экономики страны от утечки финансовых ресурсов за рубеж.

Важно иметь в виду, что установление рациональных связей между бизнесом и государственными органами управления является доминирующим фактором стабилизации современных экономических систем. Для приведения его в действие необходима ясность в определении концептуального подхода к выяснению содержания категорий «государственное регулирование экономики» и «мотивационные установки бизнеса». Целесообразно признание государственного вмешательства в деятельность тех сфер, в которых рынок либо невозможен, либо недостаточно эффективен, а также осознания бизнесом необходимости функционирования в самоорганизующейся конкурентной рыночной среде. Современная методологическая база связей бизнеса и государственных органов управления должна включать в себя: трактовку категории «государственное регулирование экономики», исходя из посылки о необходимости возложения на государство обязанности выполнения компенсаторских функций; адекватное раскрытие основных мотивационных установок бизнеса и государственных органов управления. При этом определяющее значение имеет осознание экономического развития не как самоцели, а как средства осуществления справедливой социальной политики.

Связи бизнеса с государственными органами управления должны строиться на базе системы принципов государственного регулирования экономики, в рамках которых ответственным за экономическую политику должно быть исключительно государство. В такую систему должны входить следующие принципы: свободная конкуренция; переориентация с традиционного определения меры государственного вмешательства в экономику на рост эффективности такого вмешательства; обеспечение полной определенности в вопросах собственности и формирование многоукладной экономики; стабильность регулирования экономики и отношений бизнеса с властными структурами посредством создания неукоснительного соблюдения общих правил хозяйствования (норм рыночного поведения); обязательное соблюдение по отношению ко всем субъектам хозяйствования нейтральности подхода в процессе государственного регулирования их деятельности; постоянная нацеленность на устранение административных барьеров между бизнесом и властными органами, а также между самими хозяйствующими субъектами.

В основу развития корпоративной социальной ответственности также должен быть положен ряд принципов, приемлемых для внутри- и межгосударственного распространения данного явления: признание добровольного характера корпоративной социальной ответственности; достоверность и прозрачность методов корпоративной социальной ответственности; сбалансированный и всеохватывающий подход к корпоративной социальной ответственности, включающий экономические, социальные и экологические аспекты, а также интересы потребителей; внимание к особенностям и потребностям среднего и малого бизнеса; совместимость с существующими международными договорами и нормативами. В качестве одной из современных форм контроля общества за реализацией социальных функций бизнеса предложены региональные центры гражданской активности, обеспечивающие общественное участие, экспертизу, мониторинг, консультирование социальных проектов.

Любой бизнес оказывает влияние на общество, но сам он не может обойтись без общества и государства, регулирующего условия для его нормальной работы. Отличительной особенностью нового этапа взаимоотношений власти и бизнеса стало появление в них социальной составляющей. Однако подавляющая часть российского общества не осведомлена о масштабах развития социальных функций и программах бизнеса, реализуемых в стране. Необходимо информировать общественность о социальной деятельности бизнеса путем вовлечения журналистов в обсуждение данной проблемы, а также через сотрудничество с известными общественными организациями. Требуется разработка и внедрение социального стандарта обязательств крупных бизнес — корпораций, ответственных перед собственными коллективами и населением регионов. Он должен иметь обязательный статус реализации социальных намерений, отличаться комплексным, системным подходом, увязанным с социальной ситуацией конкретной территории, быть пронизанным корпоративной идеологией, носить открытый, публичный характер, раскрывающий социальную позицию конкретных бизнес — корпораций в обществе, формировать позитивную практику взаимоотношений общества, бизнеса и государства. Целесообразно ввести в практику социальные отчеты и социальные рейтинги, по которым население может судить об успехах в социальной деятельности бизнес — структур.

Бизнес — структура должна соблюдать законы и нормы общественной жизни. Как производитель она должна производить безопасные надежные товары, устанавливать справедливые цены. Как работодатель — заботиться о материальном положении работников и недопущении их дискриминации. Как субъект управления ресурсами — эффективно их использовать и заниматься жизненно важными проблемами территорий, на которых она расположена. Как объект инвестирования — защищать интересы инвесторов и давать правдивую информацию о своем финансовом положении. Как участник социального развития — стимулировать и поддерживать инновации и признавать ответственность за воздействие на качество жизни окружающих. Кроме того, корпорация не должна участвовать в нечестной конкуренции или в необоснованном ее ограничении.

Наиболее важные области проявления социальных функций и ответственности бизнеса — потребительский рынок товаров и услуг; управление персоналом и корпоративная культура; среда обитания человека; взаимодействие с местным, региональным или федеральным сообществом; сфера прав человека; финансово-экономическая сфера. Мерилом деятельности социально ответственного бизнеса при этом должны стать не только объемы средств, потраченных на реализацию социальных функций бизнеса через соответствующие социальные программы, но и их эффективность.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 2:32 пп